Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева «РУССКАЯ БЕРЁЗА»

ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ!
Сироты, дети из бедных семей, Дом милосердия, одинокие старики, инвалиды, православные приюты и храмы, заключенные ждут Вашей помощи!


 





 

 
Февраль — март 2012

Содержание номера



Архитектор Карло Росси

 

Анастасия Зарецкая


Всем известно понятие «Петербург – музей под открытым небом». И можно только восторгаться тому, как величественные здания, каналы и мосты, широкие проспекты и грандиозные площади – все вместе создают необычайный образ Северной Пальмиры. А если перечислить основные петербургские достопримечательности, которые из них мы без промедления вспомним? Конечно, Дворцовую площадь и знаменитую арку Генерального штаба и ещё многие и многие строения!
Но что поистине покажется интересным — так это то, что эти и многие другие сооружения были построены одним мастером. И имя его – Карл Иванович Росси. Облик Петербурга приобрёл цельный, законченный образ именно благодаря его масштабным градостроительным проектам в первой трети XIX столетия. Поэтому стоит вспомнить дату 18 декабря, день рождения выдающегося зодчего. В этом году ему исполняется 236 лет.
Уроженец Неаполя, Карло Росси ещё в детском возрасте прибыл в Петербург, ставший для итальянца второй родиной. Он приехал в Россию вместе с родителями, танцорами балета, специально приглашёнными в Петербург. Мир искусства, мир театра и балета, музыки и грации – это та «природа», естественная среда, в которой воспитывался будущий архитектор. Более того, театр оказал настолько сильное влияние на мировоззрение зодчего, что отразилось и на всей его градостроительной деятельности. Город в его представлении уподобился огромному театру, где на площадях-«сценах» «разыгрывались» действия, режиссёром которых была сама история.


Архитектор Карло Росси

Учителем и другом будущего зодчего был В. Бренна, несколько лет Карло Росси трудился в его мастерской, где получил архитектурно-художественное образование. Позже молодой архитектор продолжил своё обучение в Италии, где посетил много городов, изучая древние постройки. Особое внимание Карло Росси уделял древнеримским сооружениям, театрам, площадям и набережным. Он выделил для себя главную особенность античных архитекторов, их способность во всём добиваться гармонии. И, вместе с тем, сама архитектура Петербурга, работы предшественников, Камерона и Кваренги, также вдохновляла будущего зодчего. Так сформировался особый архитектурный стиль Карло Росси.
В качестве главного архитектора и градостроителя Карл Иванович дебютировал в Тверской губернии, где он проявил себя и как художник и как выдающийся организатор. Но не прошло и пяти лет, как Карл Иванович вернулся в Петербург, где ему поручили проведение ряда масштабных проектов: ансамбль Елагина острова, Михайловский дворец с площадью (ныне здание Русского музея и площадь Искусств), Дворцовая площадь, планировка ансамбля Александринского театра, включившую Театральную улицу (ныне улица Росси) и площадь, и, наконец, строительство Сената и Синода с прилегавшей к ним площадью. Сами названия проектов говорят о том, что работа мастера заключалась в строительстве не только отдельных сооружений, но и целых градостроительных комплексов, ансамблей. Примечательно уже то, что до Карло Росси никто из архитекторов Петербурга не применял подобного подхода в городском строительстве. Архитектор ставил перед собою цель создать не просто здание, а «задействовать» его в городской среде, учитывая прилегающие к нему улицы и кварталы, площади и набережные. Так, Карло Росси сумел раскрыть новые городские перспективы. Во многом ему помог древнеримский подход в строительстве, гармоничное соотношение общего и частного. Если XVIII в. внёс в градостроительство Петербурга регулярный план, то в начале XIX столетия под влиянием новаторских идей Карло Росси Петербург приобрёл своё художественное оформление. Словно живописец, создающий на своём полотне пейзажи, архитектор на «полотне» города создал неповторимую петербургскую картину. Здесь, как и в живописи, задействованы те же выразительные средства: композиция, перспектива, ритм, свет, тень, линия, форма и т.п.
Кульминацией творчества Карло Росси можно назвать проект Александринского театра, точнее планировка района возле существовавшего и ранее здания театра, построенного В.Бренна. Задача, которую здесь перед собой поставил архитектор, — это как можно наиболее выразительно подчеркнуть здание театра, при этом оно должно было быть одинаково выигрышным, а именно «парадным» со всех четырёх сторон. Поэтому здание расположено в центре площади. В сторону Невского проспекта обращён главный фасад. С противоположной стороны от площади проведена линия Театральной улицы с построенными по обе стороны одинаковыми домами, представляющая собой подчёркнуто спокойный, равномерный и торжественный «въезд» к зданию театра (и поныне считают эту улицу самой симметричной в мире). Театральная улица, позже по праву переименованная в честь её создателя, выводит на площадь Ломоносова, представляющей собой архитектурное завершение всего ансамбля. Более грандиозный замысел городской планировки сложно себе представить.
Творческий потенциал архитектора, размах его деятельности совпал с важными моментами той эпохи. Победа Российской империи в Отечественной войне, подъём национального самосознания – все эти явления сказывались во всех областях общественно-культурной жизни, в том числе и в городском строительстве. И именно Карл Иванович Росси стал законодателем петербургского зодчества в период высокого классицизма или т.н. «ампира».

 

 

Содержание номера



 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100