Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА" ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
|
-- | Главная | Архив | Приглашаем авторов | Фонд «Русская Берёза» | Где можно получить нашу газету | --
январь 2011
Содержание номераХристос родился — славите!
Христос родился — славите! Максимкина Ирина У каждого церковного праздника есть свои отличительные особенности, присущие только ему. На Пасху пекут куличи и красят яйца, на Троицу украшают храмы и дома веточками березы и цветами, а вот на Рождество люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился — славите!» и воспроизводят сцены, показывающие Евангельскую историю Рождества Христова двухтысячелетней давности. Храмы на Рождество украшают неподвижными вертепами с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Часто скульптурные изображения заменяют иконой Рождества Христова. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела. А иногда вертепом называют не только пещеру, в которой исполнились события Святого писания, но и традиционный, единственный в своем роде театр кукол — ящик в два этажа с прорезями в полу для особого способа вождения кукол. Это поистине народный кукольный театр, которому уже более двухсот лет. Вертеп — театр любительский по своей сути, строится он и исполняется от полноты любви, от огромного желания приобщиться к Рождественскому празднику, и играется не для публики, не для нейтральных зрителей, а для сопричастников. Вертеп плохо сыграть нельзя, его играют и смотрят лишь те, кто театр этот любит. Вертепное действо — символическое, оно играется в простом ящике простейшими куклами, с легкостью прощает огрехи постановки: нечеткое кукловождение, неаккуратную работу со светом, нарушение пластического ритма, невнятно произнесенный текст — то есть все, что погубило бы любой другой спектакль театра кукол. Вертеп не прощает одного — неискренности, не позволяет подменить истинное волнение артистизмом. В вертепном действе куклы разговаривают и произносят диалоги не друг для друга, а для зрителя, общаются через зрителя. Здесь дорога близость по любви между актером и зрителем, возникшая еще до представления, изначально существующая, как атмосфера праздника. Наталья Викторовна Артемова рассказывает: «Традиция ставить вертеп зародилась еще 22 года назад, когда я училась в Гнесинке и руководила любительским ансамблем. Этого ансамбля уже давно нет, а мы, его бывшие участники, до сих пор собираемся вместе на Рождество и показываем вертеп. Со временем, мы стали по очереди звать домой на представление всех знакомых и соседей. Вертеп в жизни моих детей присутствовал с момента их рождения, слова и сюжет они выучивали уже в грудном возрасте, но появление собственного домашнего вертепа произошло только года три назад — нашей семье подарили ящик и кукол». …Представьте себе, мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей, в неровной тени оживающие простенькие куклы — свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Именно так все и было!
Содержание номера |