Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА" ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
|
-- | Главная | Архив | Приглашаем авторов | Фонд «Русская Берёза» | Где можно получить нашу газету | --
Апрель 2011
Содержание номераРусский Мольер из Лифляндии
Татьяна КОКИНА-СЛАВИНА
«Не хочу учиться — хочу жениться», — каким бы ни был культурный багаж человека, эту цитату из пьесы «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина знает каждый. Несмотря на то, что комедии уже более 200 лет, ее по-прежнему ставят в театрах. Образы инфантильного Митрофанушки и его невежественной воинственной матери Простаковой актуальны и по сей день.
Интересно, что автор бессмертной пьесы происходил из лифляндского рыцарского рода, и при жизни его фамилия писалась как «фон Визин». Денис Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 г. Лишних денег в семье не было, поэтому образованием мальчика занялся отец Иван Андреевич, который отличался большой начитанностью и широким кругозором. В будущем благодарный сын выведет его в «Недоросле» в главном положительном образе Стародума. Маленький Денис прочитал множество церковных книг, что дало ему возможность близко познакомиться со славянским языком и глубже понять родной русский. В 15 лет Фонвизин стал студентом Московского университета, и за два года блестяще выучил французский и немецкий, которые из-за нехватки денег в семье не смог постичь в детстве. Первые шаги в литературе Денис Иванович сделал как переводчик. В 16 лет он впервые опубликовал перевод сочинения европейских авторов. В 1768 г. Денис Иванович создает первое значительное самостоятельное произведение — «Бригадир». В образе главного героя по-прежнему много заимствовано из европейских источников. Тем не менее, в пьесе было уже много русского. Зрители вновь принимают пьесу на ура, а критики отзываются о ней как о «первой комедии в наших нравах». Именно после успеха «Бригадира» Фонвизина стали называть русским Мольером. Тем временем Денис Иванович вновь возвращается в коллегию иностранных дел. Новый «работодатель» — граф Панин — поручил ему вести обширную переписку с русскими дипломатами при европейских дворах. На этой службе Фонвизин разрабатывает небезынтересную программу государственных реформ, в которой нападает на помещиков со всей силой своего сатирического дара и разъясняет необходимость освобождения крестьян. Фонвизин призывает уничтожить невежество, на которое, по его мнению, опирается рабство. Когда Фонвизину исполнилось 37 лет, в Петербурге прошла премьера комедии «Недоросль» — лучшего сатирического произведения екатерининского времени, первой в русской литературе социально-политической комедии. Недорослями во времена Фонвизина называли молодых дворян, не получивших от учителя письменного удостоверения — современного аналога аттестата зрелости, без которого нельзя было ни поступить на службу, ни создать семью. Образы невежественных Простаковой и Скотинина до сих пор веселят и заставляют задуматься. И по сей день вокруг нас немало великовозрастных Митрофанушек, опекаемых любвеобильными матерями и не имеющими представления о том, что такое труд. Когда в Петербурге отказались ставить «Недоросля», Фонвизин поехал в Москву. Но и здесь цензор не пропустил комедию на сцену. Лишь через несколько месяцев комедия все же была поставлена в Петербурге и имела огромный успех. По воспоминаниям современников, публика пребывала в таком восторге, что даже швыряла на сцену кошельки. На следующий год «Недоросля» играли уже в Москве, где постановку также восприняли на ура. Спустя много лет Гоголь напишет о ней: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…». Ему вторит Белинский: «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры». Однако Екатерина Вторая, прочувствовав опасное свободолюбие «Недоросля», перекрыла автору кислород. Сколько ни пытался Фонвизин впоследствии напечатать что-то из новых работ — императрица не пропускала ничего. Возможно, это и усугубило проблемы со здоровьем, крепостью которого драматург никогда не отличался. Еще не достигнув 40 лет, он переживает инсульт, от последствий которого долго лечится в Европе. Но это продлевает его жизнь ненадолго. В последние годы Фонвизин много болеет, почти не пишет, если не считать его путевых очерков, которые увидели свет уже в XIX в. Именно из них в широкий обиход вошла фраза: «Француз рассудка не имеет, и иметь его почел бы за величайшее для себя несчастье». Денис Иванович Фонвизин умер в 47 лет и был похоронен в Александро-Невской лавре. Фразы из его произведений широко цитируются до сих пор: «Начинаются чины — перестает искренность», «Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь», «У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце». Фонвизин навсегда вошел в историю русской литературы как родоначальник бытовой комедии. Его, потомка лифляндских рыцарей, Пушкин назвал «из перерусских русским». И, думается, был прав.
Содержание номера |