Суета вокруг чуда

03.10.2012г.

Фильм о Святителе Алексии, отмеченный призом Московского кинофестиваля, вызывает недоумение у многих Православных верующих. 
 

В середине июня в Самаре злоумышленники ограбили часовню Святителя Алексия. Среди похищенного оказалась и икона Небесного покровителя нашего города, Митрополита Московского и всея Руси Алексия.

Сейчас мне видится, что это далеко не случайное совпадение, а нечто более значимое, — одновременное похищение иконы Святителя Алексия в городе, который он некогда благословил, и главный приз на Московском кинофестивале, а вскоре и выход в прокат фильма «Орда», повествующего о русском святом.

Если вы хотите увидеть, как великий подвижник Русской земли словно цыган на ярмарке «заговаривает» кровь, текущую из шеи порезанной монголами лошади; увидеть, как келейник Митрополита в отчаянии и отречении молится на исламский манер; как Великий князь, не успев «спровадить» в орду Митрополита Алексия, тут же бросает его святительский посох следующему «претенденту» — не ждать же, что Святитель вернется оттуда живым-невредимым; как татары разъезжают на конях по московскому Успенскому собору; если вам хочется увидеть, как в безсилии и безверии Святой Алексий все тужится, но никак не может совершить чудо (которое, как знаем из истории, он именно совершил!), что же, приходите в кинотеатр на фильм «Орда» режиссера Андрея Прошкина, сценариста Юрия Арабова (фильмы «Чудо», «Господин оформитель» и др.) и продюсера Сергея Кравца, руководителя Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Приходите — и мало вам не покажется! Мастера культуры решили взяться за нас всерьез.

 

Фильм не случайно начинается с прихода в орду двух посланников Римского папы. Ой, не случайно! Хотя вся эта совершенно не нужная для основного действия сюжетная линия высосана из пальца. Но потом с этими гуманными посланцами Авиньона (тогда Римские папы находились во Франции) в дикой орде столкнется русский Святитель — униженный, отказавшийся от собственного имени, признавший свою «никчемность» как молитвенника (русские пленные в орде умеют печь горшки, плотничать, а он, оказывается, ничего не умеет, даже молиться — какой же он, оказывается, «неумеха», наш русский святой Митрополит!). И вот его пригрели душевные латинские посланцы, угостили хлебом и обрядили, нагого, хоть в какую-то одежонку. Впрочем, вскоре Святитель Алексий (артист Максим Суханов) уже «во славе» отблагодарит их на барский манер — даст им коня (почему-то одного на двоих) для возвращения восвояси. Зачем эти гуманные католики в жуткой и кровавой киноленте? А вот зачем. Чтобы фильм по достоинству оценили еще и на каком-нибудь зарубежном фестивале, пусть и не дали бы им там первый приз (хватило своего, Московского), ну хоть кинули бы какую-нибудь косточку в виде приза «за экуменические идеалы» (такой приз есть где-то не то в Венеции, не то в Каннах). Нет, я вовсе не считаю, что Святитель Алексий доложен был непременно шарахаться в орде от посланников Папы. Но историческая фальшь этой самой первой сцены фильма так и бьет в глаза.

 

В орде приходит к власти хан Джанибек. Его мать Тайдула (актриса Роза Хайруллина) «посвящает» саблей его на княжение. Потом она командует убийством русских пленников. За это, по-видимому, наказывают ее Небеса, она неожиданно слепнет. И вот различные чародеи-целители пытаются ее вылечить, но в этом не преуспевают. Тогда решают послать за главным русским «колдуном» (так в фильме!) в Москву. Пока все идет хоть и с ненужными фантазиями, но в допустимых рамках исторической достоверности (не думаю, что Тайдула с таким остервенением приказывала казнить именно русских).

Но вот действие переносится в московские пространства, впрочем, не многим отличающиеся от татаро-монгольских. Те же искаженные уродливые лица, то же невежество и дикость. То же суеверие и отсутствие веры. Вот перед Великим князем (в котором трудно признать того, кого в народе прозвали Иоанном Красным) предстают не лишенные жутковатого обаяния баскаки. Князь Иван угощает их орешками и долго не может взять в толк, чего от него хотят (на этой сцене немного затормозим: вдруг возникает догадка — кого же пародирует этот образ «князя» с повадками уголовного пахана! Так точно, Черкасова в роли Александра Невского! В том, настоящем фильме… Но только образ здесь сознательно занижается и опошляется. Подняться на ту же высоту не смогли, ну так хоть посмеяться снисходительно над более талантливыми и, главное, совестливыми коллегами). Когда князь, наконец, понимает, что не за его головой приехали баскаки, а за Святителем Алексием, от которого потребно чудо, тут же бежит к нему в Митрополичьи покои и умоляет по-быстрому совершить это самое чудо. Там, кстати, сразу происходит занижение образа: Святитель только собрался парить ноги, то же самое решает проделать и князь. Зачем эта деталь? А чтобы сразу сбить с нас всевозможные «сакральные представления», все еще живущие в душе каждого верующего русского, когда он молится Святителю Алексию. Простой, мол, смертный он, как и все. Ножки вот парит прямо в присутствии князя… Стараясь уговорить Митрополита поехать в орду за чудом, князь то льстит ему («ведь совершил же чудо во Владимире, унял чуму, и здесь совершишь, ну чего тебе стоит!»), то пугает его тем, что обратится к знахарям, ворожеям и прочей нечисти (что для Православного князя просто немыслимо!)… Митрополит соглашается ехать, хотя и не верит, что может совершить чудо. Не верит, что Бог слышит его молитву. Это не смирение, а что-то другое. Интеллигентское маловерие (с оглядкой на себя, любимого), по-видимому, столь знакомое создателям картины, вдруг обуяло Святителя. Вообще, эта «интеллигентская» трактовка далеко не случайная в фильме. И на вопрос, «а правда ли слышит нас Бог?» — придется отвечать (как правило, скептически) всем его действующим лицам.

Вместо исторического предзнаменования в Успенском соборе, где на мощах Святителя Петра Московского сама собой вспыхнула свеча — как знак, что великая миссия Святителя Алексия угодна Богу, вместо этого на экране между князем и Святителем возле мощей Митрополита Петра происходит дикий какой-то «базар» (разговором это трудно назвать). «Если совершишь чудо — здесь же, рядом с Петром, мощами и тебя положим», — сулит князь в виде отступного за «форс-мажор» своему духовному наставнику. А когда Святитель Алексий отбывает в орду, тут же князь распоряжается за его спиной взять побыстрее церковных деньжишек, чтобы все-таки попытаться откупиться от татар. Чудо-чудом, а деньги платить этим международным «рэкетирам» все равно, мол, придется…

 

Но самые тяжелые кадры этой на редкость безвкусной ленты ждут нас еще впереди. Как ни молится Святитель Алексий, как ни окропляет святой водой Тайдулу, как ни кадит вокруг нее ладаном, ничего не помогает, она так и остается слепой. «Уйди, старик, я от тебя устала», — шепчет ему разочарованная ханша. Тогда послушник Федор убеждает-таки совсем растерявшегося старика все же пойти «по пути Христа» и ничтоже сумняшеся плюнуть на землю, сотворить брение из слюны, как это делал Христос, и им-то уж наверняка исцелить слепую. Но не помогает и это кощунное по сути подражание Спасителю. Все! Старика выносят во двор, показательно срывают с него святительское облачение, выливают на него миску святой воды и отправляют голым куда глаза глядят. Но решают сохранить ему жизнь, чтобы увидел, как горит наказанная за его безсилие Москва. Голый согбенный Митрополит… Поруганный крест, безсильно склоненный в руках у иноверца… Немощная «русская вера»… Весь этот позор тщательно смакуется и художественно акцентируется. Вы еще верите в то, что ваши иерархи, даже ваши святые говорят с Богом? Ну так посмотрите на него! И на его келейника, уже отбивающего поклоны по-иноверному… Прощайтесь с предрассудками и не слишком-то верьте… Примерно такую трактовку предлагают нам создатели этого фильма.

Ни исторической правды, ни даже самого малого трепета перед сакральными лицами отечественной истории… Никакого желания пробудить «чувства добрые». Ничего этого нет в картине! Есть только желание самовыразиться «покруче» за счет занимательного исторического материала, плюнуть еще раз (безо всяких там чудес) в отеческие предания, заявить себя выше всего и вся (не случайно одна из центральных сцен картины — когда ордынцы хотят убить Митрополита — снята сверху, с высоты, откуда все эти «букашки» — ордынцы, князья, даже Митрополит показаны маленькими и жалкими, словно муравьи, которых не случайно столь нарочито показывают в фильме.

Произвели на свет эту кощунную ленту, по всей видимости, люди вполне считающие себя Православными. Но я давно не ощущал ничего подобного по силе нанесенной лично мне, моей вере оскорбления. Какой-то плевок, да еще как будто бы от своих (ведь «Православная энциклопедия» — это очень крупный и достойный издательский проект Русской Церкви!), в святой образ особенно дорогого мне Святителя.

 

Что уж тут говорить о том, что в этой череде большущих неправд исторические детали выписаны весьма прихотливо. Из истории знаем, что Святитель Алексий совершал плавание в орду на паузке (небольшом быстроходном судне), и как раз во время этого плавания по Волге благословил он Самару, предсказал нашему городу великую будущность. Но в фильме Митрополит почему-то едет в орду посуху, на лошадях. Стало быть, и Самару Святитель благословить ну никак не мог… И таких несообразностей в картине множество. Но дело, конечно, не в них. А в том, что эта картина учит неверию и нигилизму. Учит презирать свое прошлое и не любить своих святых. В фильме даже ордынцы, хотя и жестокие, хотя и коварные, в чем-то все же естественнее, органичнее в искаженной «системе координат» киноленты, чем эти несчастные, изможденные, безвольные русские, которые даже и умереть красиво не могут… Вот эти образы русских людей в картине — здоровенный детина униженно молит татар о пощаде, а другой, из княжеского рода, в отчаянии перевертывает корзину с, простите, дерьмом, которое собирает для ордынцев наш Митрополит(!). У третьего предел мечтаний — лисья шуба с монгольского плеча…

В киноленте присутствует хотя и неявная, но вполне угадываемая зрителем попытка самосожжения Святителя Алексия. И в результате всех надругательств наконец-таки в нем рождается та самая «настоящая молитва» (тут непременно следует громкий и исступленный вопль «на всю ивановскую», а как же иначе — ведь чем громче, тем эффектнее!), которая и исцеляет Тайдулу. Авторы картины совсем-то ведь не могли отпереться от самого факта чуда, им осталось одно — интерпретировать… Иначе пришлось бы отрицать и Чудов монастырь, и летописи, и Житие, и многое другое в нашей истории… Похоже, создатели этого действа пытаются в такой вот «художественной форме» донести до нас такую дикую мысль: чтобы русского «попа» заставить как следует молиться, надо его сначала раздеть догола, погонять по «стройкам социализма» (некоторые кадры в ленте навязчиво обращали нас к образам ГУЛАГа), заставить пособирать дерьмо в корзину, и уж тогда только от его молитвы будет какой-то прок. А не то что в сытости да в довольстве. Губельману-Ярославскому, наверное, пришлось бы по душе такое вот кино…Видно, что-то тяжелое и мрачное произошло с нами, раз стали возможны необычные киноверсии обыкновенного и простого в своем историческом величии чуда.

 

Почему именно Святитель Алексий попался под руку этим безтрепетным кинематографистам? Этим мастерам культуры, готовым в своем холодном профессионализме «препарировать» что угодно — хоть лягушку резать, как нигилист Базаров, хоть кромсать и искажать самые дорогие русскому сердцу предания… Какую при этом боль они нанесут своим собратьям по вере, еще не готовым вслед за этими господами отрицать все и вся в отеческом духовном наследии, им скорее всего безразлично. Наверное, потому взялись они за образ Святителя Алексия, что чудо, которое он совершил в орде, исцелив Тайдулу, оно сродни библейским чудесам. И на все времена оно свидетельствует всему миру: когда на Рождественской службе в наших храмах поется «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» — это не красивые лишь только слова, не фигура речи, а истинная правда. Которую и доказал еще раз в Золотой орде Святой Алексий. Эту-то великую правду у нас и попытались отнять.

Последние кадры в фильме особенно откровенны. Ордынцы во главе с ханом сосредоточенно наблюдают что-то вроде восточного средневекового «стриптиза», но со всеми отталкивающими атрибутами современных ночных клубов — канатами, «обнаженкой» и… да-да! — балаклавами… «Девицы в масках» вдруг как-то неожиданно врезаются в фильм. Словно бы на наших глазах происходит какое-то черное пророчество о том кощунстве, которое вот-вот совершится в главном храме страны, в той самой Москве, которую так и не смогли растоптать ордынцы. На балаклавах-то, в которых танцуют ордынские красотки, хочу и закончить рассказ об этой киноленте. Бог им всем судья!.. Прости нас, Святитель Алексий!

Антон Жоголев
председатель 
ОБО «Алексиевское Братство», г. Самара.

 

 


«Посмотрели и ушли со слезами…» 
 

Оксана Михайловна Гарнаева.

От редакции: автор этого письма — внучка Героя Советского Союза летчика-испытателя Юрия Александровича Гарнаева, погибшего во Франции при тушении с воздуха большого лесного пожара в сложных погодных условиях. Оксана Михайловна Гарнаева — Православная русская женщина, многодетная мама. Она растит детей и руководит созданным по ее инициативе Благотворительным фондом помощи многодетным семьям, детям-сиротам и пенсионерам «Русская Береза». 
 

 

Здравствуйте, Антон Евгеньевич!

Решила Вам написать, потому что вчера мы с детьми сходили посмотрели фильм о Святителе Алексии «Орда». Насколько я знаю, у Вас Братство Святителя Алексия. И мне очень интересно узнать, смотрели ли Вы этот фильм и как Вы к нему отнеслись? Я работала в московском Елоховском Богоявленском соборе у мощей Святителя Алексия десять лет, житие его изучила «от корки и до корки». Святитель для нашей семьи и благотворительного фонда «Русская Береза» не просто Небесный Покровитель, а словно родной человек.

Мы ждали выхода фильма «Орда», думали, какая радость, что наконец-то люди узнают о Святителе Алексии, о Великом святом, собирателе Земли Русской.

Пришли, посмотрели и ушли со слезами.

Написано, что фильм снят по заказу «Православной Энциклопедии».

Увидели мы не фильм про Великого святого, которого с почестями встречал великий хан, а жалкого никчемного старика (с колдовскими наклонностями), который даже непонятно какое чудо совершил, и совершил ли вообще.

Дорогой Антоний! Я и не знаю, есть ли у меня соратники из Православных, которые могли бы сейчас объединиться и написать письмо и в «Православную энциклопедию», и Священноначалию. И вообще, есть ли в этом смысл? Раз даже «Православная энциклопедия» так искажает исторические факты.

Но сейчас так про Святителя сняли фильм, мол, никто не знает, как уж на самом деле было, ведь и жития святых «дорабатывали» по-Православному с течением времени, значит не факт, что через какое-то время про Великую Отечественную войну тоже такое снимут, не приведи Господь!

Получается, от всяких «пусек» мы храмы защищаем (что, конечно же, правильно!), а над историей святых пусть глумятся?!

Антоний, мне очень важно знать Ваше мнение. Что Вы про все это скажете, потому что на душе у меня так погано, будто трактором проехались по ней. Простите меня ради Христа!

Дай Бог Вам всего самого доброго!

Оксана (Ксения) Гарнаева, фонд «Русская Береза», г. Жуковский Московской области.

 

 

См. также

 

Источник:  http://благовестсамара.рф