Очарование романса

ЕЩЁ СТАТЬИ

Валентин Суховский

 

Традиции Сергея Лемешева и Вадима Козина сегодня продолжает один из лучших современных теноров Олег Погудин. В его репертуаре свыше пятисот романсов и народных песен. В Москве и родном Санкт-Петербурге он собирает огромные залы. С успехом прошли концерты певца на кинофестивале «Золотой Витязь» и на Международном фестивале искусств «Славянский базар», гастроли в Швеции и Германии. Погудин удостоен звания Заслуженный артист России, а раньше — «Глас Ангельский России», награды «Ангел Трубящий» и Царскосельской художественной премии. После концерта в Зале Чайковского в Москве состоялась эта беседа.

 

Олег, как Вы, выпускник театрального института, обратились к романсу и русской песне?

— Пел я, сколько себя помню, с детских лет. Первый профессиональный опыт приобрёл в детском хоре Ленинградского радио и телевидения. Тогда мы выступали в больших залах с очень серьёзной музыкой. Студентом театрального выступил с первым сольным концертом.

В отзывах на Ваши концерты можно услышать, что людей привлекает высокая культура исполнения. Мне кажется, романс возвышенностью и мечтательностью спасает русскую душу от меркантильности нашего времени.

— И это не преувеличение. Романс пришёл в Россию из европейских стран, гениальные русские певцы привнесли глубину, душевность в эту музыкальную новеллу. Сколько русских гениев в сокровенных поэтических строках и проникновенной музыке старались передать свои чувства! И ныне, когда из зарубежья к нам идёт агрессивная роковая волна, мы отстаиваем себя в романсе и им же очаровываем Европу.

В последнее время многие исполнители и артисты ищут применение своим силам и таланту там, где больше платят.

— Я три года жил в Европе, потом в США. Одно время работал в Швеции и Германии, но уже через неделю-другую начинал скучать по дому. Мысль оставить родину не приходила мне даже в самые тяжёлые времена. Сейчас зарубежные гастроли не так часты, да и то, в основном, в ближнем соседстве, перед соотечественниками. Последние несколько лет стараюсь выступать в старинных русских городах, в российской провинции. Эти поездки дороги мне, поскольку там, где живы традиции, не только всплеск аплодисментов — сама атмосфера в залах возвращает певцу стократ те силы, которые он отдаёт на концертах.

Меня очень тронуло то, что наряду с популярными и редко исполняемыми романсами Вы поёте и русские народные песни «Как в дали, при долине» и эпически широкую «Липу вековую».

— Куда уйдёшь от народности, если гены говорят! Хотя сам я питерец, но родители из крестьян. В родне есть украинцы и белорусы, но больше всего русских из лесной Вятской губернии. Да ведь и романс два века назад зародился из народной песни. И за прошедшие столетия в романсе отразились целые пласты народной жизни. В этой лирической новелле и объяснение в любви, и исповедь, и любование пейзажем, русским привольем, и глубокие патриотические чувства. А народные песни зачастую подлинные жемчужины фольклора, причём рождались они в разных сословиях, в них отражены особенности национального характера. Меня вдохновляет эпическая мощь народной песни.

На нескольких концертах я слышал в Вашем исполнении полную горечи и душевного надрыва «Канареечку». Видимо, многих мужчин задевает за живое, судя по реакции зала:

Меня тёща бранит, издевается,

Моё сердце болит, разрывается.

Вам лично пришлось испытать то, что Вы так искренне и глубоко передаёте в песне?

— О личной жизни, в отличие от многих артистов, не рассказываю, считая это глубоко сокровенным. В то же время на многих концертах и в записях люди слышали, как я исполняю «Вечерний звон» и другие духовные песни и романсы, в которых отражены наши идеалы и библейские заповеди. Православие - основа национальной культуры. Истинное искусство призвано поддерживать тягу к прекрасному, истине и добру, будить их в человеческих душах.

Мне нравится, как Вы исполняете «Элегию» на слова Баратынского. Немногие ныне обращаются к наследию классиков.

— Классическое наследие для меня драгоценно, без него не понять своеобразие культуры Петербурга, которая по стилю и характеру всегда отличалась от культуры Москвы. В Политехническом музее я пел возвышенный пушкинский романс «Я Вас любил» и печальный «Зимний вечер», и игристый «Заздравный кубок». А также лермонтовские «Ангел» и «Портрет», на слова Фета «На заре ты её не буди» и Полонского «В одной знакомой улице». По реакции зала чувствовал, как слушатели всей душой принимают эти шедевры песенного наследия. А если душа впитала в себя прекрасное, она будет отторгать ущербное и маловыразительное, что, к сожалению, преобладает на современной эстраде. Меня иногда упрекают, что я исполняю больше грустных и печальных песен и романсов. Народ сейчас живёт трудно, и Россия переживает тяжёлые времена. Певец не должен быть в диссонансе с душевным настроением народа.

От грустного легче всего отходить душой на природе. Как Вы отдыхаете после концертов и гастролей?

— В детстве и отрочестве, наверное, как многие мальчишки, любил рыбалку. Недалеко от Питера есть красивые озёра и чистые реки, живописные места. Сейчас не всегда можно выкроить время, но если удаётся, беру у друзей или знакомых удочку. В приморских городах на Балтике и в Крыму я часто выступал перед рыбаками и моряками, нередко меня угощали рыбой, свежей ухой. Не столько то, что организм требует или, как говорят, для памяти полезен фосфор (а мне необходимо держать в уме сотни песен и романсов), сколько то, что в генах, глубоко в душе, в чувствах, как привычный уклад, привычная и одновременно вкусная и полезная пища - рыба редко приедается. Кстати, в поездах и городском транспорте, особенно ближе к выходным, во время отпусков народ часто и чуть ли не в любое время года спешит на реки и озёра с удочками, спиннингами. Увидишь, вспомнишь давнее увлечение, почувствуешь порыв души, но времени, к сожалению, всё меньше для такого мужского отдыха.

На концерте в День Победы в зале Чайковского Вы исполняли популярные и полузабытые песни военных лет. Знаю, у Вас записана аудиокассета «О моей негасимой любви». Песни Великой войны...

— Прежде всего, это низкий поклон тем, кто отстоял нашу страну, нет такой семьи в России, где бы кто-то не воевал, не был ранен или не погиб в боях за Отчизну. Много таких и среди моих родных. Долги надо отдавать, в том числе и творчеством. Не только ветераны были растроганы до слёз, когда я исполнял полную неизъяснимой нежности «Тёмную ночь», пронзительную «Враги сожгли родную хату» на слова Исаковского, раздумчивую «В землянке» и возвратил из забвения когда-то популярную «Лизавету». Я видел слёзы на глазах людей среднего возраста и даже молодёжи. И меня до глубины души тронуло то, как долго аплодировали слушатели, как просили повторить дорогие для них песни.

На этом концерте звучала на итальянском одна из известных песен Сопротивления, а среди партизан там было немало и русских. Великолепно исполняете Вы песни на французском, английском, украинском, грузинском языках.

— У меня есть потребность освоить какую-то часть музыкального наследия. Я свободно говорю по-английски и по-шведски, на французском и испанском читаю, а итальянским и немецким владею меньше. В какой-то степени это говорит о «всемирной отзывчивости русской души», как писал Достоевский. Много раз выступал перед русскими людьми в Латвии, были концерты в Таллине и Нарве. Соотечественники не по своей воле оказались оторванными от России, а Нарва - вообще русский город. Я чувствовал, как скучают русские люди по своему искусству. А какой горячий приём, уже в который раз, мне был оказан летом в Севастополе! И не случайно исполняю на концертах «Севастопольский вальс». А «Расцветай под солнцем, Грузия моя» исполнял на русском и на грузинском, как для грузин, сотнями тысяч бежавших в Россию от нынешней нищеты своей родины, так и для русских, которые были вытеснены оттуда ещё раньше и для которых, кстати, эта земля тоже была родной, и не в одном поколении.

Поражает Ваш широчайший репертуар: на каждом концерте возвращаете из забвения всё новые и новые песни и романсы.

— Хочется донести до людей как можно больше из нашей песенной сокровищницы, и я не перестаю удивляться тому, насколько мы богаты. Грех скрывать это богатство, надо возвращать его народу, насколько позволяют силы, а я пока молод, мне сорок с небольшим. Часто даю концерты в русской глубинке: раз пять выступал в Вологде, много раз в Твери, Калуге, Курске, Орле, Липецке, Туле, Пскове и Карелии. Красота наших просторов и душевная отзывчивость людей не перестают удивлять, хотя проблем у людей сейчас очень много.

Олег, вы виртуозно играете на гитаре, а на последнем концерте так недоставало Вашего гитарного сопровождения...

— Спасибо за добрые слова, я действительно многие годы не расставался с гитарой. Раньше мне помогал прекрасный гитарист Михаил Радюкевич, позже в Москве к нему присоединились скрипач Алексей Баев и талантливый баянист Юрий Молотилов. Они не только великолепно аккомпанируют, но и, давая мне возможность отдыхать, радуют публику оркестровыми пьесами. Я же сосредоточил все свои силы на вокале, всё-таки для меня это главное. Хотя к гитаре я привык и мне самому порой её не хватает.

 

Фотоальбом: