Арсаки — будущее православного воинства России. Интервью со студентом МПДА Гавриилом Нефедовым о службе в рядах российской армии.

ЕЩЁ СТАТЬИ

Интервью подготовила Наталья Топоркова

 

Расскажите, в каких войсках Вы служили? В чем состояла специфика Вашего подразделения?

— Моя служба проходила в части, относящейся к инженерному роду войск. В России инженерные войска появились во времена царствования Петра I и были созданы для осуществления снабжения и доставки снаряжения на места боевых действий, а также для организации подготовки территории, разведки и сопровождения войск в наступлении. Наша часть считается старейшей из инженерных частей, была основана в 1922 году. Основная задача нашей части заключается в охране и обеспечения безопасности военного объекта, для охраны которого привлекаются солдаты-срочники, проходящие по призыву. Основной способ охраны осуществляется с помощью караульной службы, таким образом, основным нарядом, с которым мне пришлось столкнуться – это караул. Территориально наша часть лежит на границе Московской и Владимирских областей, на 96 километре от Москвы по Ярославской железной дороге, вблизи станции Арсаки. Примечательна история места, а которой находится наша часть. Она находится в непосредственной близости от мужской Зосимо-Смоленской пустыни, основанной на этом месте в 1680 году монахом Троицкой Лавры Зосимой. Впоследствии обитель претерпела небольшое опустение, и вновь возрождена в 19 веке. Особого расцвета обитель достигла в начале 20 века, когда сюда пришел прп. Герман Зосимовский, укрепивший монашеское братство. Во время его игуменства пустынь стала известной обителью в России, ее стали называть северной Оптиной пустынью России: обитель стала населяться опытными руководителями, к которым тянулись паломники из разных мест. Величайшим старцем этой обители стал прп. Алексий Зосимовский, который подвизался в обители до самого ее закрытия в 1923 году, был человеком величайшей духовной жизни. В историю Русской Церкви он стал известным тем, что, будучи глубоким старцем, во время избрания патриарха России на Поместном Соборе 1917-1918 гг. именно ему было суждено вытянуть жребий, на котором было начертано имя Преосвященнейшего Тихона (Белавина), ставшего первым патриархом в России после более чем 200 летнего перерыва. Мощи прп. Германа и прп. Алексия, а также прп. Зосимы Владимирского, основателя пустыни, почивают ныне в главном соборе монастыря. После революции обитель была разрушена, монахи изгнаны, в главном храме Смоленской иконы Божией Матери был устроен клуб, а в зданиях, принадлежавших монастырю, располагались объекты, относящиеся к части, кельи же монахов использовались под жилье гражданскими людьми. Запустению пришел конец, когда в 1992 году ходатайством трех насельников Лавры по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, монастырь был возрожден. Вместе с этим событием и наша инженерная часть, стала получать с того времени большую духовную поддержку. Близость монастыря не могла не сказаться на улучшении морального облика части и военного городка при ней. С 1993 года непосредственное окормление взял на себя насельник обители игумен Варнава (Столбиков). Он не только прекрасно разбирается в музыкальной теории, имеет высшее музыкальное образование, но и явился прекрасным организатором и ревностным пастырем, вот уже более 20 лет окормляющим молодых ребят, идущих служить в армию. Усилиями батюшки в часть стали приходить православные солдаты, был открыт домовой солдатский храм в здании казармы, освященный в честь благоверного князя Даниила Московского. С тех пор в день его памяти ежегодно совершается богослужение в казарменном храме, приезжает Владыка Владимирский и Суздальский Евлогий, который очень любит нашу часть и монастырь, стали проводиться Крещения молодых людей и воцерковление личного состава. Также с 1993 года начал существовать православный военно-патриотический хор «За веру и Отечество», который в прошлом году, как раз во время моей срочной службы, праздновал свой юбилей – 20-летие со дня основания. В хоре молодые ребята имеют возможность петь в свободное от нарядов время, в воскресные и праздничные дни идти на монастырские службы, а также совершать различные концертные поездки с хором по разным городам России, а также зарубежья. Так, в 2010 году ребята смогли побывать в Греции и на вершине святой горы Афон. Помимо несения военной службы, солдаты имеют универсальную возможность не только посещать и петь за богослужениями в воскресные и праздничные дни, но и принимать участие в поездках хора в разные точки России, но и в некоторые страны ближнего и дальнего зарубежья. За свою двадцатилетнюю историю, в хоре непрерывно ведется работа над повышением уровня исполнения, оттачиванием мастерства как певцов, так и регентов, солистов. Регулярно проводились занятия, спевки в Москве. Результатом такой напряженной работы руководителей хора и самих воинов стало участие и получение коллективом дипломов лауреата Международных конкурсов православной музыки в Москве, Минске и Хайновке (Польша). Хор нашей части имеет также заслуженную репутацию среди церковных хоров. Тот богатый исполнительский опыт, который приобрел коллектив под руководством отца Варнавы, в настоящее время воплотился в организацию учебного заведения — Свято-Зосимовской духовно-певческой школы, направленного на подготовку певцов и регентов высокой квалификации.

Таким образом, солдаты, кроме обычных военных обязанностей и караульных нарядов, имеют возможность петь в хоре за воскресными праздничными богослужениями. Часто проводятся службы и в казарменном храме, на Рождество и Пасху солдаты могут посетить ночное богослужение в монастыре. Слава Богу, что это ныне сделалось возможным в настоящей армии. В процессе моей службы было много интересных выступлений с хором: несколько раз мы выступали в Москве, часто были во Владимире, ездили в Санкт-Петербургскую Духовную Академию в Санкт-Петербург, а также выступали в г. Каменск-Шахтинский под Ростовом-на-Дону. Поездки проводились в течение всего года службы и были хорошей разгрузкой после частых нарядов в карауле для нас. Могу сказать, что каждый месяц у нас случалось по три, а то и более поездок с выступлениями.

И можно сказать, что хотя наше подразделение с военной точки зрения несет лишь обязанности охраны военного объекта, но при пристальном рассмотрении жизнь ребят в части весьма разнообразна, караульная служба или наряды по роте часто сменяются богослужениями в монастыре или поездками с хором. Часть активно поющих ребят часто оказывается задействована в своего роде певческом наряде, образовывая собой своего рода «хоровое подразделение». Не могу с другой стороны сказать, что служба была совсем легкой, все равно случалось часто преодолевать себя, в карауле необходимо было быть бдительным и с уважением относиться как к офицерам, так и поначалу к старослужащим. Мы серьезно относились к службе, от нас требовалась предельная аккуратность и внимание в процессе несения караула, бдительность и выносливость. Близость монастыря к колючей караульной проволоке и сознание опасности в процессе охраны объекта сподвигло ребят обращаться к святому Зосиме – основателю обители, как покровителю в несении караульной службы. Было очень утешительно осознавать, что скучные караулы не будут вечно, но что скоро наступит передышка в виде поездки с хором или концерта. Кроме этого каждый раз, когда мы, уставшие, возвращались с очередного наряда, в казарме нас ждал батюшка о. Варнава с ребятами из монастыря для проведения очередной хоровой спевки. Глаза уже закрывались, но мы преодолевали все трудности и начинали наши занятия, хотя спевки, порой, продолжались до глубокого вечера, а подъем всегда оставался неизменно в 6 утра. В моей службе сообщения о грядущих поездках и концертах воспринимались всегда с большой радостью. Находясь в карауле, я всегда жил тем, что, вернувшись, смогу поехать выступать с хором.

— Какие полезные навыки и знания Вы получили в армии для повседневной жизни?

— За время службы в армии каждый из нас получил много полезных навыков: нас обучали караульной службе, учили навыкам ведения боя, правильно применять оружие в случае нападения на пост или охраняемый объект. Подготовительный период к службе — это дни солдата до принятия присяги. Нас готовили к несению караульной службы, проходила интенсивная подготовка, а позже нашим основным нарядом была караульная служба: проводилось обучение военному делу (изучение устройств снарядов, навыки ведения боя, тактика самообороны), а также были учения, так называемые полевые выходы, в ходе которых отрабатывались изученные приемы и маневры. Они сопровождались выездом на бронетехнике, разведкой, обучением тактике ведения боя, осуществлялось отражение нападения ночью: минирование поля, переход вброд реки и другие интересные навыки. После присяги мы приступали уже к непосредственной боевой задаче, для выполнения которой мы были задействованы в караульной службе. В карауле мы отрабатывали различные вводные: нападения на пост, караульное помещение, КПП. Во время объявления команды «в ружье» мы должны были молниеносно сделать необходимые действия в соответствии с табелем. В процессе службы я научился вообще быстро реагировать, общаться с людьми, располагать их к себе, находить подход к офицерам. Часто получалось, что выполнить команды точно, как они полагаются, то есть по уставу, просто невозможно в связи с большой нагрузкой. Всегда нужно было грамотно уметь осветить ситуацию, или представить все в лучшем свете. Приходилось всегда быть начеку, собранным и понимать, что твои действия здесь всегда могут иметь последствия, что научило меня обдумывать свои действия заранее. Я бы сказал, что армия — это своего рода переход от детского восприятия к взрослому, когда впервые на человека возлагается серьезная ответственность, например, ношение оружия, организация труда у молодого пополнения, обучение навыкам руководителя.

Кроме этого у нас было обучение, в процессе которого нам преподавали основы ведения боя, осуществления разведки в дневное и ночное время, у нас была исписана целая 96-листовая тетрадь, уроки были очень интересными. В них мы узнали многое, а после активной учебы выбирались дни для закрепления изученного в поле, поэтому наши учебные занятия назывались полевыми выходами. В процессе этих занятий мы учились применять на практике правила маскировки, ведения разведки днем и ночью, ездили на БРДМ (боевая разведывательная дорожная машина), перетаскивали на себе «раненого», обучались правилам ведения боя в населенном пункте (в качестве городского пейзажа использовалось заброшенное здание), участвовали в стрельбах.

— Можно ли считать ту часть, где Вы служили, православной?

— По широте и размаху наша часть на сегодняшний день является одной из немногих частей, которую можно назвать православной в том, что изначально набираются православные ребята. Во многих частях ныне осуществляется в той или иной мере это взаимодействие, строятся храмы для солдат, приезжают священники для совершения служб, крещений, но в нашей части оно, я бы сказал, выражено наиболее сильно и глубоко.

Существует ли в армии «дедовщина»?

— На сегодняшний день мы пока не можем сказать, что такое явление, как «дедовщина» совершенно преодолено. Но можно сказать о том, что в православной части это явление минимизировано. Это достигается благодаря тому, что на солдат влияют постоянные встречи с батюшкой и молитва других солдат, также наличие храма внутри казармы и то, что с ребятами постоянно ведется работа. В обычной части офицеры, не озадаченные в основном моральным обликом солдат, а сконцентрированные в основном на выполнении приказов, не способны погасить раскаленную атмосферу. Как правило, они сами ее разжигают. Сильная нагрузка и склонность к грубости у солдат старшего призыва обрушивается на молодых и происходит так называемая «дедовщина». Нереальные требования и неграмотный подход к организации работы солдат в плане психологии подталкивает старослужащих держаться особняком по отношению ко вновь прибывшим, стараясь перевести самую тяжелую работу на последних. А чтобы это технически осуществить, они прибегают к повышенным тонам и угрозам. Потом эта практика закрепляется и уже становится нормой, что крайне плачевно отражается как на них самих, так и на престиже нашей армии в целом. Это негативное проявление не касается, однако, всех старослужащих. С приходом в нашу часть людей только православного вероисповедания факт дедовщины оказался практически исчерпан. Ребята из православных семей отбираются в результате собеседования с о. Варнавой, и, только когда на собеседовании убедятся в их настоящей вере, эти ребята могут рассчитывать на службу в нашей инженерной части.

Как Вы считаете, нужна ли служба в армии для молодых людей? На данный момент существует множество стереотипов о том, что в армии лучше не служить.

— Я считаю, что служба в армии нужна. В современном обществе мы видим, что много молодых людей очень слабо подготовлены и в случае военных действий элементарно не смогут защитить нашу страну. Погибнет много народа из-за их неопытности в первом бою. Хотя можно наблюдать, что армия привносит и негативные стороны: мат, брань, жесткость и некоторую пассивность в жизни и, возвращаясь, такие молодые люди оказываются зараженными пороками, которых у них не было до службы, это не может быть аргументом против службы в армии. Все же, пройдя эту школу, с уверенностью могу сказать, что я нахожу больше положительных сторон в службе в армии, чем негативных. Сегодня многие даже имеют возможность сами выбрать часть, где они хотят служить. Для этого, они подают заявку и приезжают в саму часть, заявляя этим свое желание. Это я нахожу очень хорошим явлением, привлекающим молодых в людей к службе в армии. У них отсутствует это чувство неизвестности, куда направят и что будет дальше, и они смелее идут служить.

— Вы говорили о поездке в Италию во время службы. Как это было?

— Поездка для нас была настоящим чудом. Служба в армии всегда напряженная, несмотря на все положительные моменты, ничто не может заменить родного дома, близких и родных людей. Но нам повезло, что в нашей части мы могли выбираться с хором на разные концерты и могли путешествовать даже по России. Сначала нам сообщили, что есть вероятность, что мы можем поехать в Италию – это прозвучало как маловероятное событие. Но время шло, и мы готовились, собрали документы, о. Варнава проводил в жизнь эту возможность по всем инстанциям военного ведомства. В итоге мечта стала реальностью. Все же до последнего момента мы не были уверены, но надеялись, что все необходимые документы вовремя будут подписаны. В итоге 17 мая 2013 года мы прибыли в аэропорт Шереметьево. В общем, нас было около 30 человек. В Италии у нас оказалась большая программа. Мы прилетели сначала в город Бари, там мы дали концерт в базилике свт. Николая Чудотворца, внутри которой находится православный храм святителя, где и почивают его мощи. Далее наш путь проследовал на север страны, по железной дороге мы проследовали на поезде в Венецию, где мы участвовали в архиерейском богослужении в храме святых жен мироносиц, праздновавшем не только престольный праздник – было третье воскресенье после Пасхи – но и десятилетие основания прихода в Италии. По окончании богослужения мы были приглашены на торжественный концерт, удивительно, что в Венеции собралось в один зал столько православных русскоговорящих людей! Также в тот день мы совершили прогулку по городу. Потом мы отправились поездом назад в Бари, уже на праздник летнего Николая Чудотворца, ежегодно торжественно празднуемого 22 мая. Нам предстояло участвовать также в большом торжестве. На праздник съехалось множество народа, огромное количество паломников было из России. В огромном соборе свт. Николая наш православный военный хор был задействован в проведении торжественного и молитвенного богослужения. После богослужения, причастившись, мы вместе со всеми паломниками из России были приглашены в загородный дом одних благочестивых спонсоров базилики святителя Николая, где всем паломникам устроили настоящий праздник. Были столы, выступал сначала владыка Ювеналий, потом настоятель православного храма внутри базилики о. Андрей, также представители католической стороны. Наш хор исполнил небольшой концерт из патриотических военных песен, себя мы чувствовали на нем особыми гостями. Вечером нам уже предстояло возвращаться на Родину, в часть. Понимая, как нам повезло с поездкой в Италию, мы благодарили святителя Николая. Недаром мы перед поездкой усердно молились ему в часовне аэропорта Домодедово, нараспев исполнив ему акафист и прося в молитве, чтобы все прошло благополучно. В итоге результат превзошел наши ожидания. В своем путешествии мы видели руку Божию и заступничество святителя. Нам удалось побывать на 2-х престольных праздниках, совершив путешествие по Италии, проехав ее на поезде дважды с севера юг, оценить соборы в Венеции не только через съемки и экскурсии, а исполняя в них духовные песнопения. Мы в самом деле были потрясены необычайной акустикой венецианских костелов. В них голос расходился так, что звук, произнесенный шепотом, был слышен в другом конце храма. Меня, как изучающего музыку, это очень поразило. Надо сказать, что итальянцы были поражены таким мощным и слаженным хором из России, тем более были удивлены, что перед ними выступают не певцы из певческих школ, а солдаты срочной службы.

Сейчас, спустя время, мы – все, кто служил в нашей части, знал батюшку, или пел в хоре, помним нашего духовного кормчего и молимся, чтобы Господь вознаградил его за труды, которые он вкладывает в дело духовного воспитания и возрастания солдат православной части в Арсаках. Многие из ребят постоянно приезжают к нему уже после службы, с семьями, уже для духовного совета, и, садясь в кельи за стол, вспоминают, как приезжали впервые, будучи мальчиками.

— Что на Ваш взгляд стоило бы изменить в современной армии?

— В современной армии очень не хватает высокой духовной культуры, которая всегда была силой русской православной армии. Необходимо, чтобы духовное руководство в частях было обязательным. Ведь солдаты оказываются часто заброшенными в плане душевного развития. Грубость, порождаемая низкой культурой, заражает постепенно и тех, кто к ней не был склонен раньше. Даже хороший человек начинает портиться. Духовное руководство, хождение в храм, прикосновение к таинствам не дают ему деградировать, упасть, стать грубым. Ведь тогда, когда попускается вседозволенность, солдат начинает вести себя так, как у него устроена душа. По своему опыту могу сказать, что если бы не хождение в монастырь и наши поездки, то, думаю, и я не смог бы остаться таким, каким я был в плане душеного состояния. В качестве хорошего примера можно вспомнить русскую армию времен Суворова. В то время не было дедовщины и грубости, ибо культурно-религиозный уровень был высоким, христианская вера была частью общества, а не находилась вне его. Будучи разрушенной в Советском Союзе, ныне вера как бы стала уделом отдельных личностей, часто бывает осмеянной, а общий настрой по-прежнему безбожный — вседозволенность и распущенность продолжают доминировать в настрое современного постхристианского общества, и это отражается на поведении солдат в армии, а также снижает желание молодых людей идти служить. Мы обязаны возрождать веру в российской армии, чтобы солдаты получали пользу от службы и для себя самих, и для Родины.

— Остались ли у Вас настоящие друзья за время армейской службы?

— Да, у меня осталось много друзей из армии. Трое из сослуживцев поступили и учатся ныне в Московской духовной семинарии вместе со мной, двое из старослужащих поступили в Питерскую семинарию, еще четверо старослужащих уже учатся в нашей семинарии, многих часто вижу, потому что они приезжают в Троице-Сергиеву лавру. Интересно, что в общей сложности в нашей семинарии в лавре будет не менее 20 человек, которые несли в свое время службу в нашей части, а сейчас продолжают обучение.

— Что Вы можете пожелать тем, кому еще предстоит служить в армии?

— Хочу пожелать им всегда следить за собой, оставаться людьми. Поначалу никогда не проявлять свою волю. В армии нужно забыть слово «хочу». Также необходимо учиться делать все быстро, смотреть вперед, чувствовать ситуацию. Хотел бы разделить сразу службу в армии на две половины – до и после ухода старослужащих. У каждого периода службы есть свои искушения, которых надо преодолевать, вкратце опишу, как мне они представляются. Если искушения первой половины службы связаны с терпением различного рода нагрузок и налаживанием взаимоотношений в коллективе, то задача второй половины службы для человека — не расслабиться, не поддаться искушению вседозволенности. Я бы сказал, что это более сложная задача. Во вторую половину службы часто есть соблазн перевалить самую тяжелую работу на молодых, но это не по-православному. Православный солдат должен всегда быть как перед очами Божиими и стараться выполнять свою работу так же, как и раньше, как и всегда. Он обязан видеть во всех людях только образ Божий, отношения с молодым коллективом он должен строить сообразно с духом Христовой любви, он также должен призывать и других солдат следить за тем, чтобы они не превышали своих полномочий в организации вновь пришедших солдат. Также необходимо помнить, что самым страшным преступлением в армии является даже не нарушение приказов, не грубость, а перекладывание вины на других. Советую всем, кто когда-то замечал за собой желание оправдываться, поскорее распрощаться с этой привычкой. Всегда необходимо винить только себя и никогда не подставлять товарищей. Если сразу себя так настроить, то с самого начала службы у такого человека будет самое доброе расположение среди сотоварищей. В армии, причем любой – православной или нет – очень сильно и чутко строятся взаимоотношения в коллективе. Одно неправильно сказанное слово может порождать проблемы, люди в армии тоньше воспринимают окружающих, чутче относятся к их словам. Если в гражданской жизни мы часто не выбираем слова, какие произносить, а относимся немного безалаберно, свободно к своей речи, то находясь на службе необходимо аккуратно следить за тем, что ты говоришь, кому говоришь и представлять, какие могут быть последствия. Также необходимо перед армией обязательно усиливать физическую подготовку, отжиматься, подтягиваться, тренировать себя в беге на длинные и короткие дистанции, развивать гибкость. Также наличие водительских прав будет преимуществом.

Спасибо за интервью!

Фотоальбом: