Первые строители Байконура

Выпуск газеты: 
«Протон-К» выводит на орбиту
модуль «Звезда» для МКС.
Байконур, 12 июля 200 г. Фото NASA

12 февраля 1955 г. Советское правительство приняло решение о создании космодрома Байконур
Первыми на небольшой разъезд Тюратам Кзыл-Ординской области Казахской ССР 12 января 1955 г. прибыли военные строители. Они должны были начать подготовку мест для строительства полигона межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которой предстояло, стартовав отсюда, пролететь более 7000 км и упасть на полигоне Кура на Камчатке. Освоение космоса тогда не было исключительно мирной затеей.
На станции строителей встретили невысокая водонапорная башня, небольшое здание вокзала и несколько мазанок и юрт. Вокруг до горизонта — только рельсы и бескрайняя пустыня.
В выбранном для полигона районе был острый дефицит всего: отсутствовала местная рабочая сила, не было строительных материалов — леса, камня, гравия и щебня. Местная энергосистемы была слаба, и к ней еще надо было подключиться. Источником воды была река, на которой еще предстояло построить водозаборные сооружения, а единственной ниточкой для снабжения была железнодорожная ветка Москва – Ташкент. Предстояло построить аэродромы, десятки километров автомобильных и железных дорог, водопровод, теплосети, канализацию, провести огромные земляные и железобетонные работы по основным сооружениям. Одновременно с этим страна увеличивала мощности расположенных рядом предприятий, которые должны были снабжать стройку, страна собирала и направляла сюда лучших инженеров и техников.
Грандиозное строительство приходилось начинать в пустыне, на голом месте. Сначала строители жили в палатках, затем весной на берегу реки Сырдарьи были устроены первые землянки. В мемуарах создателей полигона встречаются слова радости, с которой встречали они весной появление первых тюльпанов — красных, желтых, фиолетовых, родиной которых считаются эти места. Их разноцветный яркий ковер позволял на время забыть про окружающие пески.
Строительство основных сооружений опережало строительство промышленной базы и жилья для строителей. Работы велись круглосуточно. Людям приходилось бороться с изнурительной жарой и суховеями летом, а зимой с морозами до минус пятидесяти и буранами. За первыми рабочими начали прибывать материалы, инструмент, строительные машины. В короткие сроки железнодорожная станция была забита грузами, и новый подвоз стал невозможен. Пришлось строить ветку сразу к местам производства работ. Из-за постоянно висевшей в воздухе пыли, автомобили днем ездили с зажженными фарами, а их моторы выходили из строя в течение месяца. При отрывке котлованов (для стартовых установок) в песчаном грунте, машины увязали, и каждый экскаватор мог работать только вместе с двумя бульдозерами.
По сути, строительство уже шло, когда 12 февраля 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением № 292-181сс утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники. Именно так сначала назывался будущий «Космодром Байконур». Непосредственным руководителем строительства полигона стал генерал-майор Г.М. Шубников.

Руководитель строительства полигона
генерал-майор Г. М. Шубников

Городок строителей из палаточного сначала превратился в деревянный барачный, а потом постепенно – в настоящий город с железобетонными жилыми домами, гостиницами, школами. До декабря 1995 г. он назывался Ленинск, а теперь – Байконур. Именно Г.М. Шубникову современные жители города обязаны таким обилием парков и скверов. Он сам участвовал в выборе пород деревьев, организовывал уход за посадками и, наряду с главным своим детищем – космодромом, создал этот удивительный зеленый оазис среди пустыни.
Первый стартовый комплекс полигона был принят комиссией 5 мая 1957 г. С этого момента полигон постоянно проводил испытания ракет и совершенствовался. А 12 апреля 1961 г. здесь произошло одно из самых значительных событий XX в.: с Байконура был совершен первый полет человека в космос.
Байконур сегодня — один из трех космодромов планеты, с которых стартуют корабли с космонавтами на борту. Отсюда был запущен первый искусственный спутник Земли, здесь начинался первый полёт человека в космос, отправлялись пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход» и «Союз», орбитальные станции серий «Салют», «Мир», система многоразового использования «Энергия», «Буран», различные межпланетные аппараты и искусственные спутники. Благодаря своему местоположению, близостью к экватору, большому количеству солнечных дней в году, развитой инфраструктурой, космодром сохраняет свое первенство среди космодромов планеты. За последние годы с него совершаются больше половины российских и мировых космических стартов. Россия арендует космодром у Казахстана до 2050 г., но уже сейчас рассматриваются проекты по его реконструкции и созданию на нем международного центра космических полетов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами. Поэтому, даже не заглядывая в будущее, с уверенностью можно сказать: у космодрома Байконур блестящие перспективы, которым он во многом обязан своим героическим создателям.

 

Город Байконур, улица Гагарина
(современное состояние)
Палаточный городок первых строителей
Зарождение города. Первая улица
Котлован первой стартовой установки