Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева «РУССКАЯ БЕРЁЗА»

ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ!
Сироты, дети из бедных семей, Дом милосердия, одинокие старики, инвалиды, православные приюты и храмы, заключенные ждут Вашей помощи!


 





 

 
Апрель 2012

Содержание номера



ЧТО ОТРАЖАЮТ ЗЕРКАЛА

 

Ольга КОЗЭЛЬ


Православный театр «ГЛАС» представил на суд зрителя спектакль «Репетируем «Чайку».

Взяться за Чехова «гласовцы» решили не сразу и не вдруг, но взялись-таки. «Мы хотели напомнить русскому зрителю, что Чехов был православным человеком…», — объяснил свой выбор режиссер постановки — заслуженный деятель искусств РФ Никита Астахов. Хотели — и напомнили. И вот на сцене «ГЛАСа» спектакль «Репетируем «Чайку»…
Режиссер (Никита Астахов) даёт из зала неторопливые комментарии: подчёркнуто негромко советует что-то актёрам, занятым в пьесе, объясняет сюжетные линии, и так далее. Одним словом, актеры играют, режиссер выполняет свою привычную работу… Обычная репетиция? Разумеется, нет! Н. Астахов вплотную приближает зрителя к той грани (достаточно зыбкой, впрочем), где смыкаются подготовка к творческому действу и само действо, чтобы затем так же мастерски отдалить одно от другого – в этом, безусловно, и заключается новаторская сущность его художественного замысла. Он просто совсем немного, но, тем не менее, дружественно, совсем по-братски приглашает зрителя заглянуть туда, куда вообще-то человеку непосвящённому заглядывать совсем не полагается.
В зеркале по-разному, но с одинаковой глубиной, страдающие лица учителя Медведенко и его молодой жены Маши (в постановке эти роли великолепно играют молодые актёры театра Константин Агеев и Наталья Донская). И воздушная фигурка Нины Заречной (Ольга Лавренова), так похожая на хрупкую птицу чайку. Там, в зеркале над сценой, молодой Константин Треплев (Виктор Золотоног), сжимая в одной руке ружьё, беспомощно и по-детски держит в другой, почти прижимая к щеке, наши милые сердцу среднерусские цветы. Зритель, смотрящий на сцену, не видит лица героя (он стоит вполоборота), зато в зеркале хорошо и отчетливо видно не только лицо. Там, в зеркале, открывается нам что-то более важное и глубокое: рядом с темными, внимательно наблюдающими за происходящим (на сцене и в жизни) мальчишескими глазами словно качаются русские цветущие травы – все это неуловимо похоже на кадр из военного фильма: молоденький пулеметчик, залегший в траву, смотрит в прицел, собираясь стрелять. Константин Треплев тоже собирается стрелять – в постановке он стреляет дважды, и оба раза – в себя. Второй выстрел оказывается роковым, но чем отличается первый от второго, если за одним неудержимо следует другой? Это, в общем-то, не два выстрела, а один-единственный. Точно так же, как репетиция и спектакль, согласно замыслу Н. Астахова, – по сути, единое целое. И зеркало над сценой как раз и позволяет зрителю увидеть то, что происходит не снаружи, а «в глубине». То, что видит человек, случайно попавший на театральную репетицию. То, что происходит в жизни матери молодого Треплева. Это — позор, а позор в то время смывали единственным средством – кровью. Константин Треплев и смывает материнский позор (к которому примешиваются собственная любовная неудача и творческий кризис) именно кровью. Своей собственной. Чужую кровь (то есть, материнского любовника беллетриста Тригорина (Михаил Росляков)) он «задействовать» не может, да и не особенно стремится: во-первых, знает, что стреляться на дуэли с мальчишкой-неудачником тот не станет, а во-вторых (и в- главных!) не может не видеть: его мать действительно любит Тригорина. Треплев же, в свою очередь, мучительной и болезненной любовью любит свою мать-актрису.


Правда, Ирина Аркадина (засл. арт. РФ Татьяна Белевич), совсем не чувствует себя опозоренной: жить с мужчиной, не будучи с ним в законном браке – в чеховские времена все еще было смелостью непростительной (и часто непрощаемой), но только не для Аркадиной. Она всегда будет делать то, что заставит говорить о ней – это ведь так похоже на театральную игру. «Главное для Вас – ожерелье!» — Негромко дает установку режиссер Аркадиной – Белевич, и актриса с точностью следует этой установке: «главным» для нее на всем протяжении постановки действительно оказываются вещи, которые, с духовной точки зрения сродни дорогому ожерелью – слава, деньги, любовь (да и любовь тоже, потому что само понятие любви у нее принижено и исковеркано).
Комок подкатывает к горлу, когда они — мать и сын — только-только «наградив» друг друга совершенно страшными оскорблениями, сидят рядом на скамейке – и Аркадина гладит плачущего Костю по волосам.
Или когда на экране, над сценой, во время сцены прощания актрисы с Тригориным мы видим страстные, страдающие и невероятно красивые в этом страдании глаза героини.
Зрителя, понятно, интересует: последует ли за роковым выстрелом Кости духовное возрастание его матери, но именно об этом-то никто рассказывать не собирается. Вот вам всем выстрел, обрывающий жизнь молодого человека, а дальше — думайте сами!
В этот момент зрителю и становится предельно ясным взгляд режиссёра: можно допустить непосвященного человека на репетицию, но основную мысль спектакля каждый все равно постигает самостоятельно. Тут нет и не может быть помощников. Это каждый человек обязан понять сам. Понимание приходит не сразу, порой мучительно. Именно оттого, что оно всегда связано с собственным духовным возрастанием, которое, как известно — вещь нелегкая, а порой невыносимо тяжёлая. Но именно этот вот серьезный разговор со зрителем на равных — и есть духовно-нравственная основа спектакля «Репетируем «Чайку».

Православный театр «ГЛАС» с любовью приглашает братьев и сестер на свои спектакли! Заказать билеты можно по телефону: (495) 959-17 -39. Адрес театра: Москва, ул. Пятницкая, 60

 

 

Содержание номера



 
Материалы газеты «Русская Берёза» Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2012 Благотворительный фонд «РУССКАЯ БЕРЕЗА»

Rambler's Top100