Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
июнь 2010

Содержание номера



 

Миссия мучеников

Деятельность Псковской православной миссии, которую создал митрополит Сергий (Воскресенский), исследователи называют наименее изученной и наименее осмысленной в Великой Отечественной войне, "одной из самых загадочных страниц" её истории. Об этих миссионерах, работавших на оккупированной немцами территории, советские историки говорили как о предателях Родины, но в последние годы, когда открылась историческая правда, некоторые стали называть их святыми мучениками. Кем же они были на самом деле - участники Псковской миссии и её легендарный основатель?

Ответ Патриарха
Ответ на этот вопрос невозможно найти, изучая только деятельность Миссии: настолько она кажется неоднозначной и противоречивой. Но многое становится понятным, если рассмотреть её в более широком конспекте, на фоне истории России, захваченной безбожниками.
"То были страшные годы, и тысячи, десятки тысяч людей были уничтожены, - сказал Святейший Патриарх Кирилл в своём Первосвятительском слове 18 апреля 2010 года после освящения Храма-на-Крови в Екатеринбурге. - То были годы расстрела не Царской семьи, не отдельно взятых представителей народа нашего - то были годы расстрела исторической России. И когда затем на этой крови кому-то захотелось воссоздать историческую Россию и сделать ее могучим и сильным государством, то, опять-таки положив ради этой цели огромное количество человеческих жизней, этой цели не достигли. Буквально за три дня, без единого выстрела то, что пытались сделать, без Бога воссоздавая историческую Россию, было уничтожено. В каком-то смысле расстрел Царской семьи - это символ, кровавый и страшный, всех тех событий, что произошли, круто изменив жизнь нашего народа, проведя его через многие соблазны, фантазии, утопии, искушения и через кровь".
Главными причинами страшных бед, обрушившихся на Россию в ХХ веке, Патриарх считает расстрел Помазанника Божия - Царя и его семьи, попытки уничтожить Православную Церковь, истребить святую веру в сердцах людей.
"Почему же это произошло с нами? - рассуждает Первосвятитель. - Ведь у нас было так много монастырей и храмов… Почему же мы не вымолили у Господа спасения исторической Руси? Пока мы не ответим на этот вопрос, каждый и все вместе, мы не застрахованы от новых потрясений, новой крови, новых разрушений. Наверное, у каждого есть свой ответ, но, взирая на всю историю спасения рода человеческого, можно сказать, что человеческие катаклизмы и потрясения есть осуществление Божией справедливости, есть наказание за грех, и то, что произошло с нами, есть наказание за грех нашего народа.
Те, кто знает историю, понимают, о чем идет речь. И храмы были, и монастыри стояли, и народ наш в храмы приходил, но элита нашего общества, интеллигенция, те, кто владел умами людей, отвратились от Бога, стали богопротивниками. Нам, живущим в XXI веке в современной секулярной России, даже представить трудно, как была презираема вера в православной империи. Профессора университетов - те, что еще хранили веру в сердце, - боялись сказать об этом своим коллегам; было поголовное безверие интеллигенции, студенчества; даже в духовных семинариях происходили забастовки и убийства преподавателей и профессоров. И все это происходило рядом с мощами святых угодников, рядом с прославленными иконами, великими святынями. Грех смешался со спасением, а кому много дано, с того много и спросится. Много было дано нашему народу - и спросил Господь с нас, сурово спросил".
И Отечественная война была прямым следствием неистовства богопротивников, которым подчинился наш народ, Божиим наказанием за этот народный грех. Святейший Патриарх Кирилл не первый высказал эту мысль. Нечто подобное говорили другие Первосвятители Российские, многие святые. Эта древняя истина с потрясающей силой была засвидетельствована огромному количеству людей, которые 9 мая 2010 года слушали в православных храмах особое литургическое поминовение, установленное в Русской Православной Церкви в связи с празднованием 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Для этого поминовения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл составил благодарственную молитву Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на основе молитвы святителя Филарета (Дроздова) в память Победы в Отечественной войне 1812 года. В молитве есть такие слова:
"Яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам. Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко, аще не послушают гласа Твоего хранити и творити вся заповеди Твоя, наведеши на них язык безстуден лицем, иже сокрушит их во градех их, дондеже разорятся стены их. И мы ведехом, яко исполнился глагол сей страшный на народе нашем.


Митрополит Сергий (Воскресенский)

Но ты, Господи Боже, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и Истинный и правду храняй и творяй милость, милостию велею помиловал еси и, посетив жезлом неправды наша, ущедрил еси нас победою на сопостаты..."
В свете этих вечных истин становится ясно, какое значение имела деятельность Псковской православной миссии, которая на оккупированной немцами территории восстанавливала православные храмы, разоренные большевиками. Возрождая Православную Церковь, миссия пыталась устранить первопричину духовного ослабления России, которым воспользовалась Германия, а значит - закладывала основу для освобождения нашей страны и от ига коммунистов, и от ига фашистов. Конечно, в такой деятельности не были заинтересованы ни те, ни другие. Сначала они пытались использовать миссию в своих целях, но когда убедились в тщетности этих усилий, люто расправились с её работниками. И первым мучеником за веру стал создатель миссии митрополит Сергий (Воскресенский). Вот как это было.
Единство под видом конфронтации
"Явление это было подлинно удивительным, - рассказывает известный писатель-историк Александр Сегень. - Хотя бы даже потому, что создана была Псковская православная миссия одновременно стараниями главного идеолога нацизма Альфреда Розенберга с одной стороны и советской разведкой с другой".
Это действительно кажется парадоксальным, и подобных "парадоксов" много в истории миссии. Но за этими противоречивыми, "загадочными" фактами виден Промысл Божий: на территории страны, которая сотни лет была хранительницей Православия, должно было где-то начаться возрождение духовной жизни, которое привело бы к победе над силами тьмы. И Псковская православная миссия положила это духовное начало. Не ведая, что творят, Миссию укрепляли и коммунисты, и фашисты. Укрепляли то, что, в конечном итоге, привело к поражению и тех, и других.
Пользуясь тем, что за время советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были участвовать в борьбе с фашистскими оккупантами.
Главным действующим лицом и с той, и с другой стороны стал митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), который стал затем экзархом всей Прибалтики. Когда наши войска покидали Ригу, организатор разведывательно-диверсионной работы на оккупированных территориях Павел Судоплатов, по его личным воспоминаниям, спрятал митрополита, чтобы сотрудники органов не увезли его вместе с отступающими. Далее он должен был действовать по плану, разработанному НКВД. Оставшись в Риге, Владыка приветствовал вступление немцев в Прибалтику. Он же стал и организатором Псковской православной миссии, которая наружно являлась защитницей оккупационной власти, а тайно поддерживала разведывательно-диверсионную работу.
Православные священники, с одной стороны, вынуждены были в своих проповедях призывать народ к смирению и хвалить немцев за то, что они способствуют возрождению христианства на Псковской земле. С другой стороны, те же священники прятали у себя партизан, людей, разыскиваемых гестаповцами, в том числе и евреев. Есть свидетельства, что в Псково-Печерском монастыре людей прятали под куполами. Никто не мог догадаться, что там можно кого-то скрывать. Все привыкли, что могут быть подпольщики, а что бывают и "подкупольщики", не могло прийти в голову!
Одновременно с этим православные священники принимали в свои семьи или пристраивали в семьях своих прихожан многочисленных беженцев, сирот, детей, на долю которых выпали страшные испытания. В 1943 году, благодаря стараниям митрополита Сергия, были отпущены и отданы на воспитание в семьи священников и прихожан дети из концлагеря Саласпилс.
Начиная с 1942 года, православные священники организовали постоянный сбор средств для поддержки советских военнопленных, находящихся в фашистских концлагерях. Невозможно без слёз читать воспоминания о том, как там проводились церковные службы, пасхальные литургии. При этом нередко еду и вещи, собранные для узников, гитлеровцы конфисковывали и отправляли на фронт, что обычно происходило в критические для немцев моменты войны - после разгрома под Москвой, под Сталинградом и под Курском. Впоследствии органы госбезопасности поставили это в вину членам Псковской православной миссии: мол, они собирали еду и вещи для фашистских солдат.
В то время Церковь возглавлял Патриарший местоблюститель (впоследствии ставший с разрешения Сталина Патриархом) митрополит Сергий (Страгородский). Он был автором известной Декларации 1927 года, в которой утверждалось, что "зарубежные враги Советской власти" занимаются "убийствами, поджогами, налетами, взрывами", в связи с чем необходимо "показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством". В 1930 году Местоблюститель, в интервью иностранным корреспондентам, был вынужден говорить, что Русская Церковь имеет около 30 тысяч приходов и 163 епископа, занимающих свои кафедры, а закрытие некоторых храмов объясняется распространением атеизма.
Конечно, подобные заявления делались под давлением безбожного режима и ради сохранения тех крупиц церковной жизни, которые ещё теплились в стране. Такой же риторики от митрополита Сергия требовали и в связи с началом Великой Отечественной войны. Снова на весь мир прозвучали не соответствовавшие действительности слова о том, что в СССР религия не притесняется, а фашисты, якобы, на занятой территории разрушают Церковь, уничтожают православные святыни и преследуют верующих. Но, если предыдущие сообщения такого рода вызывали возражения лишь в среде эмигрантов и чад Зарубежной Церкви, то на это последнее возразил архиерей Московской Патриархии, которого незадолго до того сам Местоблюститель назначил Экзархом Литвы, Латвии и Эстонии.


Братия Псково-Печерского монастыря с немцами

"Мы не будем говорить об этом вопросе во всей его широте, но ограничимся тем, что происходит в подведомственной нам церковной области и что посему известно с полной достоверностью - написал в своем ответе митрополит Сергий (Воскресенский). - На этой территории проживает несколько миллионов православных русских людей, среди которых уцелело всего лишь около ста священников, но нет ни одного епископа. Таковы плоды большевистского владычества!.. И вот мы свидетельствуем громко, что в подведомственной нам области германские власти не только не ведут против Православной Церкви какой-либо борьбы, но, напротив, всячески облегчают нашу трудную работу на освобожденных от большевиков русской территории,.. возвращают нам церкви, отнятые большевиками… Народ, религиозность которого никакой большевизм не был в силах истребить, валом валит в церкви, исповедуется и причащается, тысячами крестит детей и, обездоленный, разоренный, истерзанный, вновь утешается возможностью свободно молиться в свободной Церкви". Ответ датирован 7 октября 1942 года.
"Разумеется, наивным было бы предположить, что в своих речах митрополит Сергий (Воскресенский) был много свободнее митрополита Сергия (Страгородского) - ведь и для антихристианского фашистского режима Православная Церковь была не более чем ресурсом для обеспечения лояльности населения оккупируемых "восточных территорий", - пишут православные историки Александр Филиппов и Михаил Агафонов. - Однако Божией милостью в зазубринах двух чудовищных пропагандистских машин - красной и коричневой - удалось создать островок возрождения реальной церковной жизни, дать людям глоток религиозной свободы. Именно этот островок и получил название "Псковская православная миссия". Один из участников Псковской миссии позднее назвал её "вторым крещением Руси".
Право обмануть врага
Митрополит Сергий (в миру - Дмитрий Николаевич Воскресенский) родился 26 октября 1897 года. С 1907 по 1917 окончил Московское Духовное училище, Духовную семинарию и Духовную академию. В 1923 году учился в Московском университете, но был исключён как "чуждый элемент" и арестован за антисоветскую пропаганду. В 1925 году принял монашество. С 1933 года он епископ Коломенский, с марта 1941 - митрополит Виленский и Литовский.
В этом сане владыка Сергий прибыл в Ригу ещё при советской власти, 9 апреля. Как рассказывает в своих воспоминаниях православный русский эмигрант Андрей Герич, живший в годы войны на территории Латвии, с приездом Владыки, число молящихся в соборе в Риге увеличивалось с каждым днём. "Служил он прекрасно, голос у него был чудный, все сослужившие ему пели - от старшего священника до иподиакона - и пели не хуже певчих из хора". Его иподиакон писал: "Он был величественным архиереем. Выше среднего роста, в меру полный, с длинными, слегка вьющимися волосами, с чёрной, с проседью бородой, живым лицом и необыкновенно выразительными глазами, он производил царственное впечатление".
В первый день оккупации Риги митрополит Сергий был арестован, но через 4 дня освобожден, так как с самого начала оккупации занял антикоммунистическую позицию. Она была нужна для того, чтобы фашисты не мешали возрождению Церкви, разрушенной коммунистами. Экзарх-митрополит развил бурную деятельность, которая сначала радовала, а потом стала пугать немцев.
Для управления "новыми территориями" Гитлер создал рейхскомиссариат "Остланд" (РКО), и Карл Розенфельдер, руководитель группы религиозной политики этого "Министерства занятых восточных территорий", приехал в Прибалтику. Его удивила высокая религиозность населения на бывшей советской территории, хотя оно и было воспитано в атеизме: "Православная церковь ощущает себя больше, чем когда-либо, заботящейся о народе. Так же, по моим сегодняшним наблюдениям и впечатлениям во время моей поездки в Остланд, сформировалось представление, что церковь и христианство на Востоке после исчезновения большевизма переживают новый подъём", - писал он.

На самом деле митрополит Сергий заботился не об освобождении России от коммунизма, как думали сначала немцы, а о помощи соотечественникам, которые после коммунистического ига попали в фашистский ад. "Не таких обманывали! С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть нетрудно", - говорил он с улыбкой. Однако его положение было очень сложным. Он старался вести осторожную политику, подчеркивая свою верность Московской Патриархии. Однако по требованию нацистов отречься от патриотического воззвания Местоблюстителя 1941 года, содержащего призыв сражаться с фашистами и ни в коем случае не искать от них какой-то выгоды, экзарх написал заявление: "Советская власть подвергла Православную Церковь неслыханному гонению. Ныне на эту власть обрушилась кара Божия... За подписью Патриаршего Местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского большевики распространили нелепое воззвание, призывая русский народ сопротивляться германским освободителям. Мы знаем, что блаженный Сергий, муж великой учёности и ревностной веры, не мог сам составить столь безграмотное и столь бессовестное воззвание. Либо он вовсе не подписывал его, либо подписывал под страшными угрозами...".
Экзарху удалось убедить германские ведомства в том, что Московский митрополит не был действительным автором патриотического воззвания от 22 июня 1941 года, и таким образом отдалить угрозу расправы фашистов над Православной Церковью на оккупированных территориях.
В середине августа 1941 года экзарху Сергию удалось установить контакт с командованием группы армий "Север" и получить разрешение направить миссионеров в занятые российские области для создания "Православной Миссии в освобожденных областях России". Организация миссионерской работы на Северо-западе страны стала теперь главной заботой митрополита Сергия. Центром миссии был Псков. Владыка также взял на себя окормление православного населения областей, прилегавших к его экзархату и занятых немцами, которые относились к юрисдикции Лиенинградского митрополита. Это было законно с точки зрения канонического права, так как митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) оказался в блокированном Ленинграде: "Мы почли долгом своим на время принять эту территорию под своё архипастырское покровительство, чтобы немедленно приступить на ней к восстановлению церковной жизни, и для этой цели направили туда миссионеров из экзархата, духовенство которого большевики, за короткое время своего владычества в прибалтийских странах, не успели полностью уничтожить", - писал экзарх Сергий. Он дал священникам указание поминать на богослужениях митрополита Алексия и не включил приходы Ленинградской области в свой экзархат.
Успех Миссии превзошёл все ожидания. Во всей Псковской области после богоборческого режима советской власти к 1941 году из 1200 осталось всего 2 действующих храма. За время существования Миссии в огромной области, где к началу войны в церковная жизнь фактически умерла, было открыто больше 400 приходов. Кроме чисто религиозной деятельности велась просветительная и социальная благотворительная работа. При Миссии, например, был учрежден "Стол по распространению христианской культуры среди молодежи", налажен выпуск еженедельных радиотрансляций.
Миссионеры исполняли свои пастырские обязанности: ездили по деревням, крестили, служили литургии. Народ, изголодавшийся за годы советской власти по церковным таинствам, тысячами стекался в те деревни, в которые приезжали священники. Современные историки Александр Филиппов и Михаил Агафонов назвали работников Псковской православной миссии "апостолами 1941 года".
Вера без дел мертва - и участники миссии сразу включились в социальную работу. В Гдове священник Иоанн Легкий создал добровольное общество "Народная помощь", целью которого была поддержка нуждающихся, в Острове отец Алексий Ионов основывал "Русский Красный крест", окормлявший лагерь для военнопленных. Добровольные помощники отца Алексия расклеивали воззвания о сборе продуктов для русских солдат, готовили обеды на 200 человек, которые привозили в лагерь дважды в неделю. Благодаря их усилиям смертность в лагере заметно уменьшилась. Помощь русским военнопленным была организована по всей территории Псковской Миссии.
Владыка Сергий (Воскресенский), по сути, "воевал на два фронта", противодействуя и коммунистам, и фашистам, не желавшим такого усиления Православной Церкви. Но долго обманывать их было невозможно: Владыка мешал красным как обличитель, подрывающий их усилия в работе с Церковью, и раздражал немцев как чрезмерно активный и ревностный пастырь, реально консолидирующий русских людей, что отнюдь не входило в планы Вермахта.
Развязка произошла 29 апреля 1944 года. Митрополита Сергия ждали в Ковно, но он почему-то задерживался. Представитель русского населения в Литве А. Ставровский выехал навстречу ему и в районе, где было очень много партизан, обнаружил автомобиль Экзарха с четырьмя расстрелянными людьми: это были сам Владыка, его шофёр из советских военнопленных, Герой Советского Союза майор Кулаков, и протодиакон Иннокентий Ридикюльцев с супругой. Недалеко от машины нашли убитую девушку - случайную свидетельницу преступления. Кем были убийцы: агентами германских властей, сотрудниками НКВД, красными партизанами? - исследователи спорят об этом до сих пор.
Но их споры уводят в сторону от главной проблемы: и фашисты, и коммунисты ненавидели Православную Церковь, но не могли уничтожить её до конца и пытались использовать в своих целях. И те, и другие сначала считали митрополита Сергия (Воскресенского) работающим на их стороне. Но когда убедились, что на самом деле он работает на стороне народа, объединённого Православной верой, решили его убрать. В гибели Экзарха-митрополита были заинтересованы и красные, и коричневые - и не важно, кто из них решил общую задачу.
Он принял мученическую смерть за веру и Отечество - не советское и не германское, а за Святую Русь, которая никогда не исчезала и не исчезнет благодаря подвигу таких людей. Пусть на короткое время, но ему удалось создать на родной земле "островок возрождения реальной церковной жизни".
Вскоре после убийства митрополита Сергия Псков был освобождён от немецко-фашистских захватчиков, и к августу 1944 года завершилось освобождение Псковской земли в целом. Псковская миссия была заблаговременно эвакуирована в Латвию. Когда же началось восстановление советской власти в Прибалтике, жизнь сотрудников Миссии вступила в мученический этап. Они все, кроме ушедших на Запад (а большинство осталось), были арестованы НКВД. Им инкриминировалось "сотрудничество с оккупационными властями".

Но, несмотря на все предыдущие заявления и на зависимое положение, которое занимала Церковь при советской власти, священноначалие не отказалось от сотрудников Миссии. По словам заведующего кафедрой Истории русской Церкви ПСТГУ иерея Александра Щелкачева, Высшее церковное управление, начиная с Патриарха Сергия, не предприняло церковных мер против членов Миссии.
А власти боялись сразу закрывать все возрождённые "при фашистах" храмы, но в течении последующих десяти лет их количество уменьшилось вдвое. После смерти Сталина выжившие участники Миссии были реабилитированы за отсутствием состава преступления и продолжили службу в Церкви, хотя органы старались этому препятствовать.
Последнее откровение


Епископ Якутский и Ленский Зосима (+ 2010)

Очень интересно рассказал историю Псковской православной миссии в своём докладе на XIX ежегодной богословской конференции в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете (декабрь 2008 года) епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов). Но его доклад почему-то нигде не был опубликован, и недавно "Русская берёза" попросила Владыку предоставить ей этот материал а потом дать интервью для газеты. Он согласился прислать доклад - но не успел: 9 мая, за два часа до Парада Победы, епископ Зосима умер от сердечной недостаточности в возрасте 46 лет.
Смерть автора доклада в День Победы символична: Псковская миссия продолжает хранить свои тайны, оставаясь "одной из самых загадочных страниц" Великой Отечественной войны. Не потому ли, что сохранились силы, уничтожившие её, которые мешают популяризировать историю великого успеха православного дела и своего поражения, чтобы этим знанием не воспользовались новые митрополиты Сергии?
Но завесу тайны приоткрыл в своём докладе, прочитанном в ПСТГУ, епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов). И, к счастью, мы можем процитировать главный вывод, который сделал Владыка в том докладе (эту цитату успели опубликовать электронные СМИ):
"Фашисты, также как и коммунисты, не хотели возрождения церковной жизни. И вопреки их желанию церковный народ возрождал церковную жизнь и собирал средства для воссоздания храмов, собирал общины и укреплял их. А священники, посланные митрополитом Сергием, просто помогали этому процессу. Когда, по воле Божией, эти территории были захвачены немецкими оккупантами, то священники разделили судьбу своей паствы. При разъединении народов Церковь продолжает существовать и объединять их. Это мы видим и сегодня.".
И, словно продолжая мысли епископа Зосимы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал на освящении Храма-на-Крови в Екатеринбурге 18 апреля:
"Так вот: если мы, возводя величественные храмы, наполним нашу церковную жизнь подлинным служением людям, никогда больше не будет никаких революций. У нас всегда будет мощная интеллектуальная поддержка со стороны нашей национальной элиты, со стороны интеллигенции, потому что мыслящего человека ничто так не убеждает, как дело - не просто слово, но дело. И весь наш народ, видя подвиг Церкви, будет с доверием переступать церковный порог и включаться в великое апостольское служение.
Это и есть главный вывод из нашей национальной трагедии: наша вера не должна быть только частью нашего фольклора, нашей культурной традиции - это должна быть живая вера, мощнейшая мотивация наших поступков. Только тогда, когда мы соединим веру с действием, мы совершим то, к чему призваны, и никакая диавольская вражья сила не способна будет поколебать ни Церковь нашу, ни Русь. И верим, что это преобразование духовное, обновление и возрождение нашей национальной жизни должно происходить не только в Российской Федерации, но и во всех странах исторической Руси - Украине, Белоруссии, Молдове и прочих, которые духовно и культурно связывают себя с Киевской купелью крещения.".

 

Содержание номера



 

Новые проекты Благотворительного фонда "Русская Берёза"

 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100