Исцеляющее Таинство Соборования

ЕЩЁ СТАТЬИ

Беседу вела Ольга БЫЧКОВСКАЯ

 

Что такое болезнь с позиции христианства: небесное наказание или один из способов Бога вразумить и оградить Свое создание от еще больших бед? Всегда ли болезни являются следствием ухудшения экологии, наследственности и неправильного питания? Помогают ли церковные Таинства в исцелении недугов? Об этом мы беседуем с настоятелем Свято-Михайловского храма г. Витебска протоиерей Владимир Артеменко.

— Соборование считается «Таинством для болящих». Что такое болезнь с точки зрения Церкви?

— Особо отмечу, что Соборование — это Таинство для всех христиан, а не только для больных.

Что касается болезни… Боль, страдание, болезни — это спутники нашего падшего в результате грехопадения мира. Но, как говорил известный афонский подвижник Паисий Святогорец, Господь никогда не попускает зла, если не извлекает из него добра. Добра, прежде всего, в духовном смысле. Болезнь служит очищением. Бывает, через малую боль Бог ограждает нас от большей. При правильном отношении страдание помогает человеку пересмотреть свои жизненные ценности, учит отделять главное от второстепенного, ценить здоровье. Многие могут привести примеры из собственной или чьей-то жизни, когда попущенные испытания, так или иначе, помогали человеку, содержали в себе явный или скрытый смысл.

— Отец Владимир, расскажите о сути Таинства Соборования…

— С каждым годом здоровых людей в нашем обществе становится все меньше. Многие объясняют это ухудшением экологии, несбалансированным питанием, наследственной предрасположенностью к тем или иным заболеваниям (отчасти так оно и есть). К сожалению, современная медицина не всегда может помочь человеку, поскольку первопричины многих недугов кроются в испорченной грехом человеческой природе. Что же такое грех? В широком смысле слова — нарушение гармонии. С Богом. С людьми. С природой. С самим собой. Поэтому наши телесные болезни зачастую являются следствием духовных недугов — грехов и страстей, т.е. дурных наклонностей и пороков, которым подвержен в той или иной степени каждый из нас.

Надежду на выздоровление или облегчение болезни дает вдумчивое и благоговейное участие в Таинствах.

Одно из них — Соборование, в котором при помазании больного освященным маслом, в совместной молитве священников призывается на него Божья благодать для исцеления от телесных и душевных болезней и прощения совершенных по неведению и забытых без злого умысла (т.е. не утаенных сознательно) грехов. Апостол Иаков писал: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Богослужение Таинства Соборования (Елеосвящения) состоит из трех частей: молебного пения, освящения елея (масла) и помазания им. В блюдо с пшеницей или другим зерном помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. Во время Соборования читаются семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований. После каждого прочтения, с молитвой к Богу, как главному Врачу душ и тел, священник крестообразно помазывает у соборующихся лоб, ноздри, щеки, шею, руки для освящения всех душевных и физических сил. Затем он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на головы людей и молит Бога о прощении их грехов.

— Как часто можно собороваться?

— Обычно Соборование проходит Великим постом в каждом храме. Но в некоторых церквях его проводят и во время других длительных постов. А вот тяжелобольному человеку необязательно дожидаться Соборования, совершаемого в храме. Тем более, если состояние здоровья не позволяет отстоять службу. В таком случае можно в индивидуальном порядке пригласить священника на дом в любой день.

Соборование, как правило, совершается для прихожан во второй половине Великого поста. Обычно даются несколько дней, чтобы все желающие могли приобщиться к Таинству (в каждом храме свое расписание — прим. О.Б.). На все Соборования ходить не нужно, только на одно.

— Соборуют ли детей?

— По церковным правилам младенцев, то есть детей до семи лет, не соборуют, поскольку у них не может быть сознательно совершенных грехов. Однако если ребенок болен, над ним можно совершить это Таинство.

— Как подготовиться к Соборованию?

— Обычно Елеосвящению предшествует исповедь. Если по объективным причинам человек не успел исповедоваться до Соборования, нужно исповедоваться после совершения Таинства. До или после Соборования необходимо причаститься.

Человек, над которым совершается Таинство Елеосвящения, должен исповедовать православную веру. В отличие от Исповеди и Причастия, к которым можно прибегать при условии обязательной подготовки как можно чаще, по правилам Церкви в Соборовании относительно здоровый человек может участвовать не чаще, чем раз в год.

В церковь обычно приносят пузырек с растительным маслом и носовой платок или салфетки, чтобы во время Соборования слегка промокнуть, не стирая начисто, елей. В храме необходимо купить одну большую свечу, которая будет зажжена перед очередным чтением Святых Писаний, и тушат перед каждым из семи помазываний. Женщины должны быть в храме с покрытой головой, без губной помады; в «дни очищения» (месячные) ни к Соборованию, ни к другим Таинствам не приступают. Одеться надо так, чтобы можно было расстегнуть кофту — будет помазываться шея. Лучше не надевать одежду с длинными рукавами и украшения, поскольку они могут выпачкаться, и будут мешать. В день принятия этого Таинства желательно не мыть руки и не принимать душ, чтобы не смывать освященное масло.

По окончании Елеосвящения можно забрать домой свечу и пузырек с освященным маслом, которым с верой и молитвой крестообразно помазывают больные части тела или принимают натощак внутрь. «Соборная» свеча зажигается во время молитвы в случае болезни или другой крайней необходимости.

Благодать Таинства действует через молитву и освященный елей (отсюда второе название Таинства — «Елеосвящение»). Но это действие обнаруживается неодинаково: одни полностью выздоравливают, другие получают облегчение, третьи обретают дополнительные силы для терпеливого перенесения болезни.

— Вокруг этого Таинства сложилось много суеверий…

— Да. Бытует ошибочное мнение, что собороваться можно только накануне смерти или что больной, который был соборован, непременно умрет. Это заблуждения. Напротив я неоднократно убеждался, что людям становилось легче. Поэтому не стоит откладывать Таинство «на потом». Испытать на себе исцеляющую силу этого Таинства желательно каждому человеку, поскольку абсолютно здоровых (и физически, и духовно) людей сейчас практически нет.

— Вам как священнику неоднократно приходилось совершать это Таинство. Вам известны случаи исцеления от серьезных недугов после совершения таинства, когда даже врачи затруднялись помочь?

— Да. Такие случаи немногочисленны, но практически каждый священник о них может рассказать.

Но я хочу отметить, что не стоит огорчаться, если желаемого исцеления не наступит. Главное, что душа человека получила прощение значительной части забытых грехов.

Сегодня ведь можно нередко наблюдать, что какая-то часть людей приходит в храм просить чего-то материального —счастья, здоровья, благополучия, удачи. Покаяние, исправление жизни, достижение гармонии с Богом и людьми для них вторично или вообще не является целью. Не получив просимого, кто-то может разочароваться. Однако в Евангелии мы слышим слова Христа о том, что нужно искать, прежде всего, Царства Небесного, а остальное приложится.