Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
Август 2011

Содержание номера



Дом Пресвятой Троицы

 

Мария Скиданова

«По творческому замыслу основателя Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви. Он должен быть центром культурного объединения Руси, в котором находят себе точку опоры и высшее оправдание все стороны русской жизни». П. Флоренский

Много воды утекло в реке Кончура с тех пор, как в начале августа 1337 г. пришли на её берега в пустыню лесную, безлюдную братья Стефан и Варфоломей. Вместе они выбрали место на горе в густом лесу в десяти верстах от села Радонеж и города Хотьково, устроили келью и церковь. Так началась история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в последствии ставшей одним из прочнейших столпов Московского княжества и российской государственности. После того, как братья построили церковь, освященную во имя Святыя и Живоначальныя Троицы, старший брат Стефан оставил пустынь, а младший Варфоломей постригся в монахи под именем Сергий. Весь мир узнал его как величайшего подвижника земли русской Преподобного Сергия Радонежского.


Свято-Троице Сергиева лавра

Люди, узнав о одиноком иноке-пустынножителе, стали приходить к нему и с его благословения строить собственные кельи, образовывая тем самым монастырь. А со временем уже возле самого монастыря стали заселяться землепашцы, изменяя и облагораживая окружающее пространство непроходимого леса.
Все шло своим чередом: во время игуменства Сергия Радонежского на средства смоленского Архимандрита Симона была возведена новая просторная церковь, перестроены кельи; провозглашено монашеское общежитие, построены различные сооружения, способствующие жизни общины.
Братией монастыря совершались в не только молитвенные подвиги. Здесь в 1380 году Сергий Радонежский дал благословление войску князя Дмитрия Донского перед сражением с Мамаем. Отсюда же 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы отправились в бой монах и богатырь будущей лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. При прп. Никоне (приемнике Сергия Радонежского) монастырь был сожжен во время нашествия хана Едыгея в 1408 году. Но в 1422 году был заложен новый храм во имя Святой Живоначальной Троицы, в отделке которого принимал участие иконописец Даниил Черный. Андрей Рублев специально для иконостаса собора написал свою самую известную икону «Троицу». Через век от начала этого строительства во время правления Иоанна Васильевича монастырь обнесли белокаменной стеной, за которой к постройкам монастыря добавились больница и царские кельи. За возведенной вокруг монастыря стеной в 1608 – 1610 гг. три тысячи его обитателей выдержали 16-ти месячную осаду войск польско-литовских интервентов. Все время обороны боевой дух монахов поддерживали чудесные явления основателя монастыря и других Божьих угодников.
Каждый из государей земли русской считал своим почетным долгом помогать монастырю. Год за годом здесь возводил храмы в честь знаменитых святых Руси. В 1548 г. построен храм в честь прп. Никона, в 1476 г. возведен храм Сошествия Св. Духа на Апостолов, в период 1635-1637 гг. возвысился Успенский собор, в 1621 г. устроена была церковь во имя прп. Михаила Малеина, в 1637 г. была достроена каменная церковь во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1644 г. устроен кладезь над новым источником воды, явившимся из-под стены Успенского Собора, в 1645 г. поставлена часовня над гробом Преподобного Максима Грека; в 1692 г. окончено строительство церкви прп. Сергия с трапезной. Архитектурными особенностями славятся церкви Михеевская 1734 г. постройки и Смоленская (1746–1753 гг.), а также пятиярусная колокольня (1741–1770). В 1758 г. построена и освящена церковь в честь образа Казанской Божией Матери.
Императрица Анна Иоанновна 1 октября 1742 г. приказала открыть в монастыре духовную семинарию, а уже через два года императрицей Елизаветой Петровной он был удостоен почетного права называться лаврой, главой которой утверждался Митрополит Московский.
С 1814 г. (после пожара в 1812 г.) на территории Троице-Сергиевой Лавры находится Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Во время власти Советов академия была закрыта с 1919 по 1946 гг. Советский период стал скорбным для лавры, как и для многих духовных центров страны. Троице- Сергиева лавра была реорганизована 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Но только через 20 (!) лет были подготовлены документы, описывающие весь необходимый объем реставрационных работ. После этого Совнаркомом принято постановление, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Не смотря на все тяжести войны, реставрационные работы в музее-заповеднике не были остановлены. 20 апреля 1946 г. мощи прп. Сергия Радонежского были перенесены в Успенский собор лавры, в котором на следующий день состоялась первая послевоенная пасхальная всенощная литургия. В этом же году была воссоздана духовная академия, возобновившая свою деятельность в 1949 году. До 1983 года лавра являлась местопребыванием патриарха. За всю свою историю лавра познала множество взлетов и падений, от нее не зависящих. Как и каждый божий человек, она находилась в руках Господа и руках правителей государства, также под Богом ходящих. Но каждый раз возрождалась, отстраивалась она и поднималась с колен, чтобы расправить свои крылья над всей землей русской и не допустить разорения её. Как и Сергий Радонежский, каждый из более чем 200 членов монастырской братии, сегодня молятся о спасении земли русской и каждого живущего в ее пределах. Молиться – это в их силах. В наших же силах – поддерживать в сердце своем и в храмах эту молитву и помнить урок Преподобного Сергия Радонежского о том, что и один человек «воин в поле», если битва идет за веру и отечество.

 

 

Содержание номера



 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100