Цели и задачи проекта (Положения о сотрудничестве)

Цель проекта

Предупреждение и профилактика социального сиротства, роста числа семей, не справляющихся с воспитанием и развитием детей вследствие ведения асоциального образа жизни, предупреждение и профилактика отказов от новорожденных детей по различным причинам, в том числе среди молодежи, воспитание осознанного материнства и отцовства.

 

Целевая аудитория

Семьи, имеющие в своем составе лиц с алкогольной, наркоманической и токсикоманической зависимостью, несовершеннолетние матери, сироты, жертвы насилия, семьи с тяжелобольными или смертельно больными, беременные женщины оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

 

Задачи проекта

1. Вернуть ребенка в реабилитированную семью, в которой ребенку будут обеспечены необходимые условия для жизни, развития, воспитания, а также оказывать всестороннюю помощь родителям по выходу из асоциального образа жизни.

2. Сохранение семьи, в случае отказа от ребенка кровными родителями, оставление ребенка в кровной семье, создание условий для его полноценного развития в этой семье.

3. Помещение ребенка в приемную семью на время прохождения родителями индивидуальной программы по реабилитации и адаптации родителей.

4. Оказание помощи семье в обретении социальных навыков в русле следующих социальных проблем:

- формирование желания излечиться от зависимости;

- гигиена жилища и места обитания;

- уход за детьми;

- воспитание детей;

- поиск работы (выяснение что умеет делать, чем бы хотел заниматься);

- оформление документов;

- умение решать проблемы;

- решение жилищных проблем;

- устройство детей в образовательные учреждения (детский сад, школа);

- медицинская помощь.

 

Принципы

1. Принцип своевременности

Предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказываются семья и дети. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение ребенка от родителей. Своевременное выявление неблагополучия семьи помогает избежать крайней меры – лишения родителей родительских прав.

2. Принцип гуманизма

Выражает готовность сотрудников Центра и специализированных учреждений прийти на помощь семье и ребенку, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи. Реализация этого принципа требует от специалистов активного комплекса мер, направленных на оздоровление семьи

3. Принцип индивидуального подхода

Предполагает учет социальных, психологических, функциональных характеристик семьи в выборе средств коррекционной работы.

4. Принцип стимулирования семьи к самопомощи

Предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройке взаимоотношений с детьми, направление на лечение, помогающее снять, ослабить алкогольную зависимость.

5. Принцип комплексного подхода к профилактической и коррекционной работе

Означает необходимость объединения социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении проблемы, отягощающей жизнь ребенка.

 

Основные направления работы

1. Диагностика

Сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. На основании полученной информации можно составить информационную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы, доходах семьи; состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношений в семье. Составление индивидуальной программы вывода семьи из сложившейся ситуации, и дальнейшей работы с семьей.

2. Профилактика и реабилитация

В целях реабилитации семьи, ее членов используются приемная семья, учреждения социального обслуживания семьи и детей, привлекаются специалисты: врач-педиатр, врач-психиатр, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, воспитатели, юристы, центры по реабилитации наркозависимых и алкозависимых граждан, православная церковь.

На время прохождения родителями индивидуальной программы по реабилитации и адаптации, ребенок (дети) помещаются в приемную семью, созданную Председателем благотворительного фонда «Русская береза», где дети также будут проходить реабилитацию, медицинское обследование, обучение и социальную адаптацию.

 

Совместная работа

- Администрация муниципального района

- Благотворительный фонд «Русская береза»

- Органы опеки и попечительства

- Управление социальной защиты населения

- Управление образования

- Социально-реабилитационный центр

- Органы внутренних дел

- Здравоохранение

- Отдел  молодежной политики

- Служба занятости населения

- Церковь

- Социально направленные благотворительные организации

- Центры по реабилитации наркозависимых и алкозависимых граждан

 

Алгоритм действий в отношении семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни, но желают пройти реабилитацию

1-й этап: получение Центром профилактики социального сиротства при БФ «Русская береза» информационного письма от органов опеки и попечительства о необходимости реабилитации семьи с приложением согласия родителей пройти реабилитационную программу с передачей всей необходимой информации о семье Центру.

2-й этап: изучение сотрудниками Центра семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

3-й этап: первичное обследование сотрудниками Центра жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

4-й этап: знакомство сотрудников Центра с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

5-й этап: знакомство сотрудниками Центра с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов (участковый, комиссия по делам несовершеннолетних, опека, органы соцзащиты, городской психолог, медицинские учреждения, нарколог, психиатр и т.п.).

6-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций, поиск путей решения сложившихся проблем.

7-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, центр защиты семьи, православные приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, центры по реабилитации наркозависимых и алкозависимых граждан и т.д.).

9-й этап: составление индивидуальной программы реабилитации и адаптации семьи, графика работы с неблагополучной семьей сотрудниками Центра.

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи в соответствии с программой реабилитации и адаптации семьи и графиком работы сотрудников Центра.

11-й этап: подведение итогов, выводы о результатах работы с неблагополучной семьей, передача всей полученной, в ходе работы, информации о семьи органам опеки и попечительства с рекомендациями Центра в отношении семьи прошедшей реабилитацию.

 

Алгоритм действий в случаях отказа, либо наличия желания отказаться от ребенка кровными родителями (по сообщению из родильного дома)

1-й этап: получение Центром профилактики социального сиротства при БФ «Русская береза» информации о выявленном случае, где женщина намерена отказаться или уже отказалась от новорожденного ребенка, от учреждения здравоохранения, либо органов опеки и попечительства.

2-й этап: оперативное реагирование Центром на поступивший сигнал. Выезд сотрудников Центра для знакомства с женщиной, для сбора необходимой информации и оказания психологической поддержки, исходя из их индивидуальных особенностей женщины: социальных, психологических, физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.

3-й этап: выявление факторов, подталкивающих женщину к принятию такого решения. Задача на данном этапе помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения, оказать эмоциональную поддержку, выразить заинтересованность и желание оказать помощь в трудный для нее период.

4-й этап: сотрудник Центра изучает документы в целях получения необходимой первичной информации, беседует с медицинским персоналом роддома о женщине (когда родила, состояла ли на учете в женской консультации, как попала в роддом, каково состояние ребенка и матери, имеет ли прописку, посещают ли женщину родственники, члены семьи, чем мотивируется отказ).

5-й этап: совместно с женщиной, по ее согласию, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, и осуществляются мероприятия по мотивации женщины для принятия ребенка, а также подписывается согласие на оказание реабилитационной помощи Центром.

6-й этап: сотрудниками Центра производится сбор информации о семье (жилищно-бытовых условиях, материальном статусе), по заявлениям и с согласия реабилитируемой женщины производится сбор информации из УВД, органов опеки и попечительства, здравоохранения (выясняется, стоит ли на учете в наркодиспансере, как злоупотребляющая алкоголем и др. психотропными препаратами, состоит ли на учете психодиспансере).

7-й этап: в случае необходимости, ребенок помещается в приемную семью на срок до 3 месяцев.

8-й этап: текущие и контрольные посещения семьи, оказание необходимой помощи в соответствии с программой реабилитации и графиком работы сотрудников Центра.

9-й этап: подведение итогов, выводы о результатах работы с семьей, передача всей полученной, в ходе работы, информации о семьи органам опеки и попечительства с рекомендациями Центра в отношении семьи прошедшей реабилитацию.

 

Алгоритм действий в случаях отказа, либо наличия желания отказаться от ребенка кровными родителями (по сообщению из женской консультации)

1-й этап: получение Центром профилактики социального сиротства при БФ «Русская береза» на ранних этапах информации от участкового врача-гинеколога о предстоящем отказе беременной женщины от будущего ребенка.

2-й этап: оперативное реагирование Центром на поступивший сигнал. Выезд сотрудников Центра для знакомства с женщиной по адресу ее проживания для сбора необходимой информации и оказания психологической поддержки, исходя их индивидуальных особенностей женщины: социальных, психологических, физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.

3-й этап: выявление факторов, подталкивающих женщину к принятию такого решения. Задача на данном этапе помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения, оказать эмоциональную поддержку, выразить заинтересованность и желание оказать помощь в трудный для нее период.

4-й этап: сотрудник Центра изучает жилищно-бытовые условия, материальный статус, производит знакомство с членами семьи и ее окружением, беседует с детьми, оценивает условия жизни и т.п.

5-й этап: совместно с женщиной, по ее согласию, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, и осуществляются мероприятия по мотивации женщины для принятия ребенка, а также подписывается согласие на оказание реабилитационной помощи Центром.

6-й этап: сотрудниками Центра по заявлениям, с согласия реабилитируемой женщины, производится сбор информации из УВД, органов опеки и попечительства, здравоохранения (выясняется, стоит ли на учете в наркодиспансере, как злоупотребляющая алкоголем и др. психотропными препаратами, состоит ли на учете психодиспансере) и пр.

7-й этап: подведение итогов, выводы о результатах работы с семьей, передача всей полученной, в ходе работы, информации о семьи органам опеки и попечительства с рекомендациями Центра в отношении семьи прошедшей реабилитацию.

 

Формирование Центра профилактики социального сиротства при БФ «Русская береза»

Необходимый кадровый ресурс для реализации Проекта: Руководитель проекта, социальный педагог, педагог-психолог, юрист, психотерапевт, дефектолог, педагог-организатор, бухгалтер, водитель.

Руководитель проекта наделяется особыми полномочиями и несет ответственность за:

- планирование проекта;

- контроль над ходом реализации проекта;

- расходование ресурсов на материальное поощрение.

Обязанности руководителя:

- координировать работу Центра;

- контролировать работу педагогов, психотерапевта, дефектолога;

- вносить предложения по улучшению условий функционирования центра;

- принимать участие в составлении программ, корректировки и контролировать их внедрение.

 

Экономическое и финансовое обеспечение

- В целях организации приемной семьи и временного помещения детей у которых родители проходят программу реабилитации необходимо жилое помещение от 300 кв.м. для размещения приемной семьи.

- Необходимо предусмотреть субсидии на ЖКХ и образовательные нужды детей, находящихся под опекой.

- Выделение средств на временное содержание детей.

- Оказание помощи в устройстве в образовательную школу на время нахождения ребенка в приемной семье.

 

Информационная поддержка проекта

- Создание информационных листов и плакатов о Центре в которых информативно содержится информация с предложением о помощи семьям, а также информация для привлечения благотворителей, желающих помочь данным категориям семей.

- Публикация информации о Центре в СМИ (ТВ, газеты, журналы, радио, сайты, госпорталы).

- Помощь в распространении информации на городских мероприятиях, в женских консультациях, родильных домах, поликлиниках, больницах, в органах опеки и попечительства, в органах социальной защиты, школах, жилых домах (по средствам управляющих компаний), в транспорте и т.п. С целью привлечения внимания лиц, являющихся целевой аудиторией проекта и обращению данных лиц за помощью в Центр.