Благотворительный
фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"
ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!
|
|
январь 2011
На Муромской дороге. (Святые земли Муромской)
На Муромской дороге
(Святые земли Муромской)
Анохина Марина Петровна
На пригорке, над рекою Окою, видный издалека как с правого, так и с левого берега, возвышается храм. Здесь, в Николо-Набережном храме Мурома и покоятся мощи русской святой Иулиании Лазаревской. Поднимешься по ступеням храма, посмотришь кругом: перед тобой панорама речной долины, куртины прибрежных зарослей, леса по ту сторону Оки. Красота такая, что аж дух захватывает!
А в храме полумрак, горят свечи, пахнет ладаном. В левом нефе, чуть на возвышении, скромная рака с мощами. Все так же просто, как было и в жизни святой праведной Иулиании.
|
Святая праведная Иулиания Лазаревская |
Сохранилось житие святой, написанное ее сыном Калистратом Осорьиным сразу же по преставлении праведной Иулиании. Родилась она в Москве в состоятельной дворянской семье. Отец ее, Иустин Недюрев, был у царя Иоанна Васильевича ключником. Жена его, Стефанида, родом из града Мурома, была «боголюбива и нищелюбива».
Шести лет от роду Иулиания осталась сиротой. Ее взяла на воспитание родная бабка, которая учила девочку жить «во всяческом благоверии и чистоте» также шесть лет. После смерти бабушки Иулиания попала в дом к своей тетке, а в шестнадцать лет была выдана замуж за владельца села Лазарево Юрия Осорьина. Свекр и свекровь души не чаяли в скромной и трудолюбивой невестке. Совсем еще молодая девушка, она умело руководила хозяйством, но не имела права распоряжаться имуществом. Как же ей хотелось помочь всем бедным и нуждающимся! Вот что пишет об этом сын святой:
«Когда же мужу ее случалось в царской службе пребывать по году или два, а иной раз и по три года, в те времена она, все ночи без сна пребывая, подолгу Богу молилась, и не угасал светильник ее всю ночь, и прилежно рукодельничала за прялкой и пяльцами. И, будучи умелой мастерицей в пяличном деле, продавала свое рукоделие, а вырученное нищим раздавала, а остальное на церковное строение. И творила многую милостыню тайно от свекра и свекрови, только одна младшая слуга ее о том ведала, с которой и посылала милостыню нуждающимся».
У святой Иулиании в браке родилось десять сыновей и три дочери. Четыре сына и две дочери их во младенчестве умерли, шестерых же сынов и одну дочь они вырастили. Когда трагически погибли два сына Осорьиных, Иулиания стала просить мужа отпустить ее в монастырь. Но он ответил, что другие дети малы еще, а он уже стар и не имеет сил вырастить их один. И святая подчинилась воле мужа. Но какую же жизнь она вела!
«Спала же только с вечера один час или два, а ложилась на печи без постели, дрова лишь острыми углами к телу подстилала и ключи железные под ребра подкладывала, — пишет сын ее Калистрат. — Такие же дрова были у нее и под изголовьем. И так тело свое изнуряла, покоя себя лишала, а ложилась только тогда, когда слуги ее уснут. И затем вставала на молитву и всю ночь без сна пребывала, и со слезами Бога молила до заутреннего колокольного звона, и потом к церкви на заутреню ходила и на литургию. Днем же рукоделию прилежала и домом своим богоугодно управляла».
Каждая ли монахиня в монастыре молилась так?
Потом умер муж ее, а дети еще не все выросли, и опять праведная Иулиания не могла в монастырь уйти. Но еще с большим усердием начала она творить милостыню, строго рассчитывала, какое количество припасов необходимо ее семье на год, а остальное нуждающимся раздавала.
Во времена Бориса Годунова страшный голод случился в земле Русской. Все лето шли дожди, а в августе грянули морозы. Хлеба не уродилось совсем, многие люди умерли от голода. В доме Иулиании также было сильное оскудение, она распродала утварь, одежду и посуду, какая еще оставалась, за хлеб, но и он скоро закончился, так как святая продолжала кормить всех нищих, которые просили милостыни.
В то время переселилась она в другое село, называемое Вочнево, в пределы нижегородские, и не было там церкви ближе, чем за два поприща (это примерно три километра). Иулиания была уже стара и немощна, и в храм ходить ей было далеко, поэтому она молилась дома.
В тех краях также был страшный голод. Вот как описывает те времена ее сын: «И повелела оставшимся слугам собирать траву, называемую лебедой, и кору древесную и приготовлять из этого хлеб. И тем сама питалась, и детей своих, и слуг кормила. И молитвою был хлеб ее сладок. И никто в дому ее не изнемог от голода. Тем хлебом и нищих питала и, не накормив, нищего из дома не отпускала. А в то время без числа нищих было. И говорили им соседи ее: «Чего ради в Иулианин дом входите? Она и сама гладом измирает».
А нищие отвечали им: «Многие села обошли и чистые хлебы принимали, а так всладость не наедались, как сладок хлеб у вдовы сей». Так Господь отметил труды святой еще при жизни.
Перед самой кончиной своей разболелась праведная Иулиания, проболела шесть дней и преставилась 15 января 1604 г.«И все видели в тот час на главе ее венец злат и убрус бел», — пишет ее жизнеописатель. Весь дом наполнился благоуханием, и в ту же ночь одна служанка слышала голос святой, повелевший похоронить ее у церкви святого Лазаря, рядом с мужем. Потом над тем местом выстроили церковь во имя Архистратига Божия Михаила. Через десять лет умер сын Иулиании Георгий, и решили похоронить его в притворе той церкви. Стали копать землю, и нашли у поверхности гроб. «Женщины же, бывшие на погребении, открыли гроб ее и увидели, что полон он мира благовонного. В тот час от удивления не могли они ничего рассказать», — пишет Калистрат. Прославлена в лике святых праведная Иулиания была в том же 1615 г.
В 1930 г. был закрыт храм в селе Лазаревском, и мощи святой попали в Муромский краеведческой музей. Но пришли другие времена, и теперь можно поклониться и приложиться к ним в действующем православном храме.
Конечно же, такая сильная святая должна была и в новой русской истории оставить след. На Соловках был расстрелян ее потомок Георгий Михайлович Осоргин — это описано в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына. Но род Иулиании Лазревской не угас. В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, регент Сергиевского подворья, автор ряда книг.
Илья Муромец
|
Святой преподобный Илия Муромец Печерский |
Память о нашем былинном герое Илье Муромце все столетия, которые миновали с тех времен, хранилась в Муромских пределах. По преданию, родился он в селе Карачарове. Тогда это была глухая деревенька на берегу Оки, а сейчас — практически окраина Мурома.
Стоит в этом городе на речном берегу памятник нашему могучему герою. Если встать так, как стоит Илья Муромец, а потом идти направо вдоль реки примерно два километра, то придешь в былинные места. Стоит там часовня в память об Илье Муромце, где теплится лампадка и можно зажечь свечу.
Дальше прямо вдоль реки начинаются частные дома, а на одном из них — мемориальная доска, на которой значится, что в доме том жили родители былинного Ильи Муромца. В нем и сейчас живут люди… Местные ребятишки взахлеб рассказывают и показывают место на реке, куда бросал народный силач бревна — столетние мореные дубы. А неподалеку совсем стукнул копытом верный конь Ильи — и забил святой источник, воду из которого можно пить до сих пор.
Былины говорят, что жил Илья Муромец в XII в. и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 г. Память его по церковному календарю 1 января нового стиля.
Исторических сведений о богатыре практически не дошло. Известно лишь, что происходил он из крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, но исцелился чудесным образом. Было это так. В избу, где на печи лежал немощный Илья, вошли калики перехожие и испросили воды напиться. Повинуясь их просьбе, Илья встал на ноги, хотя до тех пор и не ходил, и подал гостям воды. Эти же странники велели юноше биться во славу земли Русской:
Говорят калики перехожия:
Будешь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тобе на бою не писана:
Бейся-ратися со всяким богатырем
И со всею паляницею удалою.
Илья Муромец поступил на службу в дружину князя Владимира и прославился недюжинной физической силой. Несмотря на это, удачливый и бесстрашный воин был кроток нравом и весьма набожен. Ни одно дело не начинал он без молитвы, и об этом явственно повествуют былины.
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Когда же былинный герой получил в бою ранение и не мог уже бить врагов с той же мощью, то ушел он простым иноком к Феодосию Печерскому, в нынешнюю Киево-Печерскую Лавру. Это так правильно было с точки зрения православного воина: поменять железный меч на меч духовный! Но недолго прожил святой воин в стенах обители, ибо нет в Киево-Печерском патерике его жития. Зато в Антониевых пещерах почивают мощи св. праведного Илии, и при переоблачении видели, что большая рана есть в левой части могучей богатырской груди. Кисть левой руки его также раздроблена, как будто закрывал рукою герой грудь от удара. Сам же Илья Муромец, судя по мощам, был на целую голову выше человека среднего роста того времени.
Святому Илье Муромцу посвящено самое большое количество былин в русском фольклоре. Около тринадцати самостоятельных сюжетов о подвигах могучего богатыря насчитывается в русском классическом эпосе. Мы все их помним с детства: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Идолище Поганое».
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Память этих Муромских святых празднуетсяв январе: 1 января — Св. прп. Илия Муромец и 15 января — Св праведная Иулиания Лазаревская.
|