Шел 1933 г. Осенью Мандельштамы, Осип и жена Надежда, заселялись в новенькую, совсем пустую двухкомнатную квартиру в Нащокинском переулке. Наконец-то свой дом, да еще один из первых писательских кооперативов! Долгие годы у Осипа Эмильевича не было своего жилья. В Ленинграде ютился у разных знакомых, потом несколько лет снимал углы и комнаты в Москве. С января 1932 г. супруги занимали комнату в общежитии литинститута — грязное помещение, в котором клопы чувствовали себя полноправными владельцами. Но теперь, осенью 1933 г., радости от новоселья супруги не испытывали. Они оба прекрасно понимали, что столь щедрый подарок писателю был ничем иным как авансом со стороны власти. Побывавший у него в гостях Борис Пастернак, уходя, сказал: «Ну вот, теперь и квартира есть — можно писать стихи». Мандельштам пришел в ярость. Он проклял квартиру. Новый дом для поэта стал не крепостью, но клеткой. В ноябре он пишет знаменитую «Квартиру»:
«А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать
— А я, как дурак, на гребенке
Обязан кому-то играть...»
Нет, не себя он считал достойным таких подарков. Пусть лучше «какой-нибудь честный предатель, проваренный в чистках, как соль», обретается в таких хоромах! Четыре стены стали для него постоянным напоминанием о своем долге власти и, оттягивая оплату долга, он обреченно ждал:
«И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных».
Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве, в семье коммерсанта. Его семья перебралась в Петербург, чтобы дети смогли получить первоклассное академическое образование. Но Мандельштам так и не получил диплома. Он рано осознал себя как поэт, как творческая личность, которой предназначено оставить свой след в истории литературы, культуры, мало того, «что-то изменить в строении и составе ее». Начиная, как автор светлых и легких стихов, Мандельштам вошел в историю российской литературы как фигура трагическая. Поначалу он и Февральскую революцию воспринимал с надеждой, только вот разочарование пришло слишком быстро. Его стихотворение «Век мой, зверь мой…» — о непоправимой трагедии, о том переломе в истории, после которого уже не склеить «двух столетий позвонки». Любые попытки Мандельштама найти свое место в новой России заканчивались неудачей и скандалом. Вторая половина 1920-х гг. для него — это годы кризиса. Новых стихов не было. За пять лет — ни одного. И вот начались страшные 1930-е гг. Мандельштам пишет без оглядки на цензуру — искренность, граничащая с самоубийством! Его «Горца» называют эпиграммой на Сталина. Такое не то, что писать — такое думать нельзя было. Мандельштам же принялся читать это стихотворение знакомым! «Мы живем, под собою не чуя страны», — с упоением чеканил он на бульваре друзьям. За ним пришли в ночь с 13 на 14 мая 1934 г. В это время Анна Ахматова гостила у Мандельштамов. После нескольких недель в НКВД поэт вышел оттуда с тяжелым психическим расстройством и слуховыми галлюцинациями. Стараниями Ахматовой, Пастернака, Бухарина поэта не расстреляют. Сталин ставит на деле свою резолюцию: «Изолировать, но сохранить». Слабого здоровьем Мандельштама с супругой ссылают в Чердынь. Это север Пермской области, самое что ни на есть лагерное место. Сюда эшелонами свозят ссыльных крестьян. В Чердыни Мандельштам выбросился из окна больницы, со второго этажа. После мая 1934 г. предрассветные часы — именно в это время совершались аресты — вселяют писателю безграничный ужас. Неудавшееся самоубийство произошло как раз в шесть утра. После Чердыни приговор меняют на так называемый «минус 12»: селиться можно везде, кроме Москвы, Ленинграда и еще десяти крупнейших городов. Мандельштамы выбрали Воронеж. Здесь поэт написал четверть из написанного им за всю жизнь. Нервы поэта были оголены, и боль свою он выплескивал в стихах. Он жил фактически в изоляции. Лишь Ахматова навестила его однажды. Как-то Мандельштам позвонил следователю, к которому был прикреплен, и принялся читать ему свои новые стихи: «Нет, слушайте, мне больше некому читать!». Он читал оду Сталину — первое вымученное стихотворение. Несчастный поэт с разрушенной психикой надеялся, что она станет его платой за помилование, за возвращение его в привычный круг друзей, в Москву. Но «Ода» оказалась не тем, чего ждал от Мандельштама Сталин. Не было в ней мощи, простоты и ясности, которые были в «Горце». В мае 1937 г. истек срок воронежской ссылки. Поэт еще год провел в окрестностях Москвы, пытаясь добиться разрешения жить в столице. Редакторы журналов даже боялись разговаривать с ним. Он нищенствовал. Помогали друзья и знакомые. Впоследствии А. Ахматова писала о 1938 г.: «Время было апокалиптическое. Беда ходила по пятам за всеми нами. У Мандельштамов не было денег. Жить им было совершенно негде. Осип плохо дышал, ловил воздух губами». 2 мая 1938 г., перед восходом солнца, как это было тогда принято, Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к 5 годам каторжных работ и отправляют в Западную Сибирь, на Дальний Восток, откуда он уже не вернется. Еще по дороге в Магадан Мандельштам настолько ослабел, что в пересыльном пункте его оставят в состоянии помешательства. Величайший российский поэт стал символом звериной жестокости XX столетия: он растворился в репрессиях и лагерях, не оставив даже могилы — лишь стихи, переполненные болью.
«Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На следы своих же лап».