Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
ПРО ФОНД
НАШИ ПОДОПЕЧНЫЕ
НАШИ ПРОЕКТЫ
БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Наши добрые друзья
СБЕРБАНК РОССИИ Всегда рядом При переводе средств на расчётный счёт фонда "Русская Берёза" через Сбербанк РФ не взимается комиссия. (распечатать платежное поручение) Лучшие адвокаты и юристы Московской области! Поиск |
"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия" Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Ю.А.Гарнаев - Крылатое сердце
Крылатое сердцеЕсть в нашем городе небольшая тихая улочка, скромная и зеленая. На табличках, висящих на домах, можно прочесть: «Улица Гарнаева». Его имя в нашем городе носит не только улица, но и школа номер пять, в которой также находится музей, посвященный Юрию Александровичу Гарнаеву. Помимо нашего города, его имя носят улицы в городах Балашов, Улан-Удэ и Феодосия, его именем названы теплоход, гимназия и благотворительный фонд. Памятник Гарнаеву находится даже во Франции, в городе Ле Ров. Кто же он, этот человек, чем он знаменит и какое отношение имеет к Жуковскому?
После окончания семилетней школы Юра Гарнаев переезжает вместе с матерью в Подмосковье, где работает токарем на Лианозовском вагоноремонтном заводе. Случилось несчастье…
|
Перед испытательным катапультированием.
1951 год |
После прыжка |
Вспоминает Станислав Гарнаев – старший сын Ю.А.Гарнаева: Вот очень интересно, что в лагере, мы по рассказам знаем, ни бумагу, ни перо не дают. Но папа находил все же где-то чернила. А бумаги не было. И он решил все же записывать. А на чем? И тогда он нарезал листы бумаги из использованных цементных пакетов.
Его досрочно освобождают в октябре 48-го. Лишенный воинского звания и наград, амнистированный, но не оправданный, Гарнаев возвращается в Подмосковье. Жена за это время нашла себе другого, жить негде, на работу с судимостью не берут… Но Юрий не сдается и страстно хочет вновь вернуться в небо.
Вспоминает Александр Акимов – начальник лаборатории ЛИИ имени М.М.Громова: Он говорит: я готов – что угодно, хоть уборщицей работать, но только на аэродроме. Ну, конечно, когда он говорил такие слова, он имел в виду, что, будучи на аэродроме, он, в конце концов, прорвется к своей любимой летной работе.
С большим трудом ему удается устроиться в Летно-исследовательский институт. Летчиком не взяли, поэтому на первых порах приходится работать технологом. Иногда ему разрешают полетать на связном самолете По-2. Гарнаев уже начинает думать о возвращении на летную работу, но тут его подстерегает новая беда… Летом 1950 года на предприятиях начинается «чистка от чуждых элементов». Под этим предлогом из института увольняют многих летчиков-испытателей и инженеров.
Вспоминает Алексей Алексеев – бывший комендант аэродрома ЛИИ имени М.М.Громова:
Времена были такие, что было указание: кто был в заключении и кто был в плену, этих людей уволить… И под это тоже попал Юра.
Несмотря на очередной удар судьбы, Юрий Александрович не отчаивается. Он все равно остается работать в институте. Правда, теперь уже не на аэродроме, а заведующим клуба «Стрела». Но мысль о возвращении в небо по-прежнему не покидает его.
С появлением реактивной техники в стране начинается разработка принципиально новых средства спасения летчика – катапультных кресел. В Летно-исследовательском институте проводят их испытания. Дело это чрезвычайно опасное, и поэтому желающих катапультироваться не так уж и много, но Гарнаев с радостью берется за смертельно опасную работу. Главное – он вновь на аэродроме, вновь в небе! Только за три месяца 1951-го Юрий Гарнаев выполняет 7 воздушных катапультирований. 14 мая 1951 года он первым в стране выполняет катапультирование в скафандре, 14 июля катапультируется на скорости 900 км/ч. Для того времени это было рекордом.
А вскоре Юрий возвращается к главной мечте своей жизни – летной работе. С декабря 1951 года он – летчик-испытатель Летно-исследовательского института в Жуковском. Начинается новая страница его биографии.
Трудно даже перечислить главные из проведенных им испытательных работ. В числе первых в стране Гарнаев начинает испытывать только появившиеся вертолеты. В 1958 году он проводит уникальный летный эксперимент по отстрелу лопастей на вертолете Ми-4. Годом раньше Юрий Александрович проводит испытания экзотического летательного аппарата «Турболет», представлявшего собой ферменную конструкцию с вертикально установленным турбореактивным двигателем и струйными рулями.
Ю.А.Гарнаев с сыном Александром |
Слева направо: О.В.Гудков, Г.М.Шиянов, Ю.А.Гарнаев, П.И.Беляев, Амет-Хан Султан, А.А.Леонов, В.И.Павлов, В.И.Данилович, О.К.Хомутов. |
Вспоминает Александр Акимов: Эта машина, которая не только висела, но и летала вперед, назад, в разные стороны со скоростью и так далее. И, конечно, венцом этих полетов стал парад в Тушино, когда Гарнаев на «Турболете» продемонстрировал вот этот прекрасный полет на двигателе. Я почему говорю о двигателе? Потому что отказ двигателя является одним расчетным случаем и до сих пор в авиации. А там, на «Турболете», был один двигатель. Если двигатель отказывал – летчик погибал. Это 100%.
Одним из первых Гарнаев начинает испытания первого отечественного самолета вертикального взлета и посадки Як-36. Будучи универсальным летчиком-испытателем, Юрий Александрович успешно проводит испытания всех типов самолетов и вертолетов.
Вспоминает Валентин Васин – Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР: Говорили: он все время торопится. А он действительно восполнял то время, которое он провел на сцене в клубе и токарем у станка, за время до 1949 года. Например, он мог так: встает в четыре-пять, едет в Люберцы, летает на вертолетах. Потом к семи – восьми часам летает на каком-нибудь бомбардировщике у Туполева. Пару-тройку полетов в ЛИИ по плановой таблице на истребителях. И, как ни странно, у него всегда все получалось. Как летчик он был отменный, и время свое планировал разумно, всегда у него все получалось, и все были довольны.
Но случались и непредвиденные ситуации… 29 декабря 1962 года при выполнении испытательного полета на вертолете Ми-6 возникает пожар двигателей, вертолет начинает терять управление и входит в крутую спираль. Командир экипажа Юрий Гарнаев до последнего управляет машиной, давая возможность покинуть гибнущий вертолет всем членам экипажа. В последний момент у Гарнаева не сбрасывается пилотская дверь. Спасает богатый опыт парашютных прыжков, летчик покидает вертолет через аварийный люк кабины штурмана.
Всего через полтора года – 16 июля 1964 года на винтокрыле Ка-22 в полете отваливается правая мотогондола. Летчики уводят падающий винтокрыл от города и покидают машину в последний момент. Командир экипажа Герой Советского Союза С.Г.Бровцев погибает, попав под лопасти вращавшегося винта, а Гарнаев остается жив только чудом.
Вспоминает Александр Акимов: …И Гарнаев выпрыгнул. Он сказал, что вот, я с такой силой оттолкнулся от борта, что до сих пор и еще потом месяц болела спина. А военный летчик Бровцев, по-видимому, не очень сильно оттолкнулся и попал в тянущий винт, его порубило винтом.
Через месяц – 21 августа 1964 года Юрию Александровичу Гарнаеву присваивают звание Героя Советского Союза. В тот же день он удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Это был единственный в истории случай, когда летчик-испытатель в один день получил две такие высокие награды.
Памятник на месте гибели Ю.А.Гарнаева в районе французского города Ле-Ров
Гарнаев – неоднократный участник авиационных парадов над Москвой и международных авиасалонов. Весной 1966 года на вертолете Ми-6 он принимает участие в монтаже опор линии электропередач в швейцарских Альпах.
Летом 1967 года, после завершения авиасалона в Ле-Бурже, вертолет Ми-6ПЖ под командованием Гарнаева выполняет тяжелую работу по тушению с воздуха сильных лесных пожаров на юге Франции. Иногда за один день выполняется до тридцати вылетов! Напряжение достигает предела, и случается непоправимое: 6 августа 1967 года в районе Марселя вертолет терпит катастрофу. Все члены экипажа погибают.
Вспоминает Алексей Леонов – дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР: Я был на похоронах вместе с Юрой Гагариным. Я видел великое горе всех людей. Сын его, Саша Гарнаев, тогда еще школьником был. Он стоял всхлипывал. Мама его и супруга ревели. Хоть мы и привычны к этому, но все это пережить было очень трудно.
Вспоминает Александр Гарнаев – младший сын Ю.А. Гарнаева: Когда папа разбился, от меня это скрывали. Мне еще семи лет не исполнилось, у меня было первое в моей жизни интервью. Мне задали вопрос: «Сашенька, когда ты вырастешь, кем хочешь быть?» Я, не задумываясь, ответил: «Как папа, летчиком-испытателем, героем».
Он исполнил свое детское желание. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Александр Гарнаев 15 лет проработал летчиком-испытателем. Сын остался верен мечте отца.
Андрей Симонов
Статья из «Жуковского городского журнала» № 11 (ноябрь 2009 г.)