Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
январь 2010

Содержание номера



СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП И ЦАРЬ ИОАНН ГРОЗНЫЙ

…Обратившись ко всему собору, святитель Филипп объявил, что вовсе не боится смерти и предпочитает умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита терпеть ужасы и беззакония настоящего времени…










Недавно на экраны кинотеатров вышел художественный фильм Павла Лунгина "Царь" о временах правления Царя Иоанна Васильевича Грозного. Критики, политики, религиозные деятели в спорах о фильме уже переломали гору копий. Встревать в кампанию по обсуждению фильма мы не будем. Мы вспомним лишь одного из главных героев фильма - святителя Филиппа, митрополита Московского, о жизни которого многие наши соотечественники узнали лишь из фильма "Царь".

Вашему вниманию предлагается житие святителя Филиппа, митрополита Московского, по книге "Жития Святых", написанной святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. (Москва. Синодальная типография. Издание 1904 года).

22 января по новому стилю Православная Церковь почитает память святителя Филиппа митрополита Московского (1507). Родился святитель в Москве от благочестивых и благородных родителей из славного рода бояр Колычевых, которые нарекли своему сыну имя Федор. Когда Федор вырос, он решил оставить мирскую жизнь, несмотря на то, что служил при дворе и заслужил любовь и благоволение малолетнего князя Иоанна Васильевича. Федор, оставил царский двор и удалился в Соловецкий монастырь. Игумен Соловецкой обители принял Федора и повелел ему трудиться на монастырских службах. Федор со смирением и усердием исполнял все, что ему велели делать: рубил дрова, копал в огороде землю, выносил помои, нес и другие трудные послушания. За его безропотное служение и терпение, некоторые иноки обители из зависти оскорбляли и били Федора. Но он никогда не гневался и с радостью и смирением переносил всё.

Господь вознаградил Федора за послушание и терпение, и юноша был пострижен в иночество с именем Филипп. За свои труды и добродетель, святой Филипп был поставлен в сан игумена Соловецкой обители. Будучи игуменом, святой предался еще большим подвигам и достиг еще большего совершенства в добродетелях. Обитель Соловецкая во время его управления процветала и благоукрашалась.

Между тем, слава о святом Филиппе дошла до благоверного Царя и Князя Иоанна Васильевича. В то время митрополит Всея Руси Афанасий оставил престол и Царь пожелал, чтобы на престол Российской митрополии возведен был святой Филипп.

Православный народ тогда пребывал сначала в мiре и любви; но враг рода человеческого (диавол), видя это и, ненавидя истину, воздвиг многомятежную бурю, возбудив вместо любви в православных христианах ненависть друг к другу. При дворе среди бояр начались свары, ожесточенная вражда и всякого рода злоумышления друг на друга. Своим коварством и междоусобиями они в самом Царе возбудили сильнейший гнев и ярость. От злых боярских наветов Царь начал бояться даже своих верных слуг, ближних родственников и друзей и был неукротим в гневе на бояр, видя в них своих врагов и крамольников. Царь разделил государство на две части, устроив себе особых телохранителей, под именем опричников, которые состояли при особе Царя и составляли особое управление. Опричники были избраны из князей, дворян и детей боярских; они имели свои поместья в отведенных под опричнину особых волостях; на содержание их были назначены даже особые города. Опричники имели свои права и преимущества. Другая часть России получила наименование "земщины" и отдана в заведывание земских бояр для управления общими делами государства и народа.

Опричники злоупотребляли данною им властью, угнетали народ, отнимали имущество, сопровождая свои разбои убийствами и пытками. Царь же верил в их верность и преданность, и поэтому управы на них нельзя было найти. В это время Царь и вызвал из Соловецкой обители Филиппа, объявив ему о своем желании видеть его на митрополичьем престоле. Филипп по своему смирению отказывался от принятия сана митрополита. Отказываясь принять высокий святительский сан, игумен Филипп объявил, что исполнит волю Царя, но с тем, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдала Русская земля. Царь ответил, что опричнина нужна для Царя и Царства, так как против него злоумышляют. Святой Филипп должен был уступить непреклонному желанию Царя и был возведен на митрополичью кафедру. Святителя уговорили не вступать в дела двора и опричнины и не удаляться с митрополии за то, что Царь не уничтожил опричнины, но советоваться с Царем, как советовались прежние митрополиты. Таким образом, святитель оставил за своей совестью свободу и долг печаловаться за невинно гонимых.

В первое время все было спокойно: Царь уважал святителя и благоволил к нему. Но потом, когда зверства опричников достигли крайнего предела, то святитель Филипп стал умолять Царя прекратить неистовства опричников и обличал самого Царя за казни людей. Тогда Царь пришел в сильный гнев на святого, угрожая ему муками и ссылкой. Митрополит пренебрегал царскими угрозами и не переставал высказывать истину. Вражду против святителя с особенной ревностью возбуждали в Царе опричники, клеветавшие на митрополита и поддерживавшие Царя в уверенности, что митрополит держит сторону бояр и служит их орудием. Когда же неистовства опричников стали усиливаться, и Царь нимало не исправлялся и совершал злодейства и жестокие казни, святитель, испытав недостаточность тайных вразумлений Царю, выступил с открытыми всенародными обличениями против него и опричников.

К прискорбию, нашлись предатели между духовными лицами, старавшиеся только об угождении Царю, и непрестанно доносили ему тайно и явно хульные речи на митрополита. В своих злых делах объединились они с царскими советниками Василием Грязным и Малютой Скуратовым. Малюта и Василий были любимыми опричниками Царя Иоанна Грозного, отличались особой жестокостью. Все они измышляли против святого различные козни и старались низвергнуть его с митрополичьего престола. Царь же не хотел просто низвергнуть святителя Филиппа. Царь послал на Соловки епископа Суздальского Пафнутия и князя Василия Темкина разследовать, какова была прежняя жизнь святителя. В монастыре посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить Царю. Одних из иноков ласкою и мздоимством, других - обещанием высших духовных почестей, третьих - угрозами убедили они сделать нарекание на святого. А тем старцам, которые не захотели наговаривать на святителя Филиппа, нанесли тяжкие побои, повелевая им говорить о святом непристойное. Старцы же, несмотря на мучения, продолжали говорить правду о митрополите, что житие его в обители было непорочно. Но царские посланцы не хотели о том и слушать. Из монастыря взяли они в Москву с собой игумена Соловецкого Паисия, которому обещали епископский сан, и других клеветников, лжесвидетельствовавших на святителя Филиппа. Прибывшие из Соловков клеветники представили Царю свитки, в которых были написаны свидетельства против святого. Царь повелел во всеуслышание прочесть их, после чего лжесвидетели начали словесно клеветать на святителя. Святитель не оправдывался и стал снимать все знаки своего сана. На наглые клеветы Паисия, первосвятитель лишь кротко ответил: "Чадо, что сеешь, то и пожнешь". Затем, обратившись ко всему собору, он объявил, что вовсе не боится смерти и предпочитает умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита терпеть ужасы и беззакония настоящего времени, после чего снял с себя белый митрополичий клобук и мантию.

Но Царь велел ждать судебного приговора.

На другой день, когда святой Филипп служил в Успенском соборе Московского Кремля, Царь послал туда своего боярина Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал вслух прочитать приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святого, как дикие звери, содрали с него святительское облачение, одели его в простую монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями.

Святитель Филипп в заточении

В монастыре святой митрополит просидел неделю в смрадной темнице в тяжелых оковах и томимый голодом. Потом он был перевезен в монастырь святителя Николая, так называемый Старый. Не довольствуясь тем, что терпел святитель, Царь подверг пыткам и казням служащих ему детей боярских: из родственников его Колычевых умерщвлены один за другим десять человек. Голову одного из них, Ивана Колычева, особенно любимого святителем, Царь прислал митрополиту в темницу. Святитель поклонился пред нею до земли, благословил ее, с любовию облобызал и отдал принесшему.

Потом по воле Царя святитель был сослан в Тверской Отрочь монастырь. В монастыре святитель был около года в заточении в сыром и мрачном подвале. Митрополит Филипп очень много претерпел там от приставников.

Как-то Царь, совершал опустошительный набег на Новгород. О новгородцах было донесено Иоанну Грозному, что они готовы предаться польскому королю (в продолжении шести недель Царь совершал в Новгороде страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев). Приближаясь к Твери, он вспомнил о святом Филиппе. И послал ко святителю Малюту Скуратова. За три дня до этого святитель говорил бывшим при нем: "Вот и приблизился конец моего подвига", - причастился честных и животворящих Христовых Таин. Вошедши в келию святителя Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением сказал: "Владыко святый, дай благословение Царю идти в Великий Новгород". Но святой отвечал Малюте: "Делай, что хочешь, но дара святого не получают обманом". Тогда безсердечный злодей задушил святого Филиппа подушкой (†1569).

Врагов святителя в скором времени постигло наказание. Царь, осознав свою несправедливость, повелел разослать всех клеветников в заточение по различным монастырям, а некоторых казнил.

После смерти Иоанна Грозного, престол русского Царства занял сын его, благочестивый и Великий Князь Федор Иоаннович. (Царствовал 1584-1598). Через 21 год после мученической кончины святителя Филиппа, игумен Соловецкой обители с братией обратились к благочестивому Царю Федору с молением, чтобы он повелел перенести тело святого из Отроча монастыря в Соловецкий. Царь дал им разрешение. Братия нашла тело святителя целым и неповрежденным, так, что тление не коснулось даже его одежд, а от мощей святителя истекало миро и наполнило воздух благовонием. С честью перенесли иноки тело святителя Филиппа в свой монастырь и погребли. В Царствование благочестивейшего Царя Алексея Михайловича Романова, нетленные мощи святителя были перенесены в Москву и положены в новой раке в Успенском соборе московского Кремля, где и почивают доныне.

P.S. Царствование династии Рюриковичей завершилось со смертью сына Иоанна Васильевича Грозного - Федора, который умер бездетным.

Святитель Филипп был великой духовной фигурой в смутное для русского православного народа время, был его заступником, и жизнь свою положил за русский народ. Он, с Божией помощью, нёс свой молитвенный и человеческий подвиг во имя нашей многострадальной Родины. Память о святителе должна навсегда остаться в наших сердцах и в сердцах наших детей, мы должны знать и чтить всех покровителей Земли Русской. Митрополит Филипп один из главных предстателей за нас, русских православных, пред Господом, и имеет особую благодать молиться Всевышнему о возрождении Отечества нашего Российского.

Святителю, отче Филиппе, моли Бога о нас!

 

Содержание номера



 

Новые проекты Благотворительного фонда "Русская Берёза"

 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100