Благотворительный
фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"
ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ!
|
|
Август 2011
Они не страшились страданий
Юцкова Елена Максовна
25 августа — день памяти мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними
«Идолопоклонник, твои боги – ничто», так ответил императору Диоклетиану святой мученик Фотий, вместе со своим родственником Аникитой стойко претерпевший ужасные муки и казни, уповая на Господа, его утешение и помощь.
Первые последователи христианской религии в большинстве случаев были вынуждены отстаивать своё право на истинную веру, не только встречая непонимание и осуждение, но и подвергаясь явным гонениям, ущемлению свои прав, а часто – изощренным мучениям и казням. Претерпевая великие муки и издевательства, они проявляли мужество и бесстрашие, уповали на Господа, на его утешение и помощь, твердо отстаивали веру в Царство Божие и воскрешение к вечной жизни. Гордо и спокойно несли они свой тяжкий венец и презирали гонения правителей. Господь же по воле своей являл милость свою, посылая христианам помощь и утешение. Одним из явных для людей проявлений могущества Господа и милости его стали события, происшедшие в 302-305 годах новой эры в правление императора Диоклетиана.
Его правление, приходящееся на 284 – 305 годы н.э. ознаменовалось чрезвычайно жестокими и активными гонениями на христиан. Сам император был поистине ослеплен лютой ненавистью к истинной вере и верующим в Господа Иисуса Христа. Он не способен был даже задуматься о том, чем он руководствуется и что движет его на искоренение христиан, но повелел неотступно преследовать их, устрашая и заставляя под страхом всевозможных пыток и мучительных казней произносить хулу на Господа и отрекаться от истинной веры. По всему городу Никомидия, расположенному в Малой Азии, выставлены были в устрашение и назидание жителям-христианам орудия пыток и казней: железные колеса и ногти, котлы, щипцы и мечи. Это возымело некоторое действие, и кое-кто из исповедующих христианство горожан вынужденно стал отказываться от своей веры, опасаясь за свою жизнь и за свои семьи.
Святые мученики Фотий и Аникита.
День памяти — 25 августа |
В те годы в Никомидии проживал военный сановник Аникита, знатный житель города. Он глубоко проникся верой в Бога и открыто исповедовал истинную веру. Аникита безбоязненно явился к императору и стал проповедовать ему о рождении Сына Божия, Его воплощении, о грядущем торжестве веры. Диоклетиан не пожелал даже выслушать Аникиту и приказал отрезать тому язык, но мученик, лишившись языка, продолжил внятно и громко говорить об истинной вере и проповедовал народу. Император повелел обезглавить Аникиту, но палач, замахнувшись мечом, упал без чувств на землю. Возникло вдруг сильное землетрясение, и разрушился языческий храм, под обломками которого погибли многие язычники. В отместку мученика бросили на съедение к дикому льву, но тот стал ластиться к нему. Попытались поджарить Аникиту на железном колесе, но потух огонь, растопили в котле олово, но вместе с мучеником в котел вошел Ангел – олово остыло и стало как лед.
Фотий, племянник мученика, наблюдая вместе с горожанами мужество и стойкость Аникиты, его твердость в вере, слыша его проповеди, вышел на место казни, обнял своего родственника и заявил, что сам готов на любые муки ради Господа, выказав презрение к языческим богам и верованию Диоклетиана. Пытавшийся зарубить Фотия воин ранил себя самого и умер. Чтобы заставить Фотия и Аникиту отречься от веры во Христа и сделать так, чтобы увидел это весь собравшийся на месте казни народ, император придумывал для устрашения мучеников разнообразные пытки, которые были действительно устрашающими и жестокими. Мучеников подвешивали на дыбе и строгали тела их железными ногтями, но раны заживали. Привязывали к диким коням, но те останавливались. Все новые и новые жуткие пытки ожидали мучеников, но они вновь оставались невредимыми. Они славили и благодарили Бога за то, что тот охранял их, дав им возможность проповедовать народу и показать силу Господа.
Наконец по приказу Диоклетиана, упорствующего в своем жесткосердии и стремлении одержать верх над Аникитой и Фотием, а в лице их и над христианами, выстроили огромную печь, в которую могло бы поместиться множество людей. Император решил, изнывая от ненависти, сжечь всех, кто объявит себя верующим в Господа Иисуса Христа. Слухи об этом распространились повсеместно и христиане, которые не желали унижаться перед впавшим в ярость императором, видя стойкость и мужество Фотия и Аникиты, уповая на Господа и его милость, стали сами с семьями собираться около печи. Они прославляли истинную веру, открыто заявляя, что они являются христианами и почитают только единого Бога.
Сначала в раскаленную печь вошли мученики Аникита и Фотий, а за ними и все собравшиеся с женами и детьми. Они обратились с молитвой к Господу, простирая руки к небу, из пламени печи раздавалось их прославление Бога. Души их Господь принял к себе, даровав Царствие Своё, а Фотий и Аникита оставались живы еще 3 часа, а потом предались в руки Господа. Когда извлекли их тела, то увидели, что остались они невредимыми в страшном огне печи, огонь не смог даже опалить волос мучеников. Увидев такую победу христиан над язычниками, многие жители города обратились к истинной вере. Православные христиане чтут память Святых мучеников Фотия и Аникиты, к ним обращаются с молитвой и как к целителям. Они не страшились страданий ради торжества веры, и показал Господь на их примере, что в скорби и мучениях он не оставляет верующих в Него своей милостью, посылая утешение и помощь. Как говорит апостол Павел: « По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше».
В течение ряда веков люди, принимая христианство, не искали земных благ и почестей, они знали, что станут подвергаться преследованию и могут принять за веру свою мученический венец. Они претерпевали нередко страшные пытки и казни. Были бы мы готовы к подобному сейчас, на что пойдем мы ради веры своей? В наше время православные христиане ведут борьбу с грехами и искушениями, своими пороками, грешными помыслами и несущими зло другим людям поступками. Это трудно и часто бывает мучительно тяжело. Но это необходимо. Как говорит председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, в этой жизни существуют страдания и в этом есть некий смысл. Надо учиться переносить свою боль, бороться с соблазнами и искушениями, преодолеть свое несовершенство, а не слепо потворствовать ему. Нужно в тяжелый момент молиться и доверять Богу.
|