Психология надежды

http://www.pravoslavie.ru/95560.html

 

Архимандрит Андрей (Конанос)

перевела с болгарского Станка Косова

 

У всего есть решение. Одно из решений наших проблем – искать молитв тех, о ком знаем, что они молятся и помолятся о нас. Это помощь нашей душе. Потому что бывает много трудных моментов в нашей жизни, когда мы чувствуем, что почва под ногами у нас исчезает, как в жизни хананеянки, сказавшей Христу: «Погибаю! Дитя мое страдает!» (ср. Мф. 15, 22). У кого-то болеет ребенок, у другого он умер, у третьего психологические проблемы, тот одержим, у этого депрессия – самые разные проблемы. И мы доходим до такого момента, когда кажется, что никакого выхода нет. Мы не находим решения и говорим: «Боже мой, подай мне какое-нибудь решение!»

Исключено, чтобы Бог оставил тебя без помощи, пусть и в последний миг. И сейчас я говорю, что у всего есть решение. Оно не такое, каким ты его себе представляешь, а такое, какое Бог тебе пошлет. Но я видел, что когда дойдешь до края пропасти или когда нащупаешь дно, то появляется какое-нибудь решение в твоей жизни. Да, мы тонем, и не всегда в ложке воды, иногда действительно в открытом море, но и преувеличиваем мы вещи тоже очень сильно. Именно в нашем уме и кроется самая большая проблема, потому что оттуда и начинается всё, потому что проблема – это не сама проблема как таковая, а то, как ты на нее смотришь. То есть, как твой ум переводит это тебе в самом тебе. Это самое сильное мучение – мучиться душой и преувеличивать это.

Очень важно верить в перемену, в исцеление, чудо, в улучшение нашей жизни, нашего ребенка, супруга. То есть, чтобы в душе у нас была надежда на то, что близится что-то лучшее, чем отчаяние и разочарование. Например, ты соборуешь кого-то – так не делай этого формально, а верь, что сейчас благодаря соборованию произойдет что-то очень важное в душе другого, а также в его теле.

Ведь мы начинаем искать решения без веры. Христос что спрашивал, прежде чем совершить чудо? «Веришь ли ты?» (ср. Ин. 11, 26.). То есть «веришь ли ты, что Я могу дать тебе радость, что могу дать тебе исцеление, что могу воскресить твоего ребенка?» Когда кто-нибудь говорил: «Верю!» – тогда происходило чудо, потому что вера значит – открыть душу, доверять, принимать в себя радость.

Это зависит и от того, как нас воспитали. Большинство из нас не особо верит, что мы заслуживаем того, чтобы возрадоваться. Мы в какой-то степени связали радость и счастье с наказанием. То есть когда мы сильно радуемся, то говорим: «Ой, это не к добру. Мы сегодня столько смеялись, будем плакать!» Ждать, чтобы завтра произошел какой-нибудь инцидент, – да зачем он нужен, такой смех! То есть радоваться непозволительно, и как только ты обрадуешься, ты тут же ждешь, что получишь сейчас тапком по морде!

Страшно то, что мы научились вкладывать этот тапок в руку Бога! Мы думаем, что Бог, в сущности, не желает, чтобы ты радовался, Он хочет видеть, как ты плачешь, мучаешься, бичуешь себя, испытываешь вину, не находишь решения. Что Он смотрит на тебя так, как делают это некоторые детки, которые мучают насекомых и прокалывают им тельце, отрывают крылья, и мы думаем, что Богу приятно смотреть на нас, когда мы так же мучаемся. Если у тебя такая психология и такой настрой, тогда ничего в твоей жизни измениться не может.

Мы не для того родились, чтобы плакать. Плач – он на какой-то момент, на пять минут, на пять дней. Он не на всю жизнь. Ну ладно, поплачь, чтобы душа твоя примирилась с Богом, чтобы ты получил прощение, которое Христос подает тебе, чтобы ты принял Таинства прощения: Святое Причастие, Исповедь, – но ты ведь не можешь всю жизнь плакать и жаловаться. Ведь что ты принял в себя? Того, Кто есть скорбь? Нет. Христос есть Радость. Он – Решение твоих проблем.

Люди, которые постоянно жалуются, ропщут и смотрят на жизнь с отчаянием, не найдут решений: с ними произошло обратное – они пристрастились к ропоту, плачу, безысходности и не находят решений. Потому что когда Бог подаст им какое-нибудь решение в жизни, они опять обратятся к своей прежней практике. Это люди, которые постоянно недовольны. Человек, который недоволен, не находит решений, не потому что они не существуют, а потому что он сам не готов открыть свою душу, чтобы принять их. У него в жизни имеется так называемое роптание.

Чтобы получить решение от Бога, очень важно быть настроенным на Христов дух и Его атмосферу. То есть Христос говорит о любви, смирении, прощении, молитве, милосердии и доброте. Кто обитает в такой среде, которая в сущности есть среда Бога, тот сообразуется со Христом, и Он подаст ему решение. Потому что когда ты сообразуешься с Богом, Который является Решением всех проблем, то невозможно не найти решения.

Но когда ты не сообразуешься с духом Христовых заповедей… То есть Христос говорит: «Прощай врагов своих», – а ты внутренне желаешь зла другому. Например, кто-нибудь заболел, а ты в глубине души говоришь: «И поделом тебе!» – и таким образом злорадствуешь или проклинаешь его. После этого ты уже не можешь получить решения от Бога, потому что ты отдаляешься от духа и атмосферы Христа, которая есть любовь, смирение, милосердие.

А что значит решение? Решение значит то, что говорится в одной китайской поговорке: «В жизни не беспокойся о двух делах: о тех, которые решаются, и о тех, которые не решаются». Потому что когда у чего-то нет решения, ты уже принимаешь как данность, что это не решается.

Пример: в какой-то семье есть больной человек – он болен не гриппом, а серьезным многолетним заболеванием: параличом или еще чем-нибудь очень серьезным. Тут ты уже не можешь говорить: «Я хочу решения! Чтобы изменилось это состояние!» Например, ребеночек парализован. Ну что ты с этим поделаешь? То, что не решается, ты постепенно начинаешь принимать как данность, сначала покричишь, понервничаешь, поругаешься, поспоришь с Богом, с обществом, политиками и всем миром, но года через 3–4 скажешь: «Что поделать? Надо жить. Это мой ребенок, это мое состояние, и этого не изменить. Я принимаю это, я люблю его и обнимаю».

Таково решение некоторых проблем. Некоторые проблемы не решаются извне, а только внутри нас. То есть только когда моя душа принимает это, и я успокаиваюсь. А внешне оно не меняется. Всё.

Когда ты воспримешь в душе слово «самоубийство» как выход из своих проблем – тут же беги к врачу! Это значит, что положение дел серьезное. Когда ты подумаешь о смерти как решении своей проблемы, это значит, что в тебе возникла депрессия, отчаяние или безнадежность. Понятно, что ты пойдешь к своему духовнику, пойдешь в церковь помолиться, но если это состояние навязчиво, сопровождается беспричинным плачем и тотальным отчаянием, и ты видишь всё в черных тонах, и на самое распрекрасное солнце смотришь как на тьму, и ничего-то тебе не нравится – то решение уже не в словах, а беги прямиком к врачу: ты нуждаешься в лечении, тебе нужна помощь.

Например, жена, которую колотит муж, не может сказать: «Выход в том, чтобы принять это». Выход не в том, чтобы принять это, а надо сесть и поговорить, и чтобы вы нашли общий язык. Тут надо топнуть ногой в хорошем смысле слова, потребовать своих прав, посмотреть, в чем причина, чтобы один понял другого и потребность его души, чтобы он понял, что «Я не вышла за тебя, чтобы погубить свою жизнь, чтобы сердце мое почернело, чтобы довести себя до рака и тебя довести до рака. Надо разобраться, что происходит с нами обоими». Чем сойти с ума, лучше уж сделай что-нибудь, отчего душа твоя сможет ожить, расцвести и чтобы ты достиг чего-то великого. Потому что кто-то мне сказал:

– Разве развод – не лучшее решение в сравнении с тем, что я буду испытывать мучение, которое никогда не кончится?

В принципе готовые решения, рецепты давать нелегко. Потому что если я скажу сейчас: «Развод!» – то некоторые скажут: «Батюшка сказал, что развод – это ок, кто хочет, пускай разводится!» Я не говорил этого, но я сказал, что в определенных случаях для некоторых людей предпочтительней, чтобы произошло что-то, чтобы изменилась эта «система», чем чтобы они вместе губили себя. Решение для некоторых проблем следующее: что-то надо изменить дома, в наших отношениях, в семье, на работе.

Вот кем-то на работе постоянно пренебрегают, то и дело вонзают ему нож в спину, поносят его, оскорбляют, высмеивают. Там он не может говорить: «Я христианин! И принесу жертву! Ради кого? У меня семья, у меня дети, у меня зарплата», – там ты должен взыскать своих прав. Поэтому давайте выясним, что значит, что я христианин, что значит, что я смиряюсь.

В Церкви это называется рассудительностью: чтобы Бог постоянно просвещал нас, как нам ответить на каждый вызов жизни. Где-то не надо ничего делать и принять всё как есть, а в другой раз надо топнуть ногой и сказать: «Нет, это надо изменить! Всё! С понедельника буду другим человеком. У меня есть право быть счастливым, это невозможно, чтобы у меня выпадали волосы, чтобы я болел, седел, покрывался морщинами, чтобы у меня болел желудок, чтобы я не мог по ночам спать. Я найду какое-нибудь решение».

Итак, для некоторых проблем мы должны находить решение дома. Некоторые супруги не говорят мне: «Я хочу найти решение», – а вместо этого спрашивают, кто из них прав. Я говорю:

– Ну, хорошо, если мы скажем, что один прав, то что ты станешь делать потом? В следующей ссоре ты будешь пользоваться этим и скажешь: «Батюшка сказал мне, что я прав!»

Дело в том, что дома побеждает не тот, кто прав. Христос победил не Своим правом, Он победил зло потому, что согласился лишиться Своего права и быть распятым. Это парадоксальная логика, которую Церковь вносит в нашу жизнь. Если кто-нибудь может пожертвовать чем-то для блага семьи, не вредя, однако, своей душе, то пускай делает это. Он поищет, отступит, изменится, но в той степени, в какой сохраняет душевное равновесие и покой. Если же это его разрушает, тогда надо найти какое-нибудь другое решение.