Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА" ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
|
-- | Главная | Архив | Приглашаем авторов | Фонд «Русская Берёза» | Где можно получить нашу газету | --
Март-апрель - 2008
Содержание номера Благословенная Богом земля
СвятогорьеМарина Владимировна Иванова
Поселок Пушкинские Горы, на краю которого находится Святогорский Успенский мужской монастырь, прежде именовался Святыми Горами. Ещё раньше здесь была слобода Тоболенец, названная так по имени небольшого озера, на берегу которого возникло поселение. Монастырь стоит на высоких холмах - Синичьих горах близ городища Воронич, на древнем пути, связывающем города Остров и Новоржев. Издали видны его белые стены, высокий шпиль колокольни. Обитель возникла в 1569 году, в царствование государя Ивана Грозного и по его прямому указанию: "Повеле на той горе устроити церковь камену во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и повели бытии обители..." Царское повеление было вызвано необычными событиями: за несколько лет до того явились здесь чудотворные иконы Пресвятой Богородицы и от них многим людям было исцеление от различных болезней. Псковская летопись под годом 7074 (1566) пишет: "Явися на Вороначщине, на Синичьих горах, на Городище проща, именем Пречистыя Богородицы, и многое множество прощение (исцеление) человеком всяким недугом начася". Скуп язык официальных летописей, трудно бывает по ним установить, что же происходило в действительности. Но рукописная повесть, хранившаяся в монастыре и известная в нескольких списках XVII века, рассказывает о чудесных явлениях более подробно. Безымянный монах-летописец написал "Повесть о явлении чудотворных икон и Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскове на Синичьей Горе, иже ныне завома Святая Гора". В середине XVIII века, когда в огне погиб почти весь монастырский архив, "Святогорская повесть" чудом сохранилась. Её обнаружил в пушкинские времена псковский епископ Евгений Болховитинов - известный учёный-историк, автор многих трудов по истории русской литературы. Повесть начинается с запева: "Бысть изволение Божие при державе благоверного и благочестивого царя государя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси, правящу ему тогда скипетр российского царства и при архиепископе Пимене великого Новгорода и Пскова, от создания же мира 7077..." Тогда был в Ворониче некий юродивый, пятнадцатилетний пастух Тимофей. Однажды пас он коров у реки Лугвицы, и тут впервые явились ему иконы Пресвятой Девы Марии - Умиление и Одигитрия. Иконы явились и исчезли, но вскоре снова открылись этому же подростку на Синичьей горе. Правда, теперь это была одна богородичная икона Умиление: Дева Мария с нежностью и лаской прижимает к себе Младенца Иисуса Христа. Слышал юродивый и глас, возвещающий, что через шесть лет "просияет на сей горе благодать Божия". Пастух никому не сказал об этом. Прошло шесть лет... Явился как-то Тимофей на Синичью гору - и нашел там стоящую у сосны икону Богоматери Одигитрии. Пресвятая Дева, изображенная по пояс, печально и отрешенно глядела куда-то вдаль, являя миру Своего Сына, посланного на землю ради спасения людей. (Минаков С. Сказ о явлениях Блаженному Тимофею //Новый мир. - 2004. - №6.-С. 107-108.) Тимофей взял явленные святыни, построил на Синичьей горе шалаш и пещеру, поставил их там и проводил около них в молении много дней и ночей. Однажды снова услышал он глас, повелевающий объявить людям о чудесном явлении Богородичных икон. С благоговением приняли священнослужители и простой люд явленные иконы, учредили крестный ход, и когда святыни донесли до речки Лугвицы, где было их первое явление юродивому, начались различные чудотворения: исцеление болящих, прозрение слепых. Чудотворения продолжались во время крестного хода к Синичьей горе и там на месте. Царский наместник во Пскове Георгий Токмаков, услышав о необычайных явлениях в Ворониче, решил сначала сам все исследовать. Выяснил, убедился в истинности происходящего, затем сообщил государю о знаках милости Господней. Прибыли царские следователи, и "по несомненному осмотру и удостоверению об исцеленных", поведено было на горе, с тех пор прозванной святою, поставить часовню для прихожан. В нее же перенести богородичные иконы Умиления и Одигитрии, явившиеся юродивому Тимофею, и совершать крестные ходы в эту часовню из Воронича. Через год, после крестного хода на праздник Покрова Богородицы, загорелась часовня, и огонь истребил в ней всё, кроме двух чудотворных икон - они остались невредимыми. Уведомили и об этом чуде царя, и тогда тот повелел устроить на сем месте монастырь и воздвигнуть каменную церковь во имя Успения Божьей Матери. Причем алтарь её должен был занимать то самое место, где при сосне явилась пастуху Тимофею икона Богоматери Одигитрии. Икону Умиления велено было также поставить в той церкви. Указание царя было исполнено в точности, и на Святой горе возник мужской монастырь с Успенским храмом. Установили и праздники: в честь иконы Богоматери Умиления - в девятую пятницу по Пасхе, в честь Одигитрии - в день Покрова Богородицы. В эти праздничные дни в монастырь стекалось множество народа, устраивались общие гуляния и многолюдные ярмарки. Народное предание переплелось с былью. В действительности царь Иван Грозный приказал строить здесь "обитель каменну", чтобы еще более укрепить литовский рубеж. В своём выборе он не ошибся. Не раз монахи садились на коней и рубились с поляками, литовцами, немцами. В благодарность за скорое строительство обители царь одарил её дорогими книгами, ризами, а звонницу - своим колоколом. Цари дарили колокола и позже: Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I... Святогорский монастырь славился своими колоколами. Всего их было 14. Самый большой, отлитый в Москве, весил 151 пуд. Его звон можно было слышать за 10-15 верст. Святогорский монастырь заказал этот колокол московскому заводу Д. Тюленева в 1753 году. Легенда рассказывает, что во время его отливки случилась неожиданная для мастеров проверка. Мастера, часто утаивавшие серебро, вынуждены были все спрятанные слитки его бросить в сплав, из которого готовился монастырский колокол. Так Святогорская обитель стала иметь один из редчайших на Руси колоколов. По другой легенде, в сплав было вложено много серебряных монет, пожертвованных паломниками-богомольцами. Сегодня можно увидеть осколки этого колокола. Был в монастыре и 15-пудовый колокол, который в народе звали Горюном. Его в знак особой милости подарил монастырю царь Иван Грозный. Монастырь зачислили в перворазрядные, он был 27-м в списке наибольших обителей на Руси. О большой политической роли, которую играл Святогорский монастырь, говорит тот факт, что его настоятель Зосима Завалишин был уполномочен псковским духовенством участвовать в Земском соборе 1598 года в Москве. Среди других на грамоте об избрании царём Руси Бориса Годунова стояла и его подпись. В ХVII-ХVIII веках он относился к богатейшим на Руси. "Духовные штаты" 1764 года лишили монастырь многих экономических привилегий, и он стал третьеклассным, сорок пятым по степени, однако по-прежнему имел свои земли и оставался богатым и влиятельным. Большие доходы приносили сдача земель в аренду и пожертвования. В 1924 году монастырь был закрыт. В 1992 году Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращён в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексея II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это действующий мужской монастырь.
Пушкинские ГорыПушкинские Горы находятся в самом сердце Псковщины, на отрогах Валдайской возвышенности. Гряда холмов здесь достигает самой высокой в окрестных местах отметки - до 160 метров над уровнем моря. Богат природный наряд Пушкинских Гор. Вдоль улиц высажены ясени и липы, клёны и тополя, на холмах - так же, как и встарь, - растёт смешанный лес, в котором сосну и ель дополняют берёза и ольха, небольшие дубки и рябина, черёмуха и осина. Улицы посёлка петляют среди холмов, дома лепятся по пригоркам, и в летнее время за зеленью их совсем не видно. Одна из наиболее высоких и красивых в посёлке - гора Закат, на которой, будто свечи, поднимаются к небу мачтовые сосны. На другом высоком холме - Синичьей горе стоит древний Святогорский монастырь. Облик Пушкинских Гор предстаёт во всей своей красе летом и поздней весной. Он буквально утопает в зелени. Чистый пьянящий воздух даёт ощущение того, что ты находишься истинно на русской земле. Из разных уголков посёлка открываются чудесные виды природы, от которых восхищённо замираешь. Дорога петляет то вниз, то вверх - то горка, то пригорок, равнинных мест совсем немного. Идя по тротуару, можно легко свернуть и вниз под крутую горку, и попасть на поляну с елями и очутиться в лесном мире: цивилизация и природа соседствуют друг с другом. Природа края настолько уникальна, что на неё трудно смотреть обыденным взглядом: к настоящей красоте нельзя привыкнуть. Очарование и неповторимость здешних мест волшебные - приехав сюда хотя бы раз, обязательно захочешь вернуться. Это как источник чистой и свежей воды, вкус которой не забудешь, потому что он подлинный.
Поселок Пушкинские Горы
Содержание номераРекламаДорогие братья и сестры! Друзья! Вы можете оказать помощь нашим подопечным деткам, разместив на страницах Народного журнала "Русская Берёза" рекламу Вашей организации или частное объявление за БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС НА РАСЧЁТНЫЙ СЧЁТ ФОНДА. Подробности о размещении спрашивайте у председателя фонда О.М. Гарнаевой по тел: +7-903-535-20-96 или электронной почте: |