Благотворительный
фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"
ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!
|
|
июнь 2010
Устроение души
Михаил Дмитрук
К юбилею Святейшего Патриарха Тихона
Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной
Церкви.
Протоиерей Владимир Воробьев |
В 2010 году исполняется 145 лет со дня рождения и 85 лет со дня кончины Святителя Тихона, Патриарха
Московского и всея России. Несколько лет назад Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету
власти передали Московский епархиальный дом, в котором проходил Всероссийский Поместный Собор 1917-1918
годов, восстановивший патриаршество и избравший митрополита Тихона кандидатом на патриарший престол. В
университете особенно чтут своего святого покровителя, и мы попросили ректора ПСТГУ, протоиерея Владимира
Воробьёва, рассказать нашим читателям, каким был святой Патриарх Тихон, имя которого всё чаще находит
дорогу к сердцам наших современников.
Окончание. Начало в №4(10), 5(11) 2010
- … Ленин потребовал, чтобы "печать взяла бешеный тон" в антицерковной пропаганде, то есть
обрушила на православие водопады ненависти, лжи и клеветы. Но ведь в последние годы, когда СМИ получили
свободу, они, как встарь, по чьей-то невидимой команде стали глумиться над святынями, оплёвывать верующих,
порочить Православную Церковь. Гонение на неё продолжается, но оно стало менее откровенным, более изощрённым.
Например, в Интернете сейчас нападают на Православие все, кому не лень: атеисты, оккультисты, сатанисты,
сектанты всех мастей. Но тем самым они обрушивают на себя анафему Патриарха Тихона?
- Ещё у апостола Павла написано, что желающие жить благочестиво всегда гонимы будут. Никогда дьявол не
прекратит гонения на Церковь! Во все времена под разными предлогами такие гонения были, есть и будут.
И, конечно, сейчас есть люди, которые ненавидят Церковь Христову, ненавидят Христа. Но мы всё-таки говорим
о другом.
В то время, когда жил Патриарх Тихон, было гонение небывалого масштаба, гонение государственное, очень
долгое, неимоверно жестокое и массовое. В отличие от настоящего времени, все СМИ травили Церковь Христову.
Разнузданная клевета, оголтелое кощунство, глумление над святынями были повсюду. Сейчас такого нет. Какие-то
сайты пропускают это кощунство, и какие-то книжки мерзкие появляются, но есть много добрых и чистых книг
и сайтов, где Церковь может говорить свободно о себе, и о ней говорят очень хорошо.
Сейчас зло наступает на другом фронте. Во всём мире побеждает жуткая безнравственность, пороки объявляются
нормой, свобода понимается, как свобода совершать преступления, свобода жить аморально, жить для себя,
для получения удовольствий. Люди становятся настолько одержимы страстями, что они готовы убивать, мучить
других людей, издеваться даже над детьми для удовлетворения своих похотей.
Это знамение нашего времени. Безнравственность охватывает всё большее количество государств. Европа от
неё погибает. Россия, утратив веру в Бога за время гонения, потеряла издавна присущую нашему народу доброту
и нравственность. И нашей стране сейчас больше всего угрожает отсутствие морали, христианской нравственности.
- Угрожает не только развращение народа, но и воспитание положительного отношения к абортам. Каждый год
матери России добровольно убивают полтора миллиона неродившихся младенцев - это и есть гражданская война,
но она ведётся завуалированными, изощрёнными методами.
- И аборты, и разводы, и вообще нежелание создавать семью, всевозможные извращения. И безумная наркомания,
алкоголизм, воровство, убийство, жульничество, обман ради наживы, страшное хамство, грубость, жестокость
- всё это следствия потери христианской нравственности. Это сейчас, мне кажется, главное наше бедствие,
здесь проходит фронт современной войны добра и зла.
- Эта потеря является главной причиной демографического кризиса, она ведёт к вымиранию народа.
- Да, это ведёт к уничтожению народа и государства.
- Но вернёмся к Патриарху Тихону. После воззваний, разоблачавших безбожную власть, после анафематствования
богоборцев он неожиданно стал говорить и писать нечто противоположное: "Я решительно осуждаю всякое
посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило… Я понял всю ту неправду и клевету, которой
подвергается Советская власть", и так далее. После таких обращений к народу он в 1923 году был освобождён
от домашнего ареста и получил некоторую свободу в организации Церкви… Что же произошло, отец Владимир?
- Эти обращения были компромиссными, они были написаны под очень сильным давлением. Дело в том, что Патриарху
Тихону был вынесен смертный приговор: Политбюро уже приняло решение о его расстреле. Остановил исполнение
этого решения Чичерин, который был министром иностранных дел молодого советского государства. Он написал,
что казнь Патриарха Тихона принесёт колоссальный урон советской власти на международной арене. И Политбюро
решило, что выгодней скомпрометировать Патриарха покаянными обращениями и после этого отпустить его на
свободу. Тогда советская власть будет хорошо выглядеть перед своим народом и международным сообществом.
А если она казнит Патриарха, то сделает его мучеником, святым, народ будет на его стороне. Если же он
подпишет заказные письма, народ от него отхлынет, потому что будет считать предателем. И когда они всё
просчитали, то употребили все усилия, чтобы заставить его подписать эти "обращения".
Патриарх же Тихон с самого начала готов был в любой момент умереть мученической смертью, о чём он неоднократно
писал и говорил. Для него это было бы лёгким концом, и он не боялся никакого расстрела. Но, будучи под
арестом, он получал информацию из тех газет, которые ему давали читать. Он видел, что советская власть
расправляется с его последователями, епископов мучают, убивают. Обновленцы торжествуют, за ними идёт обманутый
народ, и Церкви грозит полное уничтожение. Видя такое положение, Патриарх Тихон решил подписать "покаянные",
компромиссные письма, чтобы получить возможность выйти к народу. Он надеялся, что народ этим письмам не
поверит. Это, опять же, показывает его святость и величие. По всем разумным, логическим доводам он должен
был проиграть, потому что брал на себя роль человека сломавшегося, предавшего. Но сердце подсказывало
ему другое.
Делая обманный ход, он устремлялся на спасение своего народа. Он ставил под удар свой авторитет, приносил
в жертву безупречность своего имени, но никого не выдавал, ни на кого не перекладывал ответственность,
никого не ставил под удар кроме самого себя. По-человечески это рассчитать было невозможно - как же он
решался на тот или иной способ действия? Думаю, он молился и просил, чтобы Господь указал ему Свою волю,
как поступить. И эту волю он чувствовал. Когда он чувствовал благословение Божие, то смело шёл вперёд,
не думая о последствиях. Патриарх полностью доверялся Богу.
Когда его отпустили и он оказался на свободе, произошло чудо: народ этих посланий как будто не заметил.
Народ бросился к нему - и в кратчайшее время обновленчество и Живая Церковь были просто сметены волной
народной любви к Патриарху. Огромное количество священников и епископов, которые были завербованы обновленцами,
принесли покаяние и вернулись к Патриарху Тихону. Снова открылись "тихоновские", как тогда говорили,
храмы. Народ всё понял. Поняли всё и власти, и обновленцы, - поняли, что их борьба бесполезна. Как было
возвещено Патриарху Тихону Богом, так и получилось: народ, любивший его, был уверен, что он не предаст.
И православные люди решили, что эти обращения он написал для власти, а не для них. Патриарх выиграл это
сражение. Мне рассказывал Михаил Ефимович Губонин, мой учитель, который слышал это в окружении Патриарха
Тихона: когда Патриарх освободился и увидел реальное положение вещей, то сказал: "Если бы я знал,
что обновленцы так слабы, то не стал бы ничего подписывать". Но кажущееся малодушие, которое он вроде
бы проявил, оказалось победоносным.
- Но после той победы последовала "внезапная" смерть, очень странная. Больному и уставшему
Патриарху, по его просьбе, сделали укол снотворного - и он уснул навсегда. Перед самой кончиной, придя
в себя, он сказал: "Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, тёмная-тёмная". Похоже,
Патриарх знал, что его убьют, и не сопротивлялся этому. Даже если его не отравили ядом, то затравили психологически:
он всё время жил под угрозой расстрела и очень страдал, когда расстреливали единомышленников, якобы по
его вине. Ему всё время выламывали руки, требуя компромисса, похожего на предательство. Это была жизнь
и смерть мученика.
- Конечно, он видел, что его хотят убить. И когда застрелили его келейника Якова Полозова, было ясно,
что эти пули предназначались для него. Именно после этого несколько ночей подряд пилили решётку в его
комнате.
- То есть нагнетали страх и ужас?
- Не только нагнетали, а реально пилили, чтобы убить, просто не успели. Он не мог даже выйти и прогнать
злодеев, потому что был один. Если бы убийцы влезли в окно, то деваться ему было бы некуда. Потому его
и положили в Бакунинскую больницу, чтобы кто-то мог его защитить. Там было труднее провести налёт, как
это делало тогдашнее ГПУ. Что касается его смерти, то я лично думаю, что его отравили уколом. Потому что
поведение Тучкова - начальника 5-го отдела ЧК, которому было поручено возглавлять "ликвидацию Церкви",-
было очень красноречивым. Как только Патриарх Тихон умер, Тучков примчался через несколько минут. Будто
он этого ждал и ему кто-то сообщил. Хотя была полночь и церковные люди ему не сообщали. По-видимому, работникам
больницы было вменено в обязанность оповещать его о результатах "лечения". Тучков примчался,
вошёл в палату, где лежал скончавшийся Патриарх. Потирая руки, он сказал с радостной улыбкой: "А,
преставился старик!". Было видно, что он доволен удачным осуществлением запланированной акции. На
ходу он сгрёб деньги, которые лежали на тумбочке: посетители Патриарха Тихона, которые приносили ему передачи,
собирали деньги, чтобы построить для него более удобную келью в Донском монастыре. Собрали четыре тысячи
рублей - их и сунул себе в карман Тучков.
"Арест Патриарха Тихона." Художник Филипп Москвитин |
- Привычка…
- А накануне смерти Патриарха он добивался, чтобы тот подписал так называемое "Завещание". Почему-то
надо было срочно его подписывать. Несмотря на то, что Патриарх Тихон плохо себя чувствовал и даже не мог
служить на Благовещение в Богоявленском соборе, Тучков заставил его приехать и требовал подписать бумагу.
Патриарх не подписал и вернулся снова в больницу. Уже туда Тучков несколько раз присылал немного изменённые
тексты, но Патриарх Тихон всё равно не подписывал. Протопресвитер Василий Виноградов, который находился
в соседней палате, рассказывал, что, в ответ на слова митрополита Петра, передававшего требования Тучкова,
Патриарх говорил: "Я это не могу, не могу". Митрополит докладывал в ЧК, Тучков опять нажимал,
давил…
Зачем нужна была такая спешка? Очевидно, было запланировано, что Патриарх Тихон подпишет "Завещание"
и его отправят на тот свет. Если бы Патриарх подписал "Завещание", то оно тут же было бы опубликовано,
но оно вышло в "Известиях" только через десять дней после его смерти. Под ним зачем-то стояла
факсимильная подпись Патриарха, хотя в газетах обычно не ставят факсимильные подписи. Очевидно "переиграли":
хотели сделать поубедительнее, но подлинной подписи Патриарха Тихона под этим "Завещанием" никто
никогда не видел. А ведь оно было таким, что советской власти было бы выгодно этот подлинник предъявить.
Никто не поверил в это "Завещание", все сразу поняли, что оно было сфабриковано. Это было компромиссное
письмо, подобное тому, которое в 1927 году подписал Митрополит Сергий под названием "Декларация".
Такая программная сдача позиций. Но, как Вы понимаете, Патриарх Тихон не неё не пошёл.
- И умер мучеником, и сподобился жизни вечной. Есть очень интересное свидетельство жившего в Париже
русского врача, который во сне увидел, как Богородица и Святитель Василий Великий пришли за душой Патриарха
Тихона. Утром врач рассказал о своем сне митрополиту Евлогию, патриаршему экзарху Западной Европы, и спросил,
почему с Божией Матерью шёл Василий Великий? На это митрополит ответил, что Патриарх Тихон в миру носил
имя в честь этого святителя. А вскоре после этого разговора поступили газетные сообщения о кончине Патриарха
Тихона. Православные привыкли не доверять снам, но в данном случае сон чудесным образом подтвердился.
Похоже, это было Божие откровение?
- Да, ведь потом выяснилось, что врач увидел "сон" именно в тот момент, когда умирал Патриарх.
И Божия Матерь явилась за его душой именно с Василием Великим, который был небесным покровителем Патриарха
и много ему помогал в жизни, о чём врач раньше не знал. Наконец, через несколько часов газеты подтвердили
смерть Патриарха, что особенно поразило доктора. А через несколько десятилетий Патриарх Тихон был прославлен
в лике святых. И стало ясно, что тот "сон" был вещим от начала до конца.
- Это посмертное чудо ещё раз показало, что Патриарх Тихон - избранник Божий. Как вы думаете, отец
Владимир, в чём могли бы поучиться у Патриарха Тихона мы, живущие в XXI веке?
- Во всём. Патриарх Тихон - это образ величайшего христианина-подвижника, который всю свою жизнь без остатка
отдал Христу, который ради Него пошёл на невероятные мучения. Колоссальный груз ответственности за всю
Церковь, за народ Божий, за своих близких, которых убивали у него на глазах, - этот груз ответственности
был самым страшным мучением из всех. Лучше самому испытать муки и пытки, чем видеть, как мучают твоих
близких. Каждый его шаг сопровождался страданиями, вину за которые старались возложить на него. Постоянная
боль за Церковь, тревога, боязнь ошибиться. Скажешь - плохо, не скажешь - плохо.
Это постоянное мучение длилось все семь лет его патриаршего служения. Это был настоящий подвиг. Он постоянно
жил под угрозой смерти. Однажды, на лестнице Храма Христа Спасителя его ударила ножом "женщина",
которая оказалась переодетым бандитом. И только чудом он не был ранен. Подобные покушения совершались
много раз. Но ради Христа, ради Церкви, ради народа Патриарх Тихон постоянно шёл на смертельный риск.
- Весь его образ может быть идеалом для подражания?
- Да, оказавшись в бедственных обстоятельствах, когда никто не мог ему помочь, он молился Богу и сохранял
христианское устроение души. И поэтому помощь приходила. Это было главным в устроении его подвига - он
во всем полагался на Бога.
- И вы думаете, что нам, грешным, будет по силам сохранять такое устроение души во время несчастий
и бед?
- А если мы не сохраним христианское устроение души, то не сможем выжить и победить. Молитва и христианское
отношение к людям, происходящим событиям - это самое главное, что мы можем сделать для своего спасения,
подражая Патриарху Тихону.
- Стыдно нам малодушествовать: по сравнению с его временем, в наши годы жизнь не такая уж страшная?
- Жизнь сейчас прекрасная…
|