Благотворительный
фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"
ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ!
|
|
Август 2011
Учить — мужская работа!
Анна Захарова
Думаете учитель — это женская профессия? А вот и нет. Лучшим учителем 2011 года в Москве стал Антон Ильич Молев, преподаватель истории и обществознания гимназии № 1505. Молодой учитель глубоко убежден, что это профессия — мужская.
— Почему Вы стали учителем?
Антон Ильич: я учился в гимназии №1505 с 8 по 11 класс. Тогда гимназия была педагогической. И вопросу воспитания будущих педагогов уделялось много внимания. Можно было себя попробовать в роли старшего, который заботится о младших школьниках. Ключевую роль в выборе профессии учителя сыграла атмосфера гимназии. Она показалась мне очень близкой и родной. Атмосфера творчества и свободы. Взаимоотношение детей и родителей. Возможность работы с детьми — это радость. И потом, где бы я ни работал и во время института и после его окончания, меня всегда тянуло в родную гимназию. В хорошем смысле в меня попала «зараза», которая не дает мне поменять мою деятельность.
— Говорят, что профессия учитель — женская?
А.И: Я глубоко убежден, что учитель — это мужская профессия. Я бы даже сказал, что в ней нет принципиально важного различия между мужской и женской профессией. Но то, что мужчина в школе — это всегда плюс — это действительно так.
— А трудно ли заинтересовать детей историей?
А.И: Есть масса самых различных способов. История — тот предмет, слава Богу, к которому искусственно развивать интерес не приходится. Наша гимназия располагает замечательным археологическим музеем, который уже вызывает какой-то интерес. Мы работаем с сокращенными текстами, стараемся много путешествовать и работать на местности. Я позволяю с пятого класса не просто зазубривать и рассказывать материал, но и вести некий диалог. Даю возможность высказывать свою точку зрения. Мне кажется, это всегда повышает некий интерес и вызывает отклик. Главная задача учителя — заинтересовать и мотивировать. Программа минимума — это научить, самое главное — заинтересовать, разбудить, взбудоражить. Заинтересованный человек всегда будет искать ответы на свои вопросы. Он всегда будет учиться.
— Как удается найти общий язык с ребятами? Современные дети очень непростые.
А.И: Мы все живем во время, когда исторические события разворачиваются невероятно динамично. При этом смещаются ценности. И это определило такую пестроту детского коллектива. Не всякий взрослый готов его принять. Но ребят нельзя назвать упущенным поколением. Они — будущее, и у меня в этом нет сомнений, а они мою позицию знают. Найти язык с современными детьми, с одной стороны, просто, а с другой —сложно. Надо просто не бояться быть честным и не бояться быть самим собой.
— С детьми контакт налажен, а как удается его наладить с родителями учеников?
А.И: У учителей есть шутливая поговорка о том, что главный противник педагога — родитель. Но в каждой шутке есть доля правды. На самом деле сейчас с родителями ведется тесный контакт. И я убежден, что полноправным субъектом образовательного процесса являются именно родители. Они вовлечены в этот процесс на каждом этапе. Родители выбирают школу, помогают делать уроки, готовиться к выступлениям на праздники, помогают, в дальнейшем, определится с профессией. Нужно находить тонкую грань во взаимодействии с родителями, нужно уметь понимать и слышать его. Я в этом смысле счастливый преподаватель, потому что преимущественно родители наших ребят очень заинтересованы в том, чтобы дети хорошо учились.
— Вы участвовали в конкурсе лучший учитель Москвы-2011, как проходил конкурс?
А.И.: Конкурс — серьезное испытание, состоящий из нескольких циклов. На первом этапе нужно было провести ряд открытых уроков разного формата в чужих школах с незнакомыми детьми. Предварительно нужно было предъявить некий план урока, структуру, схему, далее ответить на вопросы, которые задаст комиссия. Так же выполнить ряд импровизационных заданий, связанных со знаниями проблем современной педагогики. И ключевым моментом конкурса был 20-минутный мастер класс. В эти двадцать минут нужно было уложить максимально все то, что ты умеешь и можешь. Это финальное испытание было самым сложным.
— Теперь Вы — лучший учитель года, как удалось добиться такого высокого звания?
А.И: Я думаю, что залог определенного успеха заключается в том, чтобы не придумывать для конкурса что-то новое. Нужно в собственных достижениях найти то, что может заслужить признание, то, что может заинтересовать. Если ты не специалист, и ты никогда не занимался образованием детей, то прочитай хоть 20 книг за месяц подготовки к конкурсу — тебе это все равно не поможет. Если у тебя нет опыта работы с детьми, то тебе просто не поверят. На конкурсе это видно мгновенно.
— Что такое учитель в мире?
А.И: Самое главное! Учитель несет важнейшую функцию: социализировать личность, подготовить ребенка к обществу, раскрыть все знания и умения школьника. Школа нынешнего времени — это нечто большее, школа — это некий культурный локомотив, который в российских условиях, может позволить видоизменить наше общество, я в это не верю, а глубоко убежден!
|