Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
Июнь 2011

Содержание номера



ОТЕЦ РУССКОГО РОМАНСА

 

Татьяна КОКИНА-СЛАВИНА

Михаила Глинку, автора опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» называют одним из основоположников русской классической музыки. Композитору пришлось создавать ее практически с нуля, поскольку творения его предшественников были псевдонациональны и примитивны как по форме, так и по технике.  Путешествуя по Европе, учась у великих и впитывая особенности разных культур, Глинка вдохнул в подражательную русскую музыку свежую струю, доказав своими произведениями, что эта музыка может быть и проста, и самобытна, и ярка.
Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в Смоленской губернии. Раннее детство он провел под юбкой властной бабушки, которая практически силой отстранила родную мать от процесса воспитания. Мальчик рос нервным, изнеженным. Его прихотям беспрекословно потакали, и кто знает, каким бы вырос Миша, если бы не смерть бабушки.
Мать рьяно взялась за перевоспитание шестилетнего сына. Мишу стали учить игре на фортепиано и скрипке, для чего из Санкт-Петербурга выписали гувернантку.  Мальчик с интересом слушал игру крепостного оркестра, а потом начал учиться  у «придворного» музыканта игре на скрипке.
В 14 лет Михаила везут в северную столицу и помещают в благородный пансион при главном педагогическом институте, где его гувернером становится поэт и впоследствии декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Юноша продолжает совершенствоваться как музыкант: берет  уроки у  известных пианистов  и скрипачей, обучается пению. В пансионе он знакомится с Пушкиным, который  часто навещает младшего брата Льва. Дороги композитора и поэта вновь пересекутся через несколько лет — и больше уже не разойдутся вплоть до гибели Пушкина. На его стихи он напишет несколько романсов, составляющих гордость русской музыки - «Я помню чудное мгновенье», «Признание» и другие. И именно пушкинская поэма «Руслан и Людмила» впоследствии вдохновит композитора на создание оперы.
Четыре года — с 1824 по 1828-й — Глинка отдает службе в министерстве путей сообщения. Музыка пока не стала главным делом его жизни, но молодой человек с успехом музицирует в светских салонах, сочиняет первые музыкальные произведения. Насколько зрелыми были его дебютные работы, можно судить по известным романсам «Не искушай меня без нужды» и «Не пой, красавица, при мне». Возможно, сам того не осознавая, Глинка становится отцом художественного русского романса, превосходя творения предшественников свежестью музыки и художественной оформленностью.
В 1828 году Глинка уходит в отставку и полностью посвящает себя музыке. Он много путешествует по Европе, перенимая опыт у лучших композиторов и музыкантов. Так, весной 1830 года он знакомится с выдающимися итальянскими композиторами Беллини и Доницетти, а несколько лет спустя — с Гектором Берлиозом, который высоко оценил дарование русского композитора.
В 1833 году Глинка едет в Берлин, где под руководством теоретика музыки Зигфрида Дена изучает  композицию и полифонию, учится инструментовке. Пять месяцев упорных, вдумчивых занятий — и Михаил Иванович, наконец, понимает, какой должна быть национальная русская музыке. Чтобы воплотить это понимание, ему нужно создать оперу.  Но вот какой сюжет выбрать? Глинка останавливается на предложении поэта Василия Жуковского, который советует взять за основу оперы предание о костромском крестьянине Иване Сусанине.
Весь 1835-й год Михаил Иванович посвящает себя написанию  оперы. Через год «Жизнь за царя» (сейчас - «Иван Сусанин») окончена, а 27 ноября 1836 года с огромным успехом на  сцене Петербургского Большого театра проходит премьера оперы. Император благодарит композитора и удостаивает долгой беседы.
Одобренный успехом, в 1837 году Михаил Иванович берется за новую оперу на сюжет поэмы «Руслан и Людмила».  Работа над этим произведением тянется долгих шесть лет. Однако «Руслан и Людмила» приходится публике не по нраву. Скорее всего, тон задал император Николай 1, который после четвертого акта демонстративно вызвал только автора декораций и уехал, не дождавшись финала. Естественно, после такой монаршей реакции только ленивый не бросил в автора камень. Опера была повсеместно раскритикована и признана неудачной. Вскоре ее сняли из репертуара. Свое законное место произведение отвоевало лишь после смерти автора.
В 1848 году композитор написал одно из самых талантливых своих произведений - симфоническую фантазию «Камаринская», в которой соединил темы свадебной и плясовой русских песен. В «Камаринской» Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и подсказал последователям, в каком направлении ее дальше развивать.  В Берлине композитор изучает  творчество старых мастеров, и первым из светских композиторов берется за сочинение и обработку церковных мелодий в русском стиле.
 Последние два годы жизни Глинка почти ничего не писал. Он несколько раз брался за новую оперу «Двумужница», но дальше набросков дело не шло. Он вновь обратился к церковной композиции, но понял, что ему не хватает знаний в этой области. Чтобы восполнить пробел, весною 1856 года он отправился в Берлин к своему учителю Дену, но вскоре серьезно заболел.
Даже на смертном одре Михаил Иванович не терял добродушия, беззлобно подшучивал над врачами и сиделками. Так, за неделю до смерти он сказал доктору: «Знаете ли, я гораздо более боюсь медиков, нежели самой болезни». А за день до кончины он смешил  друзей прибаутками, нацепив на себя чепец сиделки.
Глинка скончался  16 февраля 1857 года в Берлине, где его и похоронили. Однако спустя несколько месяцев сестра перевезла его прах в Санкт-Петербург.

 

Содержание номера



 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100