Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
январь 2011

Содержание номера



Христос родился — славите!

 

Христос родился — славите!

Максимкина Ирина

У каждого церковного праздника есть свои отличительные особенности, присущие только ему. На Пасху пекут куличи и красят яйца, на Троицу украшают храмы и дома веточками березы и цветами, а вот на Рождество люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился — славите!» и воспроизводят сцены, показывающие Евангельскую историю Рождества Христова двухтысячелетней давности.

Храмы на Рождество украшают неподвижными вертепами с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Часто скульптурные изображения заменяют иконой Рождества Христова. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.

А иногда вертепом называют не только пещеру, в которой исполнились события Святого писания, но и традиционный, единственный в своем роде театр кукол — ящик в два этажа с прорезями в полу для особого способа вождения кукол. Это поистине народный кукольный театр, которому уже более двухсот лет. Вертеп — театр любительский по своей сути, строится он и исполняется от полноты любви, от огромного желания приобщиться к Рождественскому празднику, и играется не для публики, не для нейтральных зрителей, а для сопричастников. Вертеп плохо сыграть нельзя, его играют и смотрят лишь те, кто театр этот любит.

Вертепное действо — символическое, оно играется в простом ящике простейшими куклами, с легкостью прощает огрехи постановки: нечеткое кукловождение, неаккуратную работу со светом, нарушение пластического ритма, невнятно произнесенный текст — то есть все, что погубило бы любой другой спектакль театра кукол. Вертеп не прощает одного — неискренности, не позволяет подменить истинное волнение артистизмом. В вертепном действе куклы разговаривают и произносят диалоги не друг для друга, а для зрителя, общаются через зрителя. Здесь дорога близость по любви между актером и зрителем, возникшая еще до представления, изначально существующая, как атмосфера праздника.
Во многих городах России существуют не только вертепы, но уже проходят и вертепные фестивали: Коломна, Владимир, Петербург, Саратов, Ярославль, Новосибирск… С 1992 г. под эгидой Союза театральных деятелей РФ проходит Московский фестиваль «Рождественские семейные вечера». Вертепное действо, судя по фестивалю, все более превращается в свободный театрализованный рассказ о событиях Рождества.
В начале XX в. вертеп из сугубо Рождественской мистерии превратился в ярмарочный театр, который разыгрывался на публике в течение года. Но без верхнего этажа вертепного ящика разрушается сценография вертепа с противопоставлением верха — низу; небу — земли; раю — ада. Сюжет вертепа не обязательно совпадает с последовательностью реально произошедших событий. Поклонниками вертепных представлений становятся учебные заведения, театральные училища, воскресные приходские школы и даже общеобразовательные школы. Кроме того, в некоторых семьях он стал семейным театром. Пример тому — вертеп в семье Артемовых из района Митино в Москве.

Наталья Викторовна Артемова рассказывает: «Традиция ставить вертеп зародилась еще 22 года назад, когда я училась в Гнесинке и руководила любительским ансамблем. Этого ансамбля уже давно нет, а мы, его бывшие участники, до сих пор собираемся вместе на Рождество и показываем вертеп. Со временем, мы стали по очереди звать домой на представление всех знакомых и соседей. Вертеп в жизни моих детей присутствовал с момента их рождения, слова и сюжет они выучивали уже в грудном возрасте, но появление собственного домашнего вертепа произошло только года три назад — нашей семье подарили ящик и кукол».
Сейчас Артемовы уже показывают вертеп в своем храме Рождества Богородицы, по школам, воскресным школам, в Домах культуры, — словом, куда приглашают, туда и едут. Старшие ребята водят кукол, а младшие поют колядки. Появился вертеп и в музыкальной школе имени Стравинского, где Наталья работает. Теперь она участвует в трех вертепах — с друзьями по старому ансамблю, в музыкальной школе и в семейном вертепе. Так что Рождество у Артемовых—– время очень занятое, но такая занятость дает Артемовым прилив сил. Ведь самое главное, что, как говорит Наталья, «в творчестве человек приближается к Богу, становится сотворцом».

…Представьте себе, мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей, в неровной тени оживающие простенькие куклы — свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Именно так все и было!

 

Содержание номера



 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100