«Русская береза» продолжает цикл рассказов о малоизвестных новомучениках
и исповедниках Российских, отдавших свою жизнь за веру в годы безбожия.
Родился будущий новомученик Валериан в 1897 г. в деревне Грабово Минской губернии в семье священника Василия Дионисиевича Новицкого, который служил в д. Телядовичи Копыльского р-на Минской обл. При крещении он был назван в честь мученика, во многом повторив его судьбу спустя много столетий.
Родители воспитывали своих детей в атмосфере благочестия и любви. С детских лет Валериан пономарил во время службы отца, пел в церковном хоре. И по зову сердца решил продолжить благочестивую традицию семьи — стать священником (к слову, еще один из братьев — Вениамин — стал архиепископом). Он окончил духовное училище, поступил в семинарию, но завершить обучение не удалось: первые гонения начались с закрытия духовных заведений в 1918 году. Тогда в 1921 г. Валериан становится студентом юридического факультета Белорусского университета, но окончить его не успевает по причине смерти отца и принятия важнейшего взвешенного решения: он хочет стать священником, потому что «надо спасать веру!». Причем сознательно стать на этот путь он решается уже тогда, когда с каждый годом усиливаются гонения.
Иерей Валериан занимает место своего почившего отца в Свято Троицкой церкви села Телядовичи Копыльского района. К слову, его брат также продолжит дело родителя и станет архиепископом Вениамином (Новицким).
Отец Валериан запомнился многим своей добротой и яркими проповедями. В годы «разброда и шатаний» многие стали охладевать к Церкви, поддаваясь веянию времени, но личный пример своего пастыря и его мудрые слова укрепляли веру его прихожан.
Он выступал против создания антирелигиозных кружков, где ставились кощунственные спектакли. И вскоре, в январе 1930 года, по доносу его арестовали и предъявили обвинение в том, что он якобы «выступал против создания коллективных хозяйств», хотя о колхозах отцом Валерианом речь не велась.
О. Валериан во время следствия отбывает наказание в Слуцкой тюрьме. Там его всеми способами пытаются склонить к отречению от своих взглядов, убеждений и сана. Вначале сулят многие блага (свободу, трудоустройство), потом угрожают.
В это время любящая супруга тщетно пытается добиться свидания с мужем. Увидеться в последний раз им так и не разрешили, только передали от него записку: «Диночка! Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и священного сана. Я отказался. Как ты справишься с детишками?». Жена написала ответ: «Валечка! Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь»…
История любви супругов заслуживает отдельного рассказа. Те, кто знал семью отца Валериана, говорили об их удивительных отношениях. Когда им доводилось побыть вместе, помогали друг другу, в редкие свободные минуты были неразлучны. Жена отца Валериана, Доминика, отчетливо осознавала, на какой путь вступает выходя замуж за священника в годы начавшихся репрессий духовенства. Как и прекрасно понимала тот факт, что отказ от служения и сана дал бы их семье больше материальных благ, продлил годы жизни и земное благополучие. Но, будучи христианкой, верной и супругу, и заветам Христа, она не могла допустить даже такой мысли...
После вынесения приговора матушку с тремя малолетними детьми отправили в ссылку за 200 км от города. Судьба любимого мужа так и осталась для нее неизвестной. Она тщетно пыталась узнать правду, обращаясь в вышестоящие инстанции, делая запросы в Москву.
…После вынесения приговора отца Валериана и еще двух обреченных отвели в Тимковичский лес. Их заставили вырыть себе могилы. Но прежде чем выстрелить, один из палачей предложил иереям отказаться от своих убеждений, но ни один из них на это не пошел. После чего все были расстреляны...
Отец Валериан был канонизирован Белорусской Православной Церковью как местночтимый святой 28 октября 1999 года (день памяти 10 февраля). Прославлен в лике новомучеников и исповедников в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.