Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
Июнь 2011

Содержание номера



МИЛОСТЬ БОЖИЯ — БУТЫРКА

 

Михаил Алексеевич Дмитрук

На одно из недавних Богослужений в тюремном храме Бутырского следственного изолятора конвоиры  привели странную публику. Обычно сюда приходят подтянутые здоровяки в чёрной одежде, у которых на груди белеет ламинированная карточка с ФИО заключённого. Но на этот раз явились явно неспортивные ребята в разноцветных тренировочных костюмах и пижамах, без опознавательных карточек. Некоторые из них были как будто не в себе: блуждающий взгляд, замедленные движения, дрожащие руки…  Неужели алкоголики, наркоманы, зависимые от компьютерных игр? Именно так: они пришли молиться об избавлении от недуга к чудотворной иконе «Неупиваемая Чаша» - главной святыне Покровского храма Бутырской тюрьмы.

Крестики на образе

Старший священник этого храма отец Константин Кобелев рассказал на проповеди историю иконы. В конце девятнадцатого века в Тульской губернии один отставной солдат страдал страстью винопития и никак не мог от неё избавиться. Тогда ему явился «светолепный старец» и повелел идти в город Серпухов, чтобы во Введенском Владычном монастыре найти икону «Неупиваемая Чаша», которая его исцелит. Но как идти, если у него уже ноги отнялись от пьянства? Дважды он отказывался от этого путешествия. Но когда старец явился третий раз и грозно потребовал идти, бедный пьяница немедленно… пополз на четвереньках в сторону Серпухова. Но чем больше он приближался к заветной цели, тем легче ему становилось. Ноги постепенно оживали. Через несколько дней он встал на них, опираясь на две палки. Потом отбросил одну из них. А в монастырь уже смог войти, крепко стоя на ногах.
Там он рассказал монахам о чудесном выздоровлении ног и просил показать ему икону, которая избавляет от пьянства. Но никто в монастыре не знал образа с таким названием. Икону долго и безуспешно искали. Наконец, в одном коридоре сняли со стены необычный образ Божией Матери, повернули его и увидели надпись карандашом: «Неупиваемая Чаша». А на другой иконе пьяница узнал являвшегося ему «светолепного старца»: это был строитель монастыря Варлаам, мощи которого почивают в раке. После слёзных молитв у этих икон старый солдат окончательно избавился от своей страсти и вернулся домой совершенно здоровым. Это произошло в 1878 г.
Благая весть о чуде быстро вышла за стены обители и разнеслась по всей России. К новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие возносили здесь свои молитвы к Богоматери об исцелении. Многие приходили сюда во второй раз — уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость. И вот, список чудотворного образа появился в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме.
Батюшка рассказал заключённым о том, что изображено на иконе: Младенец Иисус Христос благословляет нас из большой Чаши для причастия, на которой написано: «Азъ есмь Лоза истинная». Имеется в виду виноградная лоза, из которой делается вино для претворения в Кровь Христову во время таинства Евхаристии. То есть мы Кровью Христовой причащаемся. И сколько ни пей из этой Чаши – выпить её невозможно. Эта Чаша сегодня, вчера, две тысячи лет назад – одна и та же. В Москве, Санкт-Петербурге, на Колыме, в Иерусалиме – везде. И если вы будете часто причащаться из святой Чаши, то вам станут ненужными никакие суррогаты истинного Пития.
— Для нас эта икона особенно важна, — сказал отец Константин, — ведь большинство людей, оказавшихся в местах лишения свободы, были подвержены страстям – потому они и попали сюда. Многие совершили преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И этот образ может им дать самое необходимое – избавление от зависимости. Каждую неделю мы совершаем перед чудотворной иконой молебен и читаем записки с именами этих людей. Их привели в тюрьму вино, табак, наркотики, компьютеры и прочие страсти. Трудно им избавиться от этих грехов, и они просят помощи Матери Божией. Эта икона не только в тюремном храме у нас находится, мы часто вывозим её на православные выставки, там люди к ней прикладываются, пишут записочки и исцеляются. А потом некоторые приходят с благодарностью за исцеление, просят повесить на иконе свой крестик или колечко. Мы очень надеемся, что Матерь Божия и нас не забудет.

Божия оборона

Потрясающие примеры милости Божией и Пресвятой Богородицы привёл из своей жизни известный православный писатель Николай Блохин. Он избавился от страсти винопития, табакокурения и других грехов, добился необыкновенного успеха в любимом деле благодаря иконе «Неупиваемая Чаша» и другим православным святыням, у которых возносил свои молитвы. А главное – Николай Владимирович научился искренне благодарить Бога за великие испытания, которые Он ему посылал, и особенно за то, что в 1982-м году… оказался в Бутырке.
Впрочем, лучше всех об этом рассказывает сам писатель Блохин, который является неподражаемым исполнителем своих «тюремных баек». Вот что он поведал насельникам Бутырки, когда после Божественной литургии отец Константин предоставил ему слово:
«Родные мои! Я сидел здесь в камере 101-а. Это была «осуждёнка» общего режима. А прибыл я сюда за издание в большом количестве церковных книг, ну, и заодно за антисоветскую церковную пропаганду. Согласно  приговору, мы напечатали 200 тысяч книг, а на самом деле - вдвое большее. В общем, вместе с «раскруткой» я получил за это пять лет. Родные мои – это самые счастливые годы моей жизни! В тюрьме я  стал писателем. Там я понял всё. Сейчас мои книжки в каждом храме – и только благодаря моей «посадке». Ничего кроме благодарности к родному КГБ у меня нету. Как моя жена говорит, тебя давно пора опять сажать, потому что творчество твоё зависит от уз. У нас же всегда просыпается самое лучшее, когда Господь рядом. А Он с нами рядом  всегда – мы от него всё время далеко. И чтобы мы чего-то стали понимать, нам нужны узы. Вот сюда нам нужно попасть!.. Я молиться начал по-настоящему только в тюрьме. Сколько раз на воле читал Евангелие – а здесь оказалось, что помню его почти наизусть. Но когда вышел на свободу, я забыл Евангелие…»
В Бутырке над Николаем Владимировичем, этажом выше, сидели женщины. Они просили его прислать им почитать что-нибудь для души. И он писал им по памяти (почти без ошибок!) главы из Евангелия. А по просьбе сокамерников писал… молитвы тем святым, имена которых они носили. Большинство молитв он не помнил, приходилось самому сочинять, но заключённые об этом не догадывались, они усердно молились по его текстам, и это им помогало. Правда, после освобождения раб Божий Николай покаялся на исповеди в сочинительстве молитв. Но священник его успокоил, что в той ситуации это было правильное решение.  И с тех пор он писал только художественные произведения.
— Дорогие, братья и сестры, - продолжал литератор. - Что бы ни случилось, всегда надо осознавать: никогда не бывает «ни за что». Мне там братва говорила: «Колёк, ты же ни за что страдаешь.» А я отвечал «Спокуха! Я не страдаю. Я получаю своё. Я добровольно шёл на издание церковных книг. Нарушал закон? Нарушал. Знал, что за это полагается? Знал. Раскаялся в содеянном? Ни в коем случае! Я раскаиваюсь только в своих личных грехах. Поэтому, смотрите, я сознательно нарушал закон - вот и получаю своё. И так радостно получаю…» То, что было со мною там, это всё по Божию промыслу. Там я вспомнил и оценил всё, что со мною было.
…Николай Владимирович убеждён, что на протяжении всей жизни Господь постоянно ставит нам вехи своего Я – но мы обычно от них отворачиваемся. Мол, нам нужно это, нам нужно то, нам нужно всё… кроме Божия присутствия. А потом, когда мы, как Блохин, оказываемся в тюрьме, тут-то понимаем – вот что нам нужно: здесь мы к Богу ближе. И Евангелие вспоминается…
Знакомые говорят писателю, что в тюрьме он многое потерял. А он убежден в обратном: здесь он приобрёл главное. Например, саратовская братва (все его зоны были в Саратове) на него пари заключала, чтобы хоть одно слово матерное услышать от «Попа» (такая была у него кличка). Но не услышала! «Не потому, что я какой-то такой. А просто Господь как покров надо мной сделал». Не было потребности в «чёрном слове». Он весело говорил: «Братва, не старайтесь, ничего не выйдет». И ни разу не очернил свою душу мерзким словом.
Но когда вышел на свободу, вот тут-то началось… Срываться стал очень часто, словно Господь снял с него Свой покров. И когда он подходил к батюшке на исповедь, то начинал с того, сколько раз сказал матерное слово. Однажды Николай Владимирович предложил жене: «Давай за каждое слово сто рублей отдавать в храм». Так она просто возопила: «Да ты что - на что же мы будем жить-то тогда?!».
— В тюрьме Господь даёт нам оборону, — объясняет писатель. — «Обо Мне подумай, вспомни Меня, помолись Мне – и тогда тебе будет от Меня столько и оттуда, откуда ты на воле даже не догадывался.» И, получая чудесную помощь, ты захочешь всегда жить с Богом.»
Николай Блохин убеждён, что тюрьма может стать для человека неким инструментом для спасения души – если он будет правильно относиться к узам. И очень важно использовать полученный здесь духовный опыт в дальнейшей жизни на воле, не скатиться в матерщину, в пьянство, в воровство и другие пороки.

«Не думай об этой гадости»

Когда разошлись насельники и гости тюрьмы, я задал писателю несколько вопросов на тему дня:
— Николай, Вы говорили, что в жизни ничего не бывает случайного. Скажите, а на Богослужение в честь иконы «Неупиваемая Чаша» Вы тоже попали не случайно: были у Вас проблемы в этой области?
— Да, и ещё какие проблемы появились после выхода на свободу. За их разрешением я специально ездил в Серпухов к знаменитой иконе. Мне было весьма плохо, я почти не управлял собой. Чего скрывать, у меня была зависимость алкогольная. А исцелила духовная ипостась наша: целование Креста в Оптиной пустыни, целование иконы «Неупиваемая Чаша». Я не бросил пить (бросить могу только камень в Москву-реку). За меня молились несколько монастырей, в которых я бывал. И их молитвами зависимость была снята.
— Как долго она у Вас была?
— Десять лет. Перерывы были, только когда я писал. Впрочем, я сильно никогда не упивался, меня пьяным никто не видел. Но даже один день выдержать без водки я не мог. Она тянула и всё. Ничего не мог сделать. Но после молитв в Оптиной пустыни и у «Неупиваемой Чаши» всё прошло. Лет восемь уже меня не тянет пить (даже на дружеском застолье в тюрьме Николай Блохин пил только воду – М.А.Д).
— Значит, в Бутырке Вы могли поблагодарить Матерь Божию за исцеление?
— Я это делаю каждый раз, когда вижу Её икону. Алкогольная зависимость – это никакая не распущенность, а настоящая болезнь, лекарств от неё нету. От неё можно уйти только духовным путём.
А с куревом оказалось проще. Отец Иоанн Крестьянкин от него избавил. Первый раз я приехал в Псковско-Печерский монастырь совсем молодым, необтёсанным. Вошёл в храм, а там батюшка с кадилом обходит. Я ему говорю: «Ты что ль Иоанн Крестьянкин-то?» Он говорит с улыбкой: «Деточка, я». Отдаёт кадило диакону, а тот в ужасе смотрит на меня: это кто ж такой? Вообще-то я приехал по поводу моей книжки. Но тут почему-то говорю: «Батюшка, замучило курево, по две пачки в день выходит. Не могли бы Вы избавить от него?» Он меня так по голове погладил и сказал: «Деточка, да брось ты, не думай ты об этой гадости». И дальше пошёл кадить.
Что же это: сказал и пошёл? А я-то думал, что будет о-го-го! После службы нам уделили много времени, и все дела мы с батюшкой решили. Вдруг часам к одиннадцати вечера чувствую, что я не делаю то, что делал всегда. И не могу понять, чего же я не делаю? Ба! Да я же не курю! Мама родная! Это всё равно, что третья нога выросла. Кто когда-то курил по две пачки, знает, что это такое. Я бегом к киоску (он ещё работал), покупаю пачку, смотрю на неё и думаю: «Да ты вообще что-нибудь можешь?!» Смял пачку и бросил в урну. И четыре года вообще даже не думал о куреве, не было зависимости. Снова закурил только на суде, когда вывели наших жён, которых мы давно не видели. Сорвался, и потом пришлось начинать заново.
Курил в тюрьме и после выхода на волю. Опять освободился от зависимости благодаря «Неупиваемой Чаше» и Оптиной пустыни. Собственно, не курю я … Спаси всех, Господи, Аминь столько же, сколько и не пью – лет восемь.
— Вы рассказывали, как в зоне братва хотела сделать Вас вором в законе, а Вы отказались под предлогом, что никогда не воровали. Неужели и вправду ни разу не украли?
— Единственный раз. Однажды на водку не хватало десяти рублей – и я спёр червонец у своей жены из пальто, которое висело в прихожей. Только здесь это уже называется не воровство, а самое страшное – крысятничество. С «крысами» в зонах и в камерах – беспощадно. И тот червонец начал у меня в кармане «гореть», я чувствовал это. Ну, думаю, что же ты сделал, гад такой! Я червонец обратно положил и жене сознался. Братцы мои, десять исповедей не отпускало меня! Батя мне потом говорит: «Ну всё, ну хватит, сколько можно!». А мне душу давит и всё. Но Господь милостив: отпустило.
— Николай, свою отсидку в Бутырке и других интересных местах Вы назвали милостью Божией к великому недоумению некоторых слушателей. Думаете, Господь послал Вас в тюрьму для выполнения какого-то задания?
— Однозначно. И когда мне говорили, что я сижу не за что и непонятно, для чего, то я говорил собеседнику: «Ну, может быть, для того ещё, чтобы с тобой сейчас поговорил. Там у тебя было много денег, пальцы веером – ты бы стал со мной говорить? Да никогда, мимо прошёл бы и всё. А здесь деваться некуда, вот они, стены родные – а ты давай и слушай про Бога. Больше нигде бы ты про Него не слушал».
Он всё мне жаловался: пошёл ставить свечку Николаю Угоднику, а когда выходил, споткнулся и грохнулся. Отмычки выпали из кармана. «Мент» мимо шёл и увидел их: что такое!? Короче, вора зарулили и загребли.
«Вот я как Николе помолился», — с горечью говорил он. А я ему: «Радуйся, дурачок, потому что Никола привёл тебя сюда, ко мне, понимаешь? Раньше я бы сказал тебе: «Воровать грешно», — да ты послал бы меня куда подальше. А сейчас слушаешь и соглашаешься».

«Икона знает, где она нужнее»

Остаётся рассказать о людях, благодаря которым в Бутырском храме происходят многие исцеления и другие чудеса. Это супруги Владимир и Зоя, которые называют себя «бывшими бизнесменами». На седьмую годовщину своего венчания они захотели сделать дар тюремному храму, где служил венчавший их отец Константин. Заказали в Серпухове копию «Неупиваемой Чаши». Она была написана в 2005 г. Месяц простояла у них дома, а 14 декабря её радостно встречали в Покровском храме Бутырского изолятора. Икону приняли на руки отец Константин и тогдашний начальник СИЗО Николай Фёдорович Дмитриев, бережно отнесли её в храм. И начался праздник.
— Икона может сама выбирать, где ей находиться, где она нужнее, — убеждённо сказал Владимир. — В монастыре её отказались освящать особым чином. Я никак не мог уговорить братию, соглашались только окропить икону во время общего водосвятного молебна. А в Бутырском храме согласились всё Богослужение посвятить нашей иконе.
Кстати, сначала Владимир и Зоя хотели подарить её храму Ильи Обыденного, где они венчались. Но оказалось, что там уже есть чтимая икона «Нечаянная Радость». Супруги говорят: «Вот, мы хотели бы сделать вам дар». А им отвечают: «Да вы что, у нас в запасниках лежит куча Богородичных икон! Вы хотите, чтобы ваш образ раз в год выносили на аналой?» Нет, конечно. А когда благотворители  позвонили отцу Константину, он с радостью согласился повесить икону на самом видном месте в Бутырском храме.
— Наконец, есть ещё одна причина, — сказал Владимир. — Вот, мы живём в Серпухове, а идти в местный храм не хочется. Потому что на кивоте, здесь снизу, уже третий год расколото стекло. Я подхожу, говорю: «Нельзя же так. Даже автомобилисты меняют треснутые стёкла. А ваш храм находится в одном из самых богатых монастырей России…» Нет, не меняют стекло! Зато сюда, в Бутырский храм мы приходим, как к себе домой. Потому что у этой церкви есть отец родной. Посмотрите, как глядят на батюшку заключённые – такое уважение, такая любовь не покупаются. И вообще в этом тюремном храме мы, как ни странно, встречаем очень много хороших людей. Я даже сказал ветеранам Бутырки: «Давайте постараемся искать и находить добрых людей. Злые найдут нас сами. И с ними придётся бороться»...
Тут я должен сообщить, что сейчас Владимир и Зоя ведут тяжелую борьбу со злыми людьми. Раньше их бизнес развивался очень успешно, магазины давали большую прибыль, они расширяли торговую сеть. Но когда подарили храму икону и от неё начались чудесные исцеления, это вызвало ярость тёмных сил. На бизнесменов накинулись конкуренты, затаскали по судам и разорили их. Пришлось отдать всё своё имущество. У них даже описали квартиру и арестовали машину. Все источники средств существования были перекрыты. Владимир даже извозом не мог подработать. На нервной почве у него обострилась хроническая болезнь, а денег на лечение не было. Пришлось занять у знакомых даже для того, чтобы приехать на праздник в Бутырку. Впрочем, благодаря усердию конкурентов в ближайшее время супругов могли доставить в тюрьму на казённой машине и надолго…
…Признаться, их рассказ произвёл на меня тяжёлое впечатление. Казалось непонятным, почему за такое доброе дело Господь попустил столь суровое наказание? Но когда я познакомился с писателем Блохиным и услышал его восторженный рассказ об отсидке в Бутырке, искреннюю благодарность тем, кто его туда сажал, то понял: не наказание получают Владимир и Зоя, а испытание! Если они пройдут его достойно, с благодарностью примут от Бога и преодолеют все трудности и мучения, то станут праведниками и сподобятся жизни вечной, которую очень редко получают коммерсанты.
Давайте же помолимся, братья и сёстры, за благотворителей Владимира и Зою, подаривших Москве чудотворную икону. Помолимся о брате во Христе Николае, приоткрывшим тайну Божией милости тем, кто попадает в тюрьму. Да будет она инструментом спасения души для тех, кто здесь сидит, и тех, кто помогает им в главном деле – подготовке к жизни вечной в Царствии Небесном.
Пресвятая Богородица, спаси нас!


Батюшка идёт к заключённым

Бутырский пейзаж

Заключённые выносят икону на Крестный ход

Крестный ход в Бутырке

Молитва у чудотворной иконы

Отец Константин окропляет замурованные окна камер смертников

Писатель дарит свой роман  заключённым камеры, в которой сам сидел в 1982 г.

Тюремные байки Николая Блохина

Узники просят крестики и иконки

 

Содержание номера



 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100