Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
Ноябрь 2011

Содержание номера



Прощание с Русской Америкой

 

Владимир Смык


18 октября 1867 г. на сопке, возвышавшейся над бухтой Новоархангельска, столицы Русской Америки, выстроились напротив друг друга два военных отряда. В одном находилась команда, только что сошедшая с палубы фрегата «Оссипи», принадлежавшего Соединенным Штатам. Другой состоял из наших матросов. Отгремел орудийный салют. Раздалась команда: «Спустить флаг!» Офицеры сняли фуражки, оба караула вытянулись во фронт. Двуглавый имперский орел, украшавший бело-сине-красный триколор, встрепенулся, но спускаться не захотел – полотнище запуталось на самом верху флагштока. Веревка, за которую его стягивали, оборвалась. Несколько русских моряков бросились наверх, чтобы распутать флаг. Надо было крикнуть тому, кто оказался резвее других, чтобы он не бросал полотнище, а слезал вместе с ним, но вовремя не сообразили. Матрос скинул его сверху, и оно угодило прямо на русские штыки. Губернатор колонии Дмитрий Петрович Максутов, прославившийся защитой в 1854 г. Петропавловска-Камчатского от нападения англо-французской эскадры, стоял с каменным лицом, его молодая жена Мария Максутова смахивала слезы… Вверх по флагштоку полз звездно-полосатый флаг США.
Так стала американской Аляска. Обширная территория, занимающая один процент земной суши, была продана царским правительством за 7,2 миллиона долларов, продана окончательно, а не отдана в аренду на 99 лет, как нас приучили думать.


г. Новоархангельск. Вид с океана
(после 1867 г. — г. Ситка)

Аляска, в переводе с алеутского, «земля, богатая китами», открыта русскими (подштурманом Иваном Федоровым и геодезистом Михаилом Гвоздевым в 1732 г.), русскими осваивалась, русской кровью полита: в 1802 г. индейцы-тлинкиты вырезали население Новоархангельска, а саму крепость разрушили. Через два года Александр Баранов, директор основанной в 1799 г. Российско-Американской компании, решил наказать воинственных аборигенов. Неизвестно, смог бы он с ними справиться или нет, но, по счастью, близ островов Александровского архипелага случайно оказался шлюп «Нева». Под командованием знаменитого мореплавателя Юрия Лиснянского он возвращался из первого в истории русского флота кругосветного путешествия. Пушки «Невы» решили дело – индейцы были разбиты. Форт Новоархангельск был отстроен заново и стал опорным пунктом освоения Аляски.
Чем руководствовалось русское правительство, продавая, в сущности, за бесценок – по четыре цента за гектар — свое единственное заморское владение? Авторы сделки (среди них был великий князь Константин Николаевич, министр финансов Рейтерн, посол России в США Стекль) приводили различные резоны. Первый: убыточность Русско-Американской компании (современные исследователи, ссылаясь на отчеты ревизоров, утверждают, что компания приносила казне ежегодный доход в 430 тысяч рублей серебром, но стараниями Константина Николаевича ее лишили государственной поддержки и умышленно банкротили). Второй резон: необходимость укрепления дружественных связей с Соединенными Штатами. Действительно, государственные отношения двух стран были дружественными (что, впрочем, не мешало американцам вооружать индейцев и натравливать их на русских купцов). Россия отказалась от предложения Англии и Франции вступить в союз для вмешательства в гражданскую войну в Америке и поддержать южан. Более того, в 1963 г. Петербург прислал в территориальные воды США две эскадры, это остановило англо-французскую агрессию и спасло северян от разгрома. То есть Россия и без того сделала многое для Америки. Улучшать же отношения с заокеанским соседом территориальными уступками было не только не нужно, но и опасно. Министр иностранных дел Горчаков, видимо, забыл, что еще в 1823 г. в Вашингтоне приняли доктрину Монро об американской гегемонии на Западном полушарии. Из этой доктрины родились все последующие имперские амбиции США и ее агрессивная политика в глобальном масштабе. Третий резон: возможность ослабления нашего главного противника — Англии. Поскольку отношения США и Великобритании были тогда враждебными, позиции владычицы морей на Тихом океане, с усилением Соединенных Штатов, действительно, на какое-то время ослаблялись. Но ослаблялись за счет огромных геополитических потерь России. И, когда не без нашей помощи Америка усилилась, англосаксы Старого и Нового света быстро нашли общий язык. В итоге у нашей страны вместо одного появились два мощных геополитических противника. Наконец, еще один резон: указывали на необходимость расплатиться с Ротшильдами, у которых был взят огромный кредит для выплаты компенсации помещикам после отмены крепостного права. Однако и этот довод не слишком убедителен: сумма российско-американской сделки составляла менее десятой части тех денег, которые требовалось отдать. Достаточно сказать, что только питейные заведения приносили казне ежегодный доход, десятикратно превышавший сумму, полученную от американцев.
Передовые представители русского общества не видели выгод от продажи Аляски и поначалу воспринимали планы правительства расстаться с Русской Америкой как пустой слух. Но 8 октября газета министерства иностранных дел «Северная почта» опубликовала «Высочайше ратифицированный договор об уступке российских североамериканских колоний». Вот как отреагировал на это сообщение знаменитый издатель и публицист Александр Андреевич Краевский в своей газете «Голос»:
«Сегодня, вчера и третьего дня мы передаем и передавали получаемые из Нью-Йорка и Лондона телеграммы о продаже владений России в Северной Америке... Мы и теперь, как и тогда, не можем отнестись к подобному невероятному слуху иначе, как к самой злой шутке над легковерием общества. Российская американская компания завоевывала территорию Аляски огромным пожертвованием труда и даже крови русских людей, более полувека тратила средства на прочное водворение и устройство своих колоний, содержание флота, распространение христианства и цивилизации…». Сумма, выплачиваемая Америкой за Аляску, «до такой степени ничтожна, что едва ли можно допустить, что она могла иметь для наших финансов, даже при настоящем нецветущем их положении, какое-нибудь серьезное значение. Стоит ли лишать Россию этих владений именно сейчас, когда проведением через них всемирного телеграфа они приобрели новую важность и когда на почве их, как писали недавно, открыты весьма многообещающие прииски золота, разработка которого, если известие справедливо, в 2 — 3 года доставит более чем сколько дают за них Северо-Американские Штаты!» Газета возмущалась: «Неужели трудами самоотверженных для России людей должны воспользоваться иностранцы и собрать в свою пользу плоды их?»
Отличавшийся от своего отца мягким характером, либеральный Александр в вопросе продажи Аляски проявил железную волю. Он проигнорировал не только негодование русской прессы. Он вынудил уйти в отставку героя Петропавловска адмирала Завойко за отказ подписать от лица директора Российско-Американской компании передаточные документы, пренебрег протестом российского генерального консула в Нью-Йорке барона Теодора Остена Саккена, оставил без внимания позицию последнего губернатора Аляски князя Максутова.
Сто тридцать пять лет прошло с открытия Аляски. Карта этой громадной земли были испещрена русскими именами. И вдруг в одночасье шесть процентов территории Российской империи стало чужим. Никогда до того Россия не торговала своими владениями. Это создавало опасный исторический прецедент. Стоит вспомнить, что генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский весной 1853 г. подал мысль Николаю I об уступке Соединенным Штатам Русской Америки. Началась Крымская война, и госсекретарь Соединенных Штатов (тогда САСШ – Североамериканские Соединенные Штаты) У.Л. Марси передал через русского посла в Вашингтоне предложение продать владения империи к востоку от Берингова пролива. Царь, однако, на это не пошел, хотя положение страны тогда было куда тяжелее, чем в 1866 г. «Там, где российский флаг был однажды поднят, он никогда не должен быть спущен», — говорил Николай. Александр II преступил завет своего отца. Россия отдала земли богатые золотом, пушниной, а потом, как оказалось, нефтью и газом, а главное – она потеряла важнейшие стратегические позиции, возможность контролировать северную часть акватории Тихого океана. При этом для США были открыты пути к осуществлению гегемонистских устремлений, превращения в супердержаву.
Новоархангельск переименовали в Ситке. Там был сразу введен Григорианский календарь, в результате жители Аляски легли спать пятого октября, а проснулись — девятнадцатого. Причем проснулись уже не в своем жилище: их дома было приказано сдать новой администрации. Американцы ходили по городу и, если здание им нравилось, вышвыривали людей на улицу. Таким способом было выселено 250 человек. Шел непрерывный мелкий дождь. Людям пришлось ютиться в гавани и жить в трюмах кораблей. В эти же дни на город налетел ураган, какого не помнили даже бывалые моряки. Буря повредила суда, и на них нельзя было сразу отправиться к берегам России.
Каким образом были потрачены деньги, полученные от американцев? Согласно наиболее распространенной версии, деньги перевели на счета лондонского банка братьев Баррингов, где хранились средства августейшего семейства, там они попали в руки доверенных лиц великого князя Константина Николаевича и министра финансов Рейтерна и якобы были израсходованы, как явствует из документа Департамента Государственного казначейства, «за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др.»
Строительство железных дорог в период правления Александра II — не тема нашей статьи. Скажем только: оно связано с коррупцией, какой не знала николаевская Россия. Дороги прокладывали на казенные средства, или на средства, гарантированные правительством, что ввело государство в громадные расходы. Управление же всем железнодорожным делом отдано было частным предпринимателям почти в бесконтрольное владение. Сначала была приватизирована Николаевская дорога, которая до того, как ее передали в частные руки, оставалась по прибыльности второй во всей Европе. Вот какую запись оставил в своем дневнике по поводу заседания Совета министров, обсуждавшего приватизацию НЖД, наследник престола, будущий император Александр III: «Это дело, — писал цесаревич, — грязное со стороны Рейтерна, его компании и Министерства; конечно, дядя Костя (великий князь Константин – прим. авт.) с ним заодно, так как Рейтерн его креатура». Свою точку зрения на коррупционность Минфина он пытался (к сожалению, безуспешно) донести до отца: «Я остаюсь при своем убеждении, и еще раз повторю, что в этом Министерстве делаются дела нечистые. Я не сочиняю и не позволил бы себе говорить так смело, если не было все это так видно и гадко». Легко предположить (и некоторые исследователи так и предполагают), что, деньги, полученные от американцев за Аляску, не тратились «на принадлежности для железных дорог», а были попросту присвоены группой высокопоставленных лиц (кто же будет поверять деятельность министра, которому покровительствует сам великий князь).
Но есть и другая точка зрения: русское правительство за продажу Аляски вообще не получило от американцев денег. Ни цента. Она могла бы считаться экстравагантной выдумкой падких на сенсацию журналистов, не будь ее сторонниками и авторитетные специалисты. Вот почему данную точку зрения стоит изложить, тем более что изложение это напоминает остро закрученный детектив.
Русский посол в САСШ барон Эдуард Стекль получил в Вашингтоне чек на сумму семь миллионов тридцать пять тысяч долларов. Из них ему причиталась 21 тысяча в качестве вознаграждения, 144 тысячи он раздал по тайной статье расходов «на дела, известные императору» (элегантная формулировка, обозначавшая взятки американским журналистам, выступавшим за приобретение Аляски, и сенаторам, голосовавшим за ратификацию договора). Оставшиеся 7 миллионов российский посланник конвертировал в фунты и перевел в Лондон. В британской столице на эту сумму (за вычетом средств, потраченных на конвертацию) купили золотые слитки и в следующем году повезли их в Петербург морским путем. Однако барк «Оркни», доставлявший драгоценный груз, 16 июля на подходе к Петербургу затонул. Компания, застраховавшая судно и груз, объявила себя банкротом – деньги спросить было не с кого.
Что же произошло с «Оркни»?
История его гибели навсегда бы осталась тайной, если бы через семь лет при погрузке багажа на пароход «Мозель», отправлявшийся из Бремена в Нью-Йорк, не произошел мощный взрыв. 80 человек погибли, а еще 120 были ранены. Полиция пришла в каюту американца немецкого происхождения Вильяма Томсона. Тяжелораненый пассажир лежал в луже крови, рядом с ним валялся револьвер. Именно Томсону принадлежала бочка, в которой находилась снабженная часовым механизмом бомба. Она должна была взорваться где-то в океане, после того, как владелец бочки, застраховавший свой груз на огромную сумму, выйдет в британском порту Саутгемптон. Но от удара при погрузке часовой механизм сработал раньше. Томпсон хотел сойти на берег, однако капитан «Мозеля» приказал никого не выпускать. Американец не стал дожидаться, пока эксперты определят, в чьем грузе был заложен динамит, и пустил в себя пулю.
Он жил еще шесть дней, и за это время дал признательные показания. Выяснилось, что во время гражданской войны в Америке Томсон служил в диверсионном отряде южан ССК (Secret Service Corps), освоил технологию изготовления бомб с часовым механизмом, взрывал склады, поезда и корабли северян. Но закончилась война, южане проиграли, и капитан Томпсон оказался не у дел. Он отплыл в Англию, где однажды был арестован за пьяную драку. В камеру к нему посадили человека, который пообещал кругленькую сумму за выполнение одного деликатного поручения. Нужно было, выйдя через несколько дней на свободу, устроиться портовым грузчиком и под видом мешка с углем протащить на борт «Оркни» мину с часовым механизмом. Когда до прибытия корабля в Петербург оставалось несколько часов, в угольном трюме прогремел взрыв. Выполнив задание, Томпсон получил тысячу фунтов стерлингов и, согласно предписанию самого премьер-министра Великобритании Дизраэли, немедленно покинул Англию. Через несколько лет деньги закончились, и американец решил зарабатывать на жизнь, пуская на дно суда и получая выплаты за свои утонувшие грузы, застрахованные им на огромные суммы.
Но вернемся к барку «Оркни». Какова была судьба золота, которое не доставили в Петербург: оно осталось на морском дне? По мнению доктора исторических наук профессора Е. П. Толмачева, автора книги «Александр II и его время», в Балтийском море группа заговорщиков попыталась захватить золото, но потерпела неудачу. Впрочем, ходили слухи, что незадолго до гибели судна от него отчалила тяжело нагруженная шлюпка…
Остается добавить, что, по некоторым сведениям, в 1975 г. советско-финская экспедиция обследовала район затопления «Оркни» и нашла обломки корабля. Она подтвердила, что на корабле был мощный взрыв и сильный пожар. Однако золота обнаружить не удалось. Был ли драгоценный груз на его борту, или золото вообще не покидало берега Туманного Альбиона, так и осталось загадкой.

 

 

Содержание номера



 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100