Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
Июнь 2011

Содержание номера



Полюбивший страдание

 

Мария Михайловна Цыбанкова-Скиданова

(К 50 ЛЕТИЮ КОНЧИНА АРХИЕПИСКОПА ЛУКИ)

«Тяжкое это было бремя, но вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости Божией. Ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово», – так описывал свою жизнь исповедник Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), причисленный юбилейным Архиерейским Собором РПЦ  в 2000 году к лику святых. День его почитания 29 мая по старому стилю

Путь к храму

Будущий архиепископ Лука родился 27 апреля (9 мая) 1877 году в городе Керчь в семье провизора. С самого детства у него  наблюдалась тяга к рисованию, но желание заниматься тем, «что полезно для страдающих людей», пересилило его. Во время учения на медицинском факультете Киевского университета он постоянно читает Новый завет. В один из дней он находит слова Христа «Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» [Мф. 9;37] первым призывом Господа на служение.  После блестящей сдачи государственных экзаменов, он признался товарищам, что станет, как и собирался, земским врачом, чтобы помогать бедным людям.

В 1903 году, в начале Русско-Японской войны Валентин Феликсович попадает в военно-полевой госпиталь киевского Красного Креста под Читой. Там же он встречает свою жену Анну Васильевну Ланскую.
Они покинули Читу до окончания войны. Войно-Ясенецкий работал в маленьких городках и селах различных губерний. И где бы он ни оперировал, добрая слава о нем распространялась повсеместно. В 1909 в Фатеже его уволил председатель земской управы черносотенец  Батезатул из-за того, что врач не стал оказывать стремглав помощь заболевшему исправнику. В базарный день исцеленный доктором слепой поднял «восстание», разгромившее земскую управу. Это было одним из первых народных заступничеств за будущего архиепископа.
В 1916 году он успешно защитил докторскую диссертацию, представленную к премии Варшавского университета.
В Переславле-Залесском  он начинает постоянно посещать церковь. Именно там он понял, что его труд «Очерки гнойной хирургии», над которым он уже начал трудиться, будет подписан именем епископа. Проработав в Переславле более 6 лет, он получает должность главного врача и хирурга в Ташкентской больнице.
В 1919 году после подавления восстания Туркменского полка по жалобе начальника морга он, будучи приговоренным к расстрелу, был помилован. Но именно переживание по возможной гибели мужа приблизило смерть Анны Васильевны, болевшей туберкулезом легких. Она умерла в том же 1919 году, оставив ему 4 детей в возрасте от 12 до 6 лет.
Две ночи он сам читал над ее гробом Псалтырь, и именно в нем нашел слова, подсказавшие ему дальнейший путь. Едва дождавшись утра, он пошел к своей верующей операционной сестре Софье Сергеевне Белецкой (овдовевшей и бездетной), прося заменить его детям мать.

Священство

После смерти жены, он начал посещать церковное братство. Начал выступать с беседами на темы Священного Писания  в привокзальной церкви, настоятелем которой был протоиерей Михаил Андреев. Эти беседы положили начало его проповеднической деятельности. Одна из речей врача произвела огромное впечатление на епископа Ташкентского и Туркменского Иннокентия (Пустынского) однажды обратившегося к Валентину Феликсовичу со словами: «Доктор, вам надо быть священником!». Это обращение стало руководством к действию.

15 февраля 1921 года во время литургии хирург Войно-Ясенецкий был  рукоположен в сан дьякона со словами апостола Павла «Ваше дело не крестити, а благовестити». Через неделю епископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским) он был рукоположен во пресвитера. В это же время он оставался главным врачом ташкентской городской больницы и читал лекции студентам, собирает материалы для книги «Очерки гнойной хирургии», служа в соборе только по воскресеньям, но обязательно проповедуя после литургии. После трехлетнего служения в сане иерея (незадолго до церковного раскола и появления «живой» церкви) Войно-Ясенецкий был выбран на возведение в архиерейский сан. Но из-за восстания против патриарха, отголоски которого докатились и до Ташкента, Архиепископ Иннокентий тайно уехал в Москву. Вскоре после этого архиерей Андрей назначил его настоятелем собора и объявил протоиереем.
В мае того же года Преосвященный Андрей Уфимский (князь Ухтомский) тайно подстриг Валентина Феликсовича в монашество под именем апостола-евангелиста, врача и иконописца Луки. Рукоположение в епископы произошло через несколько дней 18 (31) мая 1923 года в Пенджикенте.
Менее чем через две недели для епископа Луки начались долгие 11 лет ссылок, в которых своим ревностным исповедничеством он и заслужил именоваться святым.

Ссыльные годы

На первых допросах его обвиняли в  сговоре с оренбургскими казаками, интересовались политическими взглядами, отношением к советской власти. Чекист, узнав, что врач всегда придерживался демократических взглядов, на вопрос: «Кто же вы нам: друг или враг?» услышал в ответ: «И друг ваш и враг ваш, если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но вы воздвигли гонение на христианство, и потому, конечно, я не друг ваш».
В первый раз его продержали в тюрьме не долго. Когда утром он занял место в пассажирском вагоне, то поезд не мог тронуться из-за того, что огромная толпа легла на рельсы, не желая отпускать от себя врачевателя духовного и телесного.
В Москве он был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму, где попал в камеру с бандитами. Через полгода был переведен в Таганскую тюрьму, где был перемещен в камеру для политзаключенных.
Однажды Лука, проходя по длинному коридору, увидел в «одиночке» залитой по щиколотку водой полуголого шпаненка и пожертвовал ему полушубок, чем вызвал большую любовь у местных матерых уголовников. После этого случая, как пишет Лука в своих воспоминаниях, «я не раз убеждался в том, как глубоко ценят воры и бандиты простое человеческое отношение к ним».
В начале зимы 1923 года вместе с протоиреем Михаилом Андреевым он отправляется в первую ссылку через Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Енисейск. Уже в Енисейске на отведенной им квартире по воскресным и праздничным дням совершали они всенощную и литургию. В рабочие дни Валентин Феликсович проводил операции и прием в городской больнице.
После Енисейска он отправился в указанное ему место ссылки – деревню Хая на реке  Чуне, где народ опять заступился за него, вселив в его предназначенный для постоя дом.      Но через два месяца ему было велено вернуться в Енисейск, где он был снова заключен под стражу и переправлен в Туруханск. По прибытию в этот пункт назначения Архиепископ Лука был встречен на пристани огромной толпой, просящей в него благословления и врачебной помощи. Ни в том, ни другом он никогда не отказывал.
За это ему пришлось дорого поплатиться: ссылкой за двести тридцать верст за полярный круг в станок Плахино.
Именно во время этого путешествия через морозы, вьюги, снега по замершему Енисею на лошадях и оленьих упряжках он явно ощущал Божественную поддержку и помощь.
В Плахино жители очень тепло встретили священника, каждый из мужиков обязался приносить ему дрова, нашлась и женщина, взявшая на себя пропитание ссыльного. Но в доме, где его поселили, постоянно царил холод, на полу лежал снег, а в окна вместо стекол были вморожены льдины. Он прожил там долгую полярную зиму. А в начале марта ему было доставлено письмо, разрешающее вернуться в Туруханск. На обратном пути по уже замершему Енисею, где бы ни остановился возок архиерея, его везде встречали колокольным звоном. В Красноярске он провел ряд публичных операций, подтвердивших его мастерство в глазах местных хирургов. А помощник начальника ГПУ Красноярска, проникшись стойкостью веры священника, помог ему с отправкой на свободу, в январе 1926 года в Ташкент.
По прибытию в Ташкент по совету митрополита Новгородского Арсения он отказался от указа Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия о переводе в город Рыльск Курской области  и подал прошение об увольнении на покой, которое и получил в 1927 году. Сам Архиепископ так описывает свой проступок: «Это было началом греховного пути и Божиих наказаний».
Но уже в 1930 году, узнав, что Сергиевская Церковь, которую он постоянно посещал, предназначена к сносу, твердо решил отслужить в день закрытия последнюю литургию в ней, после которой устроить самосожжение и сожжение всех крупных икон. Но закрытие церкви было отложено, а 23 апреля 1930 года архиепископа Луку арестовали во второй раз.
В этот раз на допросах от него требовали оставить сан, в ответ арестованный объявил голодовку. Через неделю заместитель начальника Средне-Азиатского ГПУ, считаясь с популярностью хирурга – епископа, обещал отпустить заключенного в обмен на прекращение голодовки. И все же веря чекистам, Войно-Ясенецкий прекращает ее. Через неделю начались «этапы»: Самара, Москва, Котлас. Везде вши, тиф, грязь, разруха, отсутствие веры у людей. Но всегда и везде он берется за врачебную практику, желая, как и в юности, помогать бедным.
Потом был Архангельск, где он очень часто удалял раковые опухоли. Обнаружил подобную и у себя. Доложив об этом начальнику секретного отдела, получил разрешение ехать в Ленинград к профессору Н.Н. Петрову на операцию. И вернувшись в Архангельск, не обращая внимания на глубоко потрясшие его слова на ленинградской литургии: «Паси овцы Моя...» [Ин. 21:16], он просит получить работу по хирургии, не считая возможным продолжать служение. Эта ссылка, увеличенная этим прошением  на полгода, продлилась до конца 1933 года.
Уже в Москве, после возвращения из второй ссылки, ему было предложено занять одну из свободных архиерейских кафедр, но он, как сам говорит о себе «оставленный Богом»,  отказался. В министерстве здравоохранения, отказавшись оставить церковный сан, он получил отказ на организацию для него научно-исследовательского института. Из Москвы в поисках своего пути отправляется в Феодосию, Архангельск. В это время он заболевает тропической лихорадкой, которая повлекла отслойку сетчатки левого глаза.
В Москве, в клинике Одинцова, уже после второй операции на глазном яблоке, Валентин Феликсович увидел вещий сон, образумивший заблудшего батюшку. Возвратившись в Ташкент, где он возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи, очень усердно молил Господа о прощении его «хирургического» отступничества. И однажды во время очередной молитвы услышал голос: «В этом не кайся!». Войно-Ясенецкий понял, что и такая работа была угодна Господу.
Уже в следующем 1937 году, батюшка был в очередной раз арестован. На допросах к нему применялся конвейерный допрос, продолжавшийся 13 суток, выдержать который не могли и сами чекисты, сменявшие друг друга. У 60-летнего доктора отказывало сердце, отекали ноги, деревенели мышцы шеи и спины, появлялись галлюцинации. Но воля его ни на секунду не надломилась.
От него постоянно требовали признания в шпионаже. Но отказ от подписи ложного обвинения и голодовка только разозлили работников ГПУ, за что батюшка был переведен в центральную областную тюрьму, где пробыл 8 месяцев. Там он, не смотря на тяжелейшее своё положение в переполненной камере, спас жизнь тяжело больному молодому жулику, снова расположив к себе «презренных».
Ни допросы конвейером, ни избиения работниками ГПУ, ни карцер так и не дали положительного свидетельства о шпионаже. Началась третья ссылка в Сибирь, в село Большая Мурта под Красноярском. Прибыв на место, чуть окрепнув, он вновь начинает оперировать. Хирург Войно-Ясенецкий практически никогда не отказывал в лечении. Но однажды выгнал человека, получившего травму слизистой глаза при сломе церкви, объяснив, что не может пойти против Божьего наказания за разрушения храма. Вскоре он получает разрешение на работу в библиотеке медицинского факультета Томска для завершения работы по военно-полевой гнойной хирургии.
В октябре 1941 года он был назначен главным хирургом эвакогоспиталя Красноярского края, где смело и открыто развесил несколько икон, благословлял перед операциями больных и ассистентов, молился и вел душеспасительные беседы. В выходные дни он служил в маленькой кладбищенской церкви, которая располагалась в 14километрах от города. Иногда, по пути на службу, силы его оставляли, он падал. В одном из писем того времени Валентин Феликсович писал сыну: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу».

Жизнь после ссылок

По окончании работы в эвакогоспитале (в 1943 году) получил благодарственную грамоту Западносибирского военного округа. После войны был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.»
Осенью 1942 года Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии приравнял его лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел его в сан архиепископа, направив на Красноярскую кафедру. В 1944 году был назначен в Тамбовскую епархию, где вместе с прихожанами восстановил 24 прихода.  В начале 1945 года В феврале 1945 года  Архиепископ Лука награждён патриархом Алексием I правом ношения на клобуке бриллиантового креста.
В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за медицинские труды "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов". Практически всю сумму, которой он пожертвовал в пользу тамбовских сирот и беспризорников.
26мая 1946 года он был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского, где был очень тепло встречен местными жителями. Официальные власти и тут никак не хотели признавать ученого в рясе. Архиепископ Лука писал: "От хирургии я отлучен за свой архиерейский сан. Меня не приглашают даже на консультации. От этого погибают тяжелые гнойные больные". Владыка объявил бесплатный врачебный прием на дому. К нему хлынули сотни больных со всего Крыма. Были случаи, когда он говорил: «Вот вам лекарство: во имя Отца и Сына и Святаго Духа!», — и широким крестом благословлял, исцеляя порою самых безнадежных больных. В его маленьком дом постоянно готовили обеды для 20-30 нуждающихся. А каждый раз, когда его племянница Вера предлагала сшить ему новую одежду, он отвечал: «Латай, латай, Вера, бедных много».
К концу жизни архиепископ Лука полностью ослеп, но это не мешало ему управлять епархией и принимать больных на дому. За 4 года до смерти он успел  продиктовать секретарю книгу воспоминаний «Я полюбил страдание…».
Когда он умер 11 июня 1961 года, власти намеревались похоронить Владыку тихо. Но прихожане, которые собиралась всю ночь у собора, тройным кольцом окружили гроб, оттеснив милицию и представителей власти на задний план. В последний путь Архиепископа Луку несли по главной улице города, усыпанной цветами.
После смерти Архиепископ не оставил свою паству. При помощи молитв, обращенных к нему, совершаются многочисленные исцеления. И не смотря на то, что он занялся богословием в возрасте более сорока лет, но, искренне прожив свою жизнь во Христе, оставаясь верным ему до конца, он каждому из нас, став святым, указывает на спасительный путь.

 

Содержание номера



 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100