Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
январь 2011

Содержание номера



«БЛАГОСЛОВЕННЫЕ АЛКОГОЛИКИ»

 

«БЛАГОСЛОВЕННЫЕ АЛКОГОЛИКИ»

Михаил Алексеевич Дмитрук

Нет безнадёжных пьяниц и наркоманов. При желании каждый из них может избавиться от своей болезни. С точки зрения медиков она неизлечима, но невозможное человекам возможно Богу. В этом убедились более тысячи выздоравливающих, которые посещают православный профилактический комплекс «Метанойя» при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. 14 декабря этот комплекс торжественно отметил своё пятилетие. Я побывал на этом празднике, помня о наших читателях, большинство из которых живут в глубинке. И с радостью узнал, что с любым их них, как бы далеко он ни жил от Москвы, может произойти это чудо Божие, если он будет к нему стремиться.

Немощь преодолима

Архимандрит Алексий (Поликарпов),
игумен Пётр (Мещеринов),
нарколог Олег Зыков
на 5-летии центра.

Вот что сказал, открывая праздник, насельник Данилова монастыря, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи игумен Пётр (Мещеринов):
— На примере одного человека можно показать, чем занимается наша программа. Представьте себе сельский приход, где люди проводят основное время в заборах о корове и огороде. И туда пришёл человек совершенно спившийся, как в последнее пристанище перед тем, как отойти в мир иной. Он погибал не только от алкоголизма, но и от наркотической зависимости. Но через несколько лет, благодаря нашей программе, он имеет семью, двоих детей, свой маленький бизнес. При этом он стал церковным человеком, верующим христианином, и я даже не побоюсь таких высоких слов — светом для своего окружения. Потому что, будучи бизнесменом, он является работодателем, и его подопечные тоже просвещаются светом церковным и светом трезвости. Вот это и есть, собственно, наша программа. Суть её в том, что она возвращает людей к жизни.
Игумен Пётр рассказал, что эта программа возникла в 2005 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия. И в её основу была положена всемирно известная методика «12 шагов» (к здоровью). Их делают зависимые и члены их семей, еженедельно посещая группы в комплексе «Метанойя». Там они получают профессиональные консультации психологов и психотерапевтов, с ними ведут беседы священнослужители. И, начиная выздоравливать, люди приходят в храм, участвуют в церковных молитвах и таинствах: только с Божией помощью они могут получить окончательное исцеление.
Занятия по этой программе за пять лет прошли при монастыре более тысячи человек, большинство из которых обрели трезвость, стали церковными людьми. И вся эта работа с ними проводилась бесплатно.
— «Метанойя» переводится на русский как покаяние, — объясняет игумен Пётр. — Но это греческое слово шире вот такого нашего привычного, несколько замыленного слова: это перемена образа мыслей и перемена образа жизни. И действительно, такая метанойя реально совершается с теми людьми, которые к нам приходят.
Батюшка подчеркнул, что «12 шагов» к здоровью, во время которых с людьми происходит чудесная перемена, — это не какая-то местная программа, она признана  во всём мире. Об этом свидетельствуют, например, поздравление и благословение к пятилетию «Метанойи», которые прислал глава Православной Церкви Америки митрополит Иона (Паффхаузен). Он, в частности, написал:
«Программа реабилитации при приходах ПЦА имеет столетнюю традицию. Правящий архиерей в Америке Святитель Тихон (Белавин) уже к 1904 г. создал общества трезвости при каждом приходе Аляскинской епархии. Дополненные и обогащённые достижениями современной психологии, революционными методиками, двенадцатишаговыми программами, православные реабилитационные программы приносят помощь тем страждущим, которым уже не может помочь никто, которые по человеческому разумению безнадёжны. Но каждая заблудшая овца ценна в очах Божиих. И пастыреначальный Господь наш Иисус Христос посылает нас, чтобы найти каждую овцу и привести её в Отчий дом».
Скептики могут возразить: даже если завсегдатаи «Метанойи» пять лет не брали в рот спиртного, то это вовсе не означает, что их «вытащили» полностью и они никогда не сорвутся.
Да, никто не может этим похвалиться, болезнь способна возвратиться, — признал настоятель Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов):
— Я думаю, что немощь есть у каждого, но это вот искреннее покаяние, когда человек говорит о себе, что он страждущий и имеет искреннее желание исправиться и стать другим человеком, это очень важно, очень похвально, это принцип христианской жизни. Мы немощны, но мы стремимся к свету, к благодати.
Двое таких «немощных» согласились выступить перед гостями праздника, заполнившими актовый зал воскресной школы при Даниловом монастыре. Организаторы встречи попросили выключить телекамеры и фотоаппараты, чтобы не травмировать этих людей. Но разрешили записывать их речь на магнитофон. И то, что они рассказали, даёт надежду на исцеление миллионам пьяниц России. Это действительно чудо Божие: признавая и называя себя алкоголиками (с медицинской точки зрения), люди, делающие «12 шагов», годами не пьют и ведут полноценный образ жизни.
— Пять лет назад я первый раз на негнущихся ногах переступил порог группы анонимных алкоголиков, — взволнованно рассказывал интеллигентного вида мужчина лет сорока пяти. — И, с трудом сдерживая волнение, произнёс: «Меня зовут Николай, я алкоголик»… Несколько десятков пар глаз смотрели на меня с большим вниманием и, как мне показалось, с какой-то любовью. Хотя за что меня было любить: я пришёл в абсолютно разобранном состоянии, небритый, в какой-то грязной одежде. Но они меня приняли как своего. Было очень много значимых фраз на этой группе, не могу всего вспомнить. Но главное — я поверил, что вместе с ними стану трезвым…
Слава Богу, за пять лет у Николая не было ни одного «мокрого» срыва, хотя эмоциональные срывы случались неоднократно. Он откровенно признаёт, что не уверен в своём окончательном выздоровлении. Но теперь он знает, что надо делать, чтобы «мокрых» срывов не было.
— Нужно не останавливаться на достигнутом, — говорил выздоравливающий, — каждый день идти вперёд, а лучше вверх. Как только мне кажется, что я чего-то достиг, как только я начинаю почивать на лаврах, алкоголь заходит без стука в мою жизнь. И опять я начинаю метаться из угла в угол, задавать себе вопросы, и опять я в абсолютно разобранном состоянии. И выход только один — собираться и идти на группу. И там я получаю «инструменты», с помощью которых борюсь со своим недугом, со своим врагом — алкоголем. И ответы на вопросы я тоже нахожу на группе.
Что для меня «Метанойя»? Здесь происходит чудо: на этой группе все — одна семья. Люди обращаются за советом, что-то я говорю, что-то черпаю из других выступлений. И этому чуду я очень благодарен. Благодарен той атмосфере трезвости, которая невидимо витает в этих стенах. Благодаря «Метанойе», благодаря Богу я сегодня трезвый…
— А меня зовут Валя, я алкоголичка, — сказала красивая пожилая женщина с некоторым вызовом и весело помахала рукой собравшимся. — 18 октября 2005 г. я впервые переступила порог группы анонимных алкоголиков. И увидела красивых молодых людей, которые ровесники моим детям и моим внукам (тут Валентина заплакала, но быстро взяла себя в руки, — Д.М.А.). И я пришла в эту аудиторию со своими проблемами. Я очень благодарна одной сестре, которая была возраста моей дочери, она подошла ко мне и сказала: «Валя, ходи, только ходи».
Но путь к здоровью оказался для Валентины очень тяжёлым. На протяжении «трёх лет и девяти месяцев» она часто срывалась, начиная безудержно пить, а потом с трудом приходила в себя. Главной причиной тех неудач она считает то, что не признавала себя алкоголичкой. Мол, у неё муж, семья, дети, внуки — она такая хорошая. А на самом деле страдала «коварной и неуправляемой» болезнью.
— Когда я переступала порог монастыря и здесь продавали напитки спиртные, вы знаете, я не удерживалась, вот честное слово, — очень искренне сказала Валентина, вызвав смех в зале, — только с Божией помощью я поборола это искушение. И когда я встретила одну сестру — свою ровесницу, то вздохнула: «Ну, слава Богу, не одна я такая».
Сейчас Валентина очень благодарна своим «братьям и сёстрам» (так здесь называют друг друга анонимные алкоголики). Она низко кланяется психологам, которые помогли ей «открыть своё сердце, понять болезнь». Когда она уже была среди анонимных алкоголиков, у неё родился… правнук. Сейчас ему уже три года.
— А прабабушка трезвая только один год и три месяца, — сказала она в завершение, с трудом сдерживая слёзы. — Потихонечку, но я выздоравливаю.

Помощь Божия

Выступление двух выздоравливающих произвело потрясающее впечатление на гостей праздника, сидевших в зале и стоявших у стен. Они бурно аплодировали героям… Я написал последнее слово без кавычек, потому что годами бороться с «неизлечимым» недугом и побеждать его — это настоящий подвиг, тяжесть которого, наверное, могут до конца понять только алкоголики. Желая помочь им в этой нелёгкой борьбе, после окончания торжественной части я разыскал в кулуарах организаторов и почётных гостей праздника и подробно расспросил их о том, где и как могут исцелиться зависимые.

Игумен Иона и протоиерей Алексий
с гостьей праздника.

Суть программы «12 шагов» объяснил настоятель храма Николая Чудотворца в деревне Аксинино Одинцовского района Московской области протоиерей Алексий Гостев:
— Это духовные принципы выздоровления. Человек, с одной стороны, получает их, посещая, группы выздоравливающих — себе подобных зависимых, а с другой стороны, воплощает их в своей жизни. Первое — это признание своего бессилия перед зависимостью от алкоголя или наркотиков как чего-то объективного, превышающего наши человеческие силы. Второе — это признание того, что только от Бога мы можем получить помощь. Третье — мы препоручаем себя и свою жизнь Богу… И так далее.
«12 шагов» — это как бы концентрированное Евангелие для алкоголиков или зависимых, применение духовных принципов — смирения, любви, покаяния и других — к проблеме зависимости.
Это и есть те «инструменты», о котором говорил непьющий алкоголик?
— Да. Точнее, это психотерапевтическая программа, которую наполнили православным содержанием в центре «Метанойя».
— Но программа «12 шагов» родилась на американской почве, в протестантской среде. И были большие опасения, что она не подходит в православной России…
Эти предубеждения были развеяны. Лично для меня они развеялись в ходе практической деятельности. Слава Богу, мы имеем возможность использовать велосипеды, очки и много других приспособлений, которые придуманы не в православном мире. И от этого не иссякает наше православие. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «…И врачей создал Господь».
Программа «12 шагов» является незаменимой помощью тем, кто страдает от зависимости. Получив эту вот помощь, евангельскую по своим истокам, дальше мы можем уже приходить в церковь, где будет духовный рост и христианская практика. Но без этого вот фундамента нормальная духовная жизнь, да и просто жизнь для таких людей невозможна.
Лично я, как священник, могу сказать, что для меня «Шаги» тоже являются очень важным инструментом реализации того, о чём все мы прекрасно знаем, высоких принципов духовных, заповедей евангельских. Потому что очень много в нашей духовной жизни, к сожалению, оказывается декларативным. Как говорил апостол Павел: «То, что не желаю, злое, творю», — прекрасно понимая, что должно быть иначе. И как в нашей повседневной духовной жизни анализировать то, что происходит, как преодолевать какие-то конкретные немощи, очень хорошо объясняют «Шаги».
С какими видами зависимости борются в «Метанойе»?
— Алкоголизм, наркомания и созависимость.
Последняя является следствием двух первых?
— Невозможно жить в семье рядом с больным, потребляющим алкоголь или наркотики, и оставаться психически здоровым, нормальным человеком. Он оказывается вовлечённым в эту болезнь. Мы без конца говорим: «Не пей! (Не кури! Не колись!)». Казалось бы, просто читаем нравоучение, а на самом деле, с точки зрения психологов, сами впали в зависимость, от которой надо лечиться.
Когда твой муж или сын алкоголик, ты не сможешь оставаться здоровым человеком, потому что все твои реакции внутренние поражены алкоголем. Конечно, сначала мы стремимся помочь алкоголику, потому что ему уже «не до жиру, быть бы живу». Но в целом решить проблему можно, только занимаясь оздоровлением всей семьи.
То есть, в идеале, надо лечиться не одному алкоголику, а всей его семье?
— В идеале да, это сто процентов. Но кто-то должен сделать первый шаг. Советую достать переведённую на русский язык большую книгу американских авторов «Анонимные алкоголики (рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма)». Если болен православный человек, то пусть он не сомневается: мы, священники, благословляем использовать эту книгу. Она написана протестантами, но в ней нет ничего конфессионального. Это как Евангелие — мы же все им пользуемся. А когда русский человек начинает работать над собой по этой книге, он понимает, что для успеха ему необходимо воцерковиться в Православной церкви; это рекомендуют и священники, и психологи. И чаще всего так и происходит.
Батюшка, Вы живёте в Подмосковье и знаете, как сейчас спиваются люди в российских деревнях и сёлах. Как им помочь?
— Не надо бояться групп анонимных алкоголиков, которые создаются в некоторых деревнях. Это прекрасное средство. Когда рядом нет медиков и церковников, очень хорошо просто собираться вместе и друг другу помогать. Здесь нет ничего противоречащего православию, противоречащего Евангелию, а прямо наоборот.
Сам дар жизни дан нам Господом. Возможность этот дар реализовывать, несмотря ни на какие социальные тяготы, — она всегда нам даётся, если мы к этому стремимся. Не впадать в уныние, не складывать руки, не плыть по течению — вот что я могу посоветовать жителям глубинки. Надо стремиться к свету, даже если нет возможности зарабатывать в полной мере на жизнь. Приложить свои руки к созданию какой-то красоты, радости, гармонии — это всегда возможно.
Конечно, будет очень хорошо, если у вас в деревне есть церковь, где работают с зависимыми. Но группы анонимных алкоголиков, наркоманов и  прочих — это тоже прекрасное средство, рука помощи, которую Господь протягивает.
У нас в Одинцовском районе много сёл и деревень, но группы пока есть только в самом Одинцове. К сожалению, у нас всё хорошее происходит медленно, а всё плохое быстро. Но я думаю так: когда есть желание выздоравливать, а не погибать, желание получить помощь, всегда Господь идёт навстречу. Нужно не складывать руки и обращаться к нам сюда за помощью.
Сюда — это куда?
— В Данилов монастырь, в центр «Метанойя». Или ко мне, в центр «Метанойя-2». Это метро Полежаевская, наркологический диспансер № 12. В четверг, в 18 часов каждую неделю там проходит наша встреча. Не знаю, как из Владивостока, но из Московского региона можно к нам приехать. Мы готовы послужить проводниками помощи Божией.

Выздоровление всю жизнь

Во время советской власти в нашей стране православные люди, мягко говоря, настороженно относились к психиатрам, психологам и психотерапевтам — представителям наук о душе, в существование которой они не верили, пытавшимся управлять человеческой психикой как бездушной машиной. Но за последние четверть века многое изменилось. Появились священники, которые стали изучать и использовать законы психики, открытые учёными. И появились учёные, верующие в Бога.
Ярким примером такого взаимопроникновения когда-то враждебных сфер может служить доктор медицинских наук, бывший главный психиатр города Москвы, ныне игумен Анатолий (Берестов), который написал много интересных и полезных книг в содружестве в игуменом N. Кстати, в Душепопечительском центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадского на Крутицком подворье под руководством отца Анатолия много людей избавились от алкголизма и наркомании; несколько лет они живут без срывов, то есть стали практически здоровыми людьми. Причём, процент сорвавшихся здесь в несколько раз меньше, чем в обычных наркологических диспансерах. Необычный успех игумена Анатолия во многом объясняется тем, что в нём в одном лице гармонично соединяются психиатр и священнослужитель. Но это очень редкий случай, который невозможно тиражировать.
В Даниловом монастыре пошли по другому пути — создали православный профилактический комплекс «Метанойя», где плечом к плечу трудятся обычные священнослужители и психиатры. Вместе они добиваются результатов, намного превышающих те, что могли бы получить, работая по отдельности. Поэтому после интервью с православным священником нашим читателям будет весьма полезно взглянуть на проблему зависимости с противоположной стороны — глазами психиатра.

Нарколог Олег Зыков и
протоиерей Алексий Гостев.

Вот что рассказал, отвечая на мои вопросы, почётный гость праздника — президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», член Общественной палаты РФ, кандидат медицинских наук Олег Зыков:
Олег Владимирович, я был потрясен, услышав исповеди «алкоголиков» и «алкоголичек», которых раньше считали безнадёжными, а теперь они несколько лет совершенно не пьют. Почему православному профилактическому комплексу «Метанойя» удаётся то, что не под силу «ведущим наркологам», докторам медицины и академикам РАМН?
— В конечном итоге всё определяется ресурсом личности. Человек должен оказаться в такой среде, в которой его ресурс раскроется. Это возможно только, во-первых, если к нему уважительно относятся как к личности. Нельзя помочь человеку, его не уважая. А когда человек приходит в обычный наркологический диспансер, его там никто не уважает. Его там насилуют: лишают прав, возможностей, делают какие-то уколы, не интересуясь его личностью.
Унижают…
— Да, и по большому счёту наше общество в целом унижает алкоголика и наркомана. Но нельзя помочь человеку, которого ты унижаешь. Если общество создало атмосферу, в которой у человека не появляется человеческого достоинства в процессе выздоровления, то он не будет выздоравливать.
И «Метанойя» в этом смысле часть того мира, который я называю лечебной субкультурой. Это тысячи и тысячи людей, которые ходят в группы анонимных алкоголиков. Когда человек приходит на такую группу, главное, что происходит там — он встречает уважение к себе как к личности. И через это уважение проникает информация, как другие люди решают свои проблемы.
Для того чтобы человек стал выздоравливать, он должен получить информацию, как другие это делают. Он не будет выздоравливать, если не погрузится в атмосферу, где есть огромное количество коммутационных каналов, с помощью которых он может понять, как ему жить с этой проблемой. Проблема ведь не в биологической зависимости (она решается просто), а в социальной и духовной.
Алкоголизм — это социальное и духовное заболевание. Биологически оно неизлечимо, но социально и духовно излечимо — человек выздоравливает.
Извините, непонятно: как может выздороветь человек с неизлечимым заболеванием?
— Как любое хроническое заболевание, алкоголизм неизлечим. Для сравнения: у человека сахарный диабет. Он биологически неизлечим. Но человек начинает вести здоровый образ жизни и становится практически здоровым. Точнее — его выздоровление продолжается всю жизнь.
Когда меня спрашивают, сколько времени человек должен избавляться от алкоголизма, я отвечаю вопросом: «Сколько человек должен нравственно развиваться?» Сколько?
Всю жизнь.
— Очень простой ответ.
Выходит, лечение алкоголизма становится способом нравственного развития?
— Конечно! И «Метанойя» стала частью этого мира выздоровления. Она дала возможность войти в этот мир людям, которые имеют православное мышление, то есть близкое к ценностям Православия.
Для выздоровления личности Православие очень важно — с точки зрения выбора самого человека. Но не надо путать процессы выздоровления и воцерковления как технологии. Хотя воцерковление нельзя назвать технологией — это жизнь. А вот «12 шагов» — это технология. Она не протестантская, не православная.
— Но в её основу заложены христианские идеи?
— Она имеет в основе идеи духовности. Просто «12 шагов» были придуманы в протестантской среде в Америке, поэтому в программе есть христианские мотивы. Но дальше это очень быстро перешло в профессиональную групповую психотерапию.
Я психиатр по образованию, и внутри психиатрии есть много разных технологий. Например, арттерапия — она не православная и не неправославная. Но если на неё ходят православные люди, она становится православной.
Группы анонимных алкоголиков и наркоманов есть во всех странах. Например, сейчас они бурно развиваются в Иране. Это тоталитарное теократическое государство, в котором страшная наркомания. Но муллы поняли, что с помощью «12 шагов» люди выздоравливают, и приветствовали появление этих групп. Они собираются, в том числе, и на базе мечетей. И понятно, что анонимные наркоманы в Иране — они, в основном, мусульмане. Но мусульмане равно в той степени, в какой они находятся в этой среде, ходят в эту мечеть, живут в этой стране.
И здесь то же самое: больные являются православными равно в той степени, в какой они ходят в православный храм, живут в нашей стране. Анонимные алкоголики заинтересованы в том, чтобы выздоравливать по определённой психотерапевтической программе; но когда человек приходит в группу, которая собирается в православном храме, то в процессе выздоровления он, погружаясь в общую атмосферу, может обрести и веру. И тогда внутри человека объединяются процессы выздоровления и воцерковления.
Некоторые говорят: «Давайте воцерковлять «12 шагов»», — но это глупо! Нельзя воцерковлять по психотерапевтической программе, даже если она очень эффективная.
Извините, никак не могу задать очень болезненный вопрос: из Вашего объяснения получается, что жена (или мать), которая постоянно ругает мужа (или сына) за пьянство, искренне желая, чтобы он перестал пить, на самом деле унижает его и тем самым усугубляет заболевание, делает невозможным выздоровление?
— Конечно — абсолютно! Поэтому, когда ко мне приходит такая жена (или мать), я обсуждаю с ней не здоровье её мужа (или сына), а её собственное здоровье. И отправляю в группу для созависимых «Аланон», куда ходят родственники анонимных алкоголиков. А есть ещё «Наранон» — это родственники анонимных наркоманов. Таких групп много, в них родственники избавляются от своей созависимости.
Они поняли, что сами больны?
— Конечно, и это главное. Вообще никто выздоравливать не будет, если он не осознает, что он болен, — абсолютно! И начало выздоровления связано с тем, что через вот это уважение к человеку мы помогаем ему осознать, что он болен. Признав себя больным, он начинает выздоравливать. Для успешного лечения человек должен признать свою слабость перед алкоголем, наркотиками или созависимым поведением, перед игроманией — какая разница…
Вот! Эта болезнь сейчас бурно распространяется. С раннего детства люди увлекаются компьютерными играми — порой на всю жизнь. Они испытывают неодолимое влечение к этим «забавам» подобно страстным картёжникам или игрокам в рулетку. По сути, эта одна и та же болезнь?
— Конечно. В Москве есть десять психотерапевтических групп анонимные игроков — любых. И картёжники, и компьютерщики могут ходить в одну группу. Более того, игромания принципиально ничем не отличается от алкоголизма, потому что зависимость одна и та же.
Поэтому можно сегодня пить, а завтра играть?
— Именно это и происходит всегда. Какая разница, чем человек себя убивает: героином, алкоголем, компьютерными играми — это вторично. А первична его слабость социальная и духовная, которую он начинает восполнять с помощью разрушительных форм поведения. Каких именно форм? Это уже определяет мода.
Раньше от плохой жизни человек «прятался в бутылку», а сейчас — в компьютерную игру?
— Абсолютно!
Какие ещё есть виды зависимости?
— Сексоголизм, переедание…
Это тоже сродни наркомании?
— Конечно, и в Москве есть группа анонимных объедальщиков. Всё это — зависимые формы патологического поведения, которые имеют одну и ту же природу.
Объедальщики тоже могут использовать «12 шагов»?
— Да, и они используют эту программу в своей группе.
И потом не надо путать: есть группы самопомощи, где люди собираются для общения и обсуждают свои проблемы. А есть активная реабилитационные программа, которой является «Метанойя». Здесь активно помогают человеку войти в мир выздоровления. «Метанойя» является частью этого мира.
А столичные объедальщики — это группа самопомощи. Хотя на базе 12-го наркологического диспансера Москвы, где я работаю, сейчас формируется для них реабилитационная программа.
Ещё один болезненный вопрос. В России спились чуть ли не все сельские жители. Но они обычно считают, что вылечиться от алкоголизма можно только в городе. Неужели их положение безнадёжно?
— Это неправда. Я был в деревнях, где есть группы анонимных алкоголиков. Анонимность — ведь это не то, что человек скрывает свою фамилию. Он скрывает свою болезнь от других и самого себя.
Человек не хочет признать, что он болен?
— Да, алкоголик всегда находится в борьбе с самим собой, пытается доказать себе, что он обычный человек и просто выпивает иногда. Это гордыня, преодолевать её очень тяжело. Но это часть процесса выздоровления.
И когда мы говорим об анонимности, это не означает, что люди в группе друг друга не знают. Наоборот, в деревне все знают друг друга очень хорошо.
В каких областях России есть сельские группы анонимных алкоголиков?
— Я видел их в подмосковных деревнях. Но знаю, что они есть и в других областях. Это универсальный механизм. Мы — люди, и через общение с ближним ты можешь ему помочь — это простая мысль, очевидная. И если это делать по определённой логике психотерапевтической, то твоя помощь может быть очень эффективной.
Поэтому на селе спились далеко не все. Я видел группы анонимных алкоголиков во многих деревнях. Там замечательная атмосфера формируется. Алкоголики ходят в свои группы, а их супруги – в группы самопомощи для жён.
Для пьющих жён или созависимых?
— Каких хотите: это вопрос самоидентификации. Избавление от алкоголизма — процесс трудный, потому что он связан с духовным выбором и должен предполагать эволюцию твоей души. Не все на неё способны. Но уж извините, от зависимости избавляется тот, кто способен на такой труд.
Что, деревенские люди не способны на душевную теплоту? Это неправда. Но проблема в уважении к этим людям, желающих решать свои проблемы. Мы, как общество, этих людей не уважаем, мы их уничтожаем. Но, объединившись, они могут спастись.

Обретение гармонии

Нарколог Олег Зыков и
игумен Иона (Займовский).

И в завершение я хочу подарить читателям удивительное откровение, которое сделал на празднике человек, благодаря которому Православная Церковь признала международную программу «12 шагов», — руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками при Даниловом монастыре Игумен Иона (Займовский). Он сказал буквально следующее:
— Благословенные алкоголики…
?!
— Я поясню. Помимо двух составляющих алкоголизма — химической зависимости, болезни и, конечно же, пленения страсти, греховных последствий — в этих людях есть нечто третье, на что обычно не обращают внимания. А именно — невыносимость, невозможность жить в этом скучном, жёстком, обрыдлом, падшем мире. Выйти, убежать из этого мира (при помощи химического вещества, конечно), обрести мир в душе, гармонию и свет — вот каково изначальное побуждение алкоголика. Из падшего мира прыгнуть в гармонию. Правда, неверными и больными методами, не теми путями, которые Бог создал для человека. Но ведь мы знаем, что именно к ошибающимся, больным, слабым и бедным людям и пришёл Христос. И приняли его, прежде всего, те, кто, как алкоголики, чувствовали эту падшесть и пакость порядка вещей земного и стремились к лучшему.
Эти люди стремятся к чистоте, к вечности, к миру и к Богу. И надо сказать, что выздоравливающие алкоголики — я засвидетельствую — это лучшие христиане, сознательные, искренние члены Церкви. И их болезнь оборачивается благословением для Церкви. И я очень рад, что, празднуя сегодня пятилетие нашей программы, Церковь откликается на это. И важно то, что не только Церковь помогает выздоравливать алкоголикам, но и алкоголики помогают Церкви осознавать своё исконное призвание.
Говорят, невозможно избавиться от алкоголизма или наркомании, не изменив среду. Мол, дружки всегда будут тянуть больного в своё болото, как бы он ни старался из него выпрыгнуть. Поэтому надо порвать с ними, сменить место жительства?
— Это один из факторов, но не самый главный. Понимаете, алкоголик может попасть в тюрьму, или уехать в другую страну, или уйти в монастырь, но он будет продолжать пить (а наркоман будет употреблять). Потому что болезнь внутри него. Он носит болезнь в себе, она не вне его.
Это один из мифов об алкоголизме, что нужно обязательно поменять среду. Где бы ни был зависимый, ему будет плохо, он будет испытывать «жажду целостности». И он будет пытаться «найти гармонию» в стакане.
Конечно, среда может повлиять. Но она может и повредить. У меня есть друг-алкоголик (сейчас выздоравливающий), который ушёл в монастырь, думая, что болезнь останется за его стенами. Но и там он начал пить вовсю, у него были ужасные истории, его наказывало начальство, чуть не выгнали. Монах был в полном отчаянии. Думал, что болезнь и он — это разное. Мол, алкоголизм — это грех (один из распространённых церковных мифов). Конечно, грех, но грех по проявлениям. Проявления болезни провоцируют человека на безнравственное поведение.
— Насколько я Вас понял, надо бороться с болезнью, которая внутри нас, а не бороться с окружающей средой?
— Совершенно верно. Мы сотрудничаем с психотерапевтами, используем их методики. Но главное — это встреча с Церковью и её таинствами. У нас же, при Даниловом монастыре центр православный. Мы говорим о Христе, читаем Евангелие, многие приходят ко мне на исповедь. В четыре часа заканчивается программа занятий, а в пять часов в храме бывает половина «Метанойи». Мы специально сделали начало занятий в субботу в два часа, чтобы люди побыли на программе, пошли на исповедь, а утром причастились.
— Как говорили выздоравливающие, они получают инструменты для борьбы с болезнью — «12 шагов». Но отец Иона, что делать несчастным, у которых  тяга к алкоголю всё равно остаётся?
— Тогда помогает Христос. У нас мощные ресурсы: психологическая поддержка, литература по каждому виду зависимости — мы стараемся использовать лучшее. Но главное всё-таки Христос, Церковь и её таинства.
Когда психотерапия бессильна, происходит чудо Божие — человек избавляется от многолетней зависимости?
— Именно так.

 

Содержание номера



 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100