Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
ПРО ФОНД
НАШИ ПОДОПЕЧНЫЕ
НАШИ ПРОЕКТЫ
БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Наши добрые друзья
СБЕРБАНК РОССИИ Всегда рядом При переводе средств на расчётный счёт фонда "Русская Берёза" через Сбербанк РФ не взимается комиссия. (распечатать платежное поручение) Лучшие адвокаты и юристы Московской области! СсылкиПоиск |
"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия" Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Фонд и газета "Русская Береза" на фестивале православных СМИ "Вера и слово"
"ВЕРА
И СЛОВО" «ВЕРА И СЛОВО» С 11 по 13 октября в Храме Христа Спасителя проходил IV Международный фестиваль православных средств массовой информации «Вера и слово». Его участники говорили о самом главном – как спасти наши души, наши семьи, наше Отечество в бедственное для народа время. Информационный фронт Наиболее болезненные проблемы были обозначены ещё накануне фестиваля, когда его участники собрались на заседание Клуба православных журналистов. Его председатель – редактор интернет-портала «РЕЛИГИЯ и СМИ» Александр Владимирович Щипков высказал в своём докладе потрясающую мысль: - СМИ сейчас по преимуществу являются бизнесом, то есть поставляют товар потребителям и заказчикам, которые оплачивают эфир или печатное пространство. Их задача не установление связей и контактов между людьми, а извлечение из этих людей прибыли. Таким образом, оказывается, что современное информационное пространство не выполняет главной функции: оно не соединяет общество, а разъединяет. Получается, что это пространство в какой-то степени деструктивно... И в конечном итоге не соответствует общепринятым нормам морали. Церковь оказывается перед трудным выбором. Проповедь, если ей отведено место в информационном пространстве, оказывается закомпонованной в такой контекст, который делает искренность религиозных сюжетов заложницей масштабной манипуляции сознанием. - Какие методы манипуляции общественным сознанием Вы знаете, и как им противостоять? – спросил я Александра Щипкова. - Я не специалист по таким манипуляциям, хотя и слышал о каких-то приёмах, - ответил он. -Но тут самое главное – как с этим бороться? Я разговаривал с человеком, который проходил серьёзные проверки психологические (допросы) в советские времена. Ещё не было детекторов лжи, но уже мощные технологии были разработаны (например, когда человека долго лишали сна). Так вот, он использовал одну очень простую технологию, чтобы выдержать испытания и не подвести своих товарищей. Ему задавали вопрос, он делал глубокий вдох, чтобы ответить, и во время этой паузы читал про себя Иисусову молитву (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного). То есть все допросы он использовал… для молитвы. И тогда ему не могли повредить никакие попытки манипулировать его сознанием. Поэтому, занимаясь нашим журналистским делом в нашем сложном мире, если мы будем это делать с молитвой, всё будет получаться. Надо, чтобы православные журналисты чаще применяли этот главный способ защиты от манипуляций - молитву. - Извините, а если перед нашим православным репортажем покажут без всякой критики гей-парад, а после - какой-нибудь мордобойный фильм? Это тот самый «контекст», о котором вы говорили, когда искренность нашей проповеди становится заложницей манипуляции сознанием. - Всё просто: вышел, у Господа попросил сил и помощи - Он тебе даст такое красноречие, что за две минуты, которые тебе отвели, ты всё это перекроешь. Тут в наш разговор вступил Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Романович Легойда: - Вы позволите?.. Сейчас много говорят об информационных войнах. Единственная война, которую ведёт Церковь, это война, борьба с грехом. Поэтому, о чём бы мы ни говорили, мы должны говорить именно об этом. А без этого мы не имеем права на существование в информационном поле. Нас слушают из-за того, что и как мы говорим. Всё, что мы можем предъявить миру, это жизнь во Христе, по Евангелию. Святейший Патриарх всё время говорит: наша вера должна определять наши поступки. Много знаю людей, которые считают себя православными бизнесменами. Они очень много построили храмов. Но я пока не слышал ни от кого, чтобы он сказал: «Вот, я православный, поэтому я не уволил человека, когда грянул кризис; мне было тяжело, но я этого не сделал». Или политика: «Вот, я православный, поэтому не буду поддерживать закона об абортах»; не слышал я этого, хотя есть политики – глубоко верующие люди. Но это то, в чём мы сегодня очень остро нуждаемся. Помощь Божия При всём многообразии суждений выступающих на фестивале людей было видно, что здесь собрались единомышленники, которые понимают и умеют слушать друг друга, готовы к сотрудничеству. Нередко получалось так, что человек, читающий доклад, развивал мысли предыдущего оратора, ходя они готовились к выступлениям заранее и не договаривались друг с другом. Самое удивительное, что таким свойством обладали и доклады гостей фестиваля, которые приезжали на короткое время и вообще не знали о том, что говорилось до них. Промысленность происходящего больше всего удивляла и вдохновляла меня. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начал своё выступление размышлениями о фундаментальных основах человеческого общества. Он сказал, что глубоко ошибочно рассматривать в качестве базисной ценности экономические или политические отношения, ведь ни одна политическая и экономическая система не способна предотвратить конфликты, войны, коррупцию, загрязнение окружающей среды - всё то, что угрожает самому существованию человеческого рода. «Именно в сознании, в сердце человека возникают мысли, желания, стремления; а уже потом всё это реализуется в сфере общественных отношений, в политике, в экономике, - подчеркнул Святейший Патриарх. - Вот почему фундаментальными являются нравственная природа человека и нравственные, точнее, духовно-нравственные основы жизни - потому что без духовной жизни нравственное состояние человека становится очень хрупким, очень восприимчивым к разного рода влияниям, которые могут разрушить само это нравственное начало.» По словам Его Святейшества, «очень важно, чтобы главная озабоченность людей сегодня концентрировалась на этих фундаментальных, базовых ценностях». Поэтому основная задача православных СМИ, и шире, всей Православной Церкви перед лицом современного общества, приверженного идеалам и стереотипам, не соответствующим нравственной природе и традициям народа, «заключается в том, чтобы возвещать, что есть главное в жизни человека». Преображение И в заключение расскажу об удивительном опыте коллег, с которыми познакомился в мастер-классе «Печатные СМИ». Самой своей жизнью эти люди ответили на злободневный вопрос: можно ли православным журналистам работать в светском издании? Наталья Эдуардовна Захарьят стала лауреатом IV международного фестиваля православных СМИ за работу… в светском еженедельнике «Суббота», который выходит в столице Латвии Риге. Она рассказала мне, как повлияли на их издание публикации православных материалов. Три года назад «Суббота» начала давать маленькие заметки, по четверть странички, из православного календаря (Наталья возглавляет в газете отдел культуры). Потом начали увеличивать размеры материалов, разнообразить темы. В газете появилась православная страница. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр благословил совместный проект Латвийской Православной Церкви и «Субботы» - публикации о православных святынях Латвии. Проект оказался востребованным: по письмам, которые стали приходить в редакцию, сотрудники поняли, что у них появились новые читатели. В результате тираж стал расти и достиг 35 тысяч экземпляров. Это огромная цифра для такой маленькой страны, как Латвия. Когда я работал в светских СМИ, их руководство «доказывало», что православная тематика якобы оттолкнёт старых читателей, а новых не привлечёт, мы потеряем тираж и погибнем. Но рижская газета «Суббота» блестяще опровергла этот миф! А самое удивительное - православные публикации изменили содержание всей газеты. Она перестала публиковать привычные в светских СМИ фотографии голых женщин, гороскопы, рекламу экстрасенсов и прочие вещи, неприемлемые для православных людей. Раньше маги, оккультисты, колдуны и даже далай-Лама приезжали в редакцию, как в родной дом. Но постепенно это стало естественно исчезать. Ведь было неловко, когда идёт страница, благословлённая митрополитом, давать в этом же номере какой-то материал на оккультную тему. А потом, по обратной связи, сотрудники стали понимать, что у читателей исчезает потребность в этой теме. То есть журналисты разрушили ещё один миф. Редакторы-безбожники внушали нам, что мы потеряем читателей, если перестанем давать материалы «про сумасшедших» (оккультистов), которых якобы любят читатели. А читатели «Субботы» одобрили избавление от этого мракобесия! - А как вы думаете, - спросил я Наталью Захарьят, - можно ли заигрывать с читателями, помещая православные материалы ради увеличения тиража, а самим не ходить в церковь, не поститься, не молиться и вообще не верить в Бога? - Мне кажется, - ответила она, - что если нести это читателям, а самой быть другим человеком, то можно получить очень сильное наказание. Слава Богу, в «Субботе» такого не было. У нас стала постепенно воцерковляться вся редакция. Сотрудники крестились сами и крестили редакционных детей, которые стали ходить в одну воскресную школу. Это происходило естественно, постепенно и ненавязчиво. По сути, наш коллектив стал православной общиной, её члены испытывают большую радость от общения и работы друг с другом… Слушая Натялью Захарьят, я впервые пожалел о том, что в 2003 году ушёл их светской газеты, в которой проработал двадцать лет. Мне показалось, что невозможно противостоять пропаганде порнографии, насилия, оккультизма и других мерзостей, которыми стало наполнять газету её новое руководство. А опыт рижской «Субботы» показал, что, с Божией помощью, по благословению иерархов Церкви, молитвенным подвигом сотрудников газеты она может вырваться из плена светских стереотипов и мифов, отказаться от непотребных публикаций и облагородить себя православными материалами. В такой газете можно со спокойной и радостной совестью заниматься тем, к чему всем сердцем стремится православный журналист. …Организаторы фестиваля «Вера и слово» решили принципиально не принимать никаких решений и постановлений. Главное, по их мысли, было само общение друг с другом православных журналистов. Так оно и получилось: это общение подарило участником фестиваля удивительные открытия, потрясающие откровения, которые очень помогут им в дальнейшем служении Богу и ближним - любимым читателям, слушателям, зрителям. Дмитрук Михаил Алексеевич
|