Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева «РУССКАЯ БЕРЁЗА»

ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ!
Сироты, дети из бедных семей, Дом милосердия, одинокие старики, инвалиды, православные приюты и храмы, заключенные ждут Вашей помощи!


 





 

 
Февраль — март 2012

Содержание номера



Родословная

 

Тамара Гавриловна Овсянникова


Здравствуйте, дорогая Оксана!
Дай Бог Вам здоровья и сил за ваше доброе дело, которое Вы несете на себе. Вы совершенно правильно понимаете и современную действительность, и роль христианина в эти трудные времена. Да поможет Вам Господь в Ваших благородных делах!
Спасибо за посылку с литературой и благодарственной грамотой, все получила, очень рада! И решилась еще написать Вам такое письмо. Возможно, что есть некоторое повторение (но повторение – мать учения), мне думается, что «Из рода в род» — это очень важно знать каждому человеку из современной семьи. А кто же мы? Откуда наши корни?
«Россия, Русь! Храни веру православную!»


У меня есть предложение: если у вас есть возможность поместить мой рассказ в «Русской Березе», то я тогда бы послала этот номер газеты в Америку в г. Сан-Франциско в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» с просьбой откликнуться на мою просьбу: что они знают про моего кровного родственника – протопросвитера Михаила Польского, он был настоятелем храма с 1952 по 1959 гг. Умер в 1960 г. Я думаю, Бог милостив, и они должны откликнуться на мою просьбу. А Вам, Оксана, буду очень благодарна. Посылаю вам фото моей внучки Леонилы (последней из рода Польских, ей 6 лет, верующая, крещеная в храме Воскресения Словущего, что на Успенском вражке).
Бабушка моя (мать мамы) — Настенька — была дочерью священника (по фамилии Польская из Ставрополья). Она окончила гимназию, хорошо играла на гитаре, скрынке, пела в церковном хоре 1-м голосом «дисконтом». Вот она и приобщила меня к церкви, брала с собой на службу, рассказывала много интересных историй. Вот одна из них: Идут они с дочькой Женей со службы ночью на Пасху, через большой яблоневый сад, и им под ноги бьется что-то белое, похожее на поросенка, и старается их завалить. Они бежать, а он за ними — и опять под ноги им. Тогда они стали читать молитву «Отче наш» и «Да воскреснет Бог» — и нет поросенка, исчез. Что это было? Бесовщина, наверное, злится на Пасху? Добрались домой эти: Бабушка в молодости была красивой, с пепельной косой, с большими голубыми глазами, смирная, кроткая. По рекомендации ее отдали замуж в 16 лет за перспективного молодого человека, Петра Евграфовича Михайлеченко, в последствии он был директором гимназии в г. Тамани. Там и родилась моя мама. Она, как и бабушка, училась в гимназии, получила музыкальное образование, играла на «фоно», знала 100 вальсов наизусть, рояль выносили на балкон дома, вечерами она играла, а внизу танцевали офицеры с девицами. Началась гражданская война. Тамань несколько раз переходила то к белым, то к красным. Жили там небезызвестные помещики Толстопятовы, всю семью их расстреляли красные, и долго лежали их трупы на центральной площади, изуродованные и распухшие тела. А когда Тамань взяли белые, то захоронили их с почестями. Когда опять Тамань взяли красные, выкопали их из могилы и выбросили за город, и это повторялось несколько раз. Красные наступали, а белогвардейцы готовились к отступлению в Турцию. Генерал Деникин пришел в гимназию попрощаться, зашел в класс, сказал речь, потом подошел к моей маме (она была маленького роста, сидела в первых рядах), погладил ее по голове и сказал: «Учитесь, дети, это вам пригодится», — заплакал и вышел. Все гимназисты бросились бежать к морю посмотреть, как уплывает минонерка с белогвардейцами. Наступающие красноармейцы бежали туда и тащили на себе пушки, зенитки… Началась стрельба – недолет, перелет, а отплывающая минонерка с Деникиным дала три прощальных залпа, и направилась к берегам Турции. Октябрьский переворот 1917 г. стал тем «землетрясением» народной жизни, которое вызвало «цунами» самых ожесточенных гонений на Православную церковь в России. Храмы закрывались и разрушались, изымались церковные ценности, духовное образование и церковные науки были прекращены, запрещалось издание христианской литературы, многие священнослужители и простые верующие люди были репрессированы. Эти трагические события затронули и моих родственников. Так сложилась судьба, что за бабушкой Настей и ее пятью детьми приехал ее родной брат Михаил, который служил в церкви села Лосево на Кубани регентом. И так они стали жить вместе. Дядя Миша не был никогда женат, был высокообразован, имел хорошую библиотеку, выписывал из Санкт-Петербурга книги и журналы, играл на скрынке и воспитывал 5-х племянников. Имел поместье с яблоневым садом, держал пасеку и разводил кроликов. С хозяйством справлялся сам, прислуги не имел. А к большим праздникам говорил: «Настенька, разнеси-ка бедным семьям мед и кроличье мясо, никогда ничего не продавал, все отдавал даром и людям нуждающимся. При советской власти у него отобрали сад, пасеку, сожгли всю библиотеку у него на глазах. Дядя Миша молча смотрел на это. В 33-м году был голод, все зерно отобрали, другие средства пропитания тоже, он ходил на речку Челбасс, ловил на удочку лягушек и питался ими. В 34-м году умер от голода в возрасте 55 лет. Я его всегда вспоминаю, как доброго пастыря.
Другой бабушкин брат дядя Митя (Дмитрий) был священником, в 37-м его арестовали, был на стройке Беломор-канала, а его семью — жену и двоих маленьких детей детей Валю и Витю — выслали в Сибирь на поселение. В 43-м году по приказу Сталина, стали открывать церкви, и дядю Митю отпустили домой. Денег — ни рубля, до Кубани шел пешком 2 месяца. Пришел, где жила в то время бабушка Настя.
Бабушка его сразу не узнала: тощий, весь во вшах. Не вводя в дом, завели его в сарай, сняли одежду с него и облили кипятком, чтобы вши погибли. Когда он окреп, то нашел себе друга, тоже священника, стали они вместе ходить по станицам и хуторам крестить народ. В это время все кинулись креститься. Купили ослика, чтобы ездить на нем на потребу. Деньги накапливались. Он собрал на танк и подарил какой-то военной части, находившейся на территории Кубани. Потом открыл благотворительный госпиталь на заработанные деньги в г. Кропоткине, и получил свой приход. Получил награды от Епархии и умер в чине Благочинного (протоиерей) в Ставрополе, в возрасте 80-ти лет. Похоронен во дворе церкви своего прихода. Его дочь, Валентина Дмитриевна, жила в Ессентуках. В свои 84 года она приезжала в Москву к своей дочке Люсе. Мы с ней встречались, сколько было рассказано друг другу обо всем пережитом. У меня, как память, осталась икона отца Дмитрия, подаренная мне Валей – это Христос Спаситель в серебряном окладе с голубой эмалью на венце – это реликвия, и я горжусь и дорожу этим.
Бабушка Настя говорила мне: «Все премудростью своею сотворили еси. Ты, внучка, еще маленькая, но ты подрастешь и уверуешь в Бога». Бабушка, как в воду глядела, а, может, ей было явлено нечто. Она тяжело переживала новое поругание веры Христовой, церкви ломали, переделывали в клубы, в склады, в мастерские и прочее. Учила нас гордиться своими предками. Учила крестить лоб и творить простенькие молитвы. У нее в жизни были случаи Божьего заступничества, когда она просила Бога в простоте сердца помочь ей в трудную минуту, в трудных делах, и Господь ей помогал, и подавал, и укреплял. Потому, что она твердо знала, что Бог есть. И он ее слышит!
Я верю в чудеса, верю, что наша земная жизнь вся расписана по судьбе, все предопределено Господом, и Он исполняет свою волю через Божий Промысл. Судьба помогла мне встретиться со своим пращуром через 100 лет, через мою знакомую.
Я родилась в Средней Азии, росла и воспитывалась на Кубани в хуторе Лосево, училась в Москве и вышла здесь замуж. А когда наступил пенсионный возраст, купили дом в деревне под дачу в Ярославской области, село Ведомща (теперь поселок Кубринск, здесь же я и начала деятельность по восстановлению церкви, уже выстроены стены 2-го яруса), но об этом потом).
Здесь же умер мой муж Слава и здесь же похоронен. Значит, Богу угодно, для чего-то я здесь нужна, что сюда судьба меня занесла. На нашей улице поселилась женщина, она врач по имени Светлана. Я уже с ней подружилась. Она добрая фея, приветливая верующая, много читает и мне периодически дает что то интересное почитать. Честно говоря, я уже не читаю ничего, кроме исторических романов и церковной литературы. Так вот, эта Света дала прочитать книгу «Россия перед вторым пришествием Христа», начала читать. Попался очерк Михаила Польского, (непонятно написано: 3 страница, подчеркнуто карандашом) в Ставропольском крае. Там описывает случай о «Чуде спасения …» Сразу в голове мысли: «а фамилия знакомая», да еще и в роду у нас все Польские. Читала с интересом и очень внимательно. Все взвесила, все совпадает: время, место действия, чин, место рождения — ст. Новотроицкая… Это мой родственник по крови. Читала дальше, а дело было так: армия белых состояла из Кубанских казаков Ставрапольщины, отступающая под натиском Красной Армии, шли жестокие бои за Кубань. Мой прадед – пресвитер Михаил Польский — был на стороне белых, у Деникина в одной из частей казачьих войск, как бы добровольцем — священник в своей сотне.( 3 страница, подчеркнуто) Красные загнали эту часть в Лиманск Таманского полуострова (в болота), а выхода и исхода другого не было. Надо было либо в плен сдаваться, либо утонуть всем в болотах. Это время совпало со временем казни Царской семьи в Екатеринбурге. Дедушка Михаил, как и многие другие, понимали, что произошла казнь века. И что все убиенные есть святые и священномученики. Он обратился с речью к собратьям, отслужил молебен, прочитав особые молитвы. Сказал, что надо просить особенно цесаревича Алексея, наследника, которого Николай II назначил покровителем казачьих войск. Дедушка верил, что по их молитвам у Престола Божиего они все спасутся; после молебна дедушка Михаил повел свою сотню через Лиманы за собой, и все благополучно добрались до нужного места. Так по молитвам святой царской семьи произошло чудо. Все спаслись. В советской прессе об этом случае нельзя было писать, а в Америке в 1937 г. этот случай «О Чуде спасения» был опубликован в статье одного из иммигрантов, вернее, участников этого исхода. Выходит, что через мою знакомую Свету я встретилась со своим пращуром почти через сто лет. Это ведь, по существу, второе чудо.
Я рада этому, но продолжение следует: решили мы с дочерью Ириной узнать, а что же дальше было? Куда делся Михаил Польский? Нам, почему-то, бабушка Настя никогда о нем больше ничего не говорила. Вопросы на эту тему были закрыты. Мы зашли в интернет, т.к. дедушка был человек публичный, что-нибудь да и узнаем. И что вы думаете, нашли кое-что, и очень многое. Он был в тюрьмах на Соловках, бежал несколько раз, попал в Турцию, в Англию. Михаил Афанасьевич родился 6 ноября 1891 г. В семье псаломщика в станице Новотроицк на Ставропольщине. В 1923 г. он был в ссылке на Соловецких островах. Бежал через Персию в Палестину в 1930 г. С 38 по 48 гг. был в Лондоне настоятелем церкви. В 1948 г. переехал в США. В 1949 г. возведен в сан протопресвитера. В 1952 г. служил в Сан-Франциско в церкви Скорбященского собора. Ушел на покой в 1959 г. Умер в 1960 г. в Сан-Франциско, похоронен там же. На Соловках сидел вместе с Владыкой Троицким. А 7 мая 1923 г. сослужил патриарху Тихону в храме Богородичном под Москвой перед последним арестом. Имеет труды на православную тему. Могила сохранилась.
Вот так я разыскала своего знаменитого родственника. Розыски продолжаются, думаю, что Бог ведет нас по тонкой ниточке. Слава Богу за все! Оксана! Просьба: если есть такая возможность, напечатайте мой рассказ в газете! Мой прадед, думаю, своей жизнью, заслужил такое вознаграждение.

Бабушка Настя говорила мне: «Все премудростью своею сотворили еси». Ты внучка, еще маленькая, но ты подрастешь и уверуешь в Бога, потому что всех нас, сродников Польских, за всех православных христиан. Бабушка, как в воду глядела, а может ей было явлено нечто. Она тяжело переживала новое поругание веры Христовой, церкви ломали, переделывали в клубы, в склады, в мастерские и прочее. Учила нас гордиться своими предками. Учила крестить лоб и творить простенькие молитвы. У нее в жизни были случаи Божьего заступничества, когда она просила Бога в простоте сердца, помочь ей в трудную минуту, в трудных делах, и Господь ей помогал, и подавал, и укреплял. Потому, что она твердо знала, что Бог есть. И он ее слышит! Я верю в чудеса, верю, что наша земная жизнь вся расписана по судьбе, все предопределено Господом и Он исполняет свою волю через Божий Промысел. Судьба помогла мне встретиться со своим пращуром через 100 лет, через мою знакомую Связь. – Я родилась в Средней Азии, росла и воспитывалась на Кубани в хуторе Лосево, училась в Москве и вышла здесь замуж. А когда наступил пенсионный возраст, купили дом в деревне под дачу в Ярославской области, село Ведомща (теперь поселок Кубринск, здесь же я и начала деятельность по восстановлению церкви, уже выстроены стены 2-го яруса, но об этом потом). Здесь же умер мой муж Слава и здесь же похоронен. Значит Богу угодно, для чего-то я здесь нужна, что сюда судьба меня занесла. На нашей улице поселилась женщина, она врач, по имени Светлана. Я уже с ней подружилась. Она добрая Фея, приветливая верующая, много читает, и мне, периодически, дает что то интересное почитать. Честно говоря, я уже не читаю ничего, кроме исторических романов и церковной литературы. Так вот, эта Света дала прочитать книгу «Россия перед вторым пришествием Христа», начала читать. Попался очерк Михаила Польского, (непонятно написано 3 страница, подчеркнуто карандашом) в Ставропольском крае. Там описывает случай о «Чуде спасения …» Сразу в голове мысли, а фамилия знакомая, да еще и в роду у нас все Польские. Читала с интересом и очень внимательно. Все взвесила, все совпадает, время, место действия, чин, место рождения- ст. Новотроицкая… Это мой родственник по крови. Читала дальше: а дело было так – армия белых состояла из Кубанских казаков Ставрапольщины, отступающая под натиском Красной Армии, шли жестокие бои за Кубань. Мой прадед – пресвитор Михаил Польский, был на стороне белых у Деникина в одной из частей казачьих войск, как бы добровольцем- священник в своей сотне.( 3 страница, подчеркнуто) Красные загнали эту часть в Лиманск Таманского полуострова (в болота), а выхода и исхода другого не было. Надо было либо в плен сдаваться, либо утонуть всем в болотах. Это время совпало со временем казни Царской семьи в Екатеринбурге. Дедушка Михаил, как и многие другие, понимали, что произошла – казнь века. И что все убиенные есть святые и священномученики. Он обратился с речью к собратьям, прослужил молебен, прочитав особые молитвы. Сказал, что надо просить особенно цесаревича Алексея, наследника, которому Николай II – назначил покровителем казачьих войск. Дедушка верил, что по их молитвам у Престола Божьего они все спасутся; после молебна дедушка Михаил повел свою сотню через Лиманы за собой, и все благополучно добрались до нужного места. Так по молитвам святой царской семьи произошло чудо. Все спаслись.
В Советской прессе об этом случае нельзя было писать, а в Америке в 1937 году этот случай «О Чуде спасения», была опубликована статья одного из иммигрантов, вернее участников этого исхода. Выходит, что через мою знакомую Свету, я встретилась со своим пращуром почти через сто лет. Это ведь по существу второе чудо». Я рада этому, но продолжение следует: решили мы с дочерью Ириной узнать, а что же дальше было? Куда делся Михаил Польский? Нам почему то бабушка Настя никогда о нем больше ничего не говорила. Вопросы на эту тему были закрыты. Мы зашли в интернет, т.к. дедушка был человек публичный, то что-нибудь да и узнаем. И что вы думаете, нашли кое-что, и очень многое. Он был в тюрьмах на Соловках, бежал несколько раз, попал в Турцию, В Англию, Михаил Афонасьевич родился 6 ноября 1891 г. В семье псаломщика в станице Новотроицк на Ставропольщине. В 1923 г. Он был в ссылке на Соловецких островах. Бежал через Персию в Палестину в 1930г. С 38 по 48 год был в Лондоне настоятелем церкви. В 1948 г. Переехал в США. В 1949 г. Возведен в сан протопресвитера. В 1952 г. Служил в Сан-Франциско в церкви Скорбящего собора. Ушел на покой в 1959 г. Умер в 1960г. В Сан-Франциско, похоронен там же. На Соловках сидел вместе с Владыкой Троицким. А 7 мая 1923 года сослужил патриарху Тихону в Храме Богородичном под Москвой перед последним арестом. Имеет труды на православную тему. Могила сохранилась. Вот так я разыскала своего знаменитого родственника. Розыски продолжаются, думаю, что Бог ведет нас по тонкой ниточке. Слава Богу за все! Оксана! Просьба – если есть такая возможность, напечатайте мой рассказ в газете, мой прадед, думаю, своей жизнью, заслужил такое вознаграждение.

 

 

Содержание номера



 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100