Борису Васильевичу Миненкову уже 83 года, он инвалид. Но вот уже 15 лет Борис Васильевич, несмотря на возраст и многие трудности, руководит Благотворительным горнолыжным центром детей-инвалидов «Снежок», где бесплатно обучает больных ребятишек кататься на лыжах и верить в лучшее — в их выздоровление.
— Борис Васильевич, когда Вы начали заниматься лыжами?
— Когда мне было всего 11 лет, я услышал неизвестное мне до той поры странное слово «альпинизм» от супружеской пары,которая увлекалась этим видом спорта. Тогда у меня появилась мечта покорить неприступные вершины горных цепей Кавказа, Тянь-Шаня, Памира, Альп; побывать там, где не ступала еще нога человека. Но через 3 года началась Великая Отечественная война, которая сожгла в людях все заветные желания, оставив лишь надежду на то, что в стране снова наступит мир. Осенью 1941 г. я ехал по разбомбленной открытой платформе и вдруг воочию увидел прекрасные огненные вершины Эльбруса в лучах утреннего солнца. Но только в 1945 г., будучи студентом, я вернулся туда и начал реализовывать заветную мечту. Первые два года были очень тяжелыми: ноги страшно уставали, а рюкзак казался неподъемной ношей. Но благодаря силе воли и физической подготовке я преодолел все возможные и невозможные трудности в любимом виде спорта. Нередко меня засыпало камнями, преграждали путь лавины, несколько раз я получал переломы ног, однако все быстро проходило, и я снова возвращался к тренировкам и восхождениям под лазурный купол неба.
— Что не давало Вам отчаяться и помогало выживать в экстремальных ситуациях?
— В 1970 г. я ехал на мотоцикле, а мне навстречу двигался автомобиль. Столкновения избежать не удалось. Я попытался перепрыгнуть через машину, но зацепился ногой за багажник. Сильнейший удар пришелся на колено, у меня полностью был разбит тазобедренный сустав. Если бы не отличные физические данные и предварительные тренировки, я вряд ли бы вообще остался жив. В результате этой аварии я 100 дней провел под капельницей. Затем год передвигался только на костылях и получил инвалидность. Но, несмотря на это, я еще 15 лет занимался альпинизмом. Эта трагедия укрепила мою силу духа и позволила накопить огромное количество знаний по физиологии и методике спортивного снаряжения, которые пригодились мне на занятиях с детьми-инвалидами.
— Когда Вы решили тренировать детей-инвалидов?
— В 1991 г. я участвовал в международных соревнованиях по горным лыжам на Камчатке (среди инвалидов) — своеобразных Паралимпийских играх. Там впервые увидел, что безногие люди могут ездить на лыжах не хуже, чем здоровые. На этих соревнованиях познакомился со спортсменами из Америки, которые уже давно практиковали занятия на лыжах с детьми-инвалидами. Они предложили мне тоже готовить маленьких спортсменов в этой области. Так в этом же году в Москве был создан благотворительный горнолыжный центр детей-инвалидов «Снежок» — первая в России школа, в которой обучают катанию на горных лыжах детей с ограниченными физическими возможностями. Первое занятие состоялось в феврале, когда после небольшого объявления в газете собралась группа из 30 ребят. Многих из них вели под руки, везли на санках, несли на руках. Парадокс, но некоторые заболевания совсем не мешают детям кататься на лыжах. Например, частым следствием детского церебрального паралича является X-образная походка, при ходьбе она помеха, а для езды на горных лыжах — удобство. Множество физических несовершенств, которые на первый взгляд плохо совмещаются с обычной жизнью, можно вполне успешно использовать во благо. Если недостаточно хорошо слушаются руки или ноги, можно с помощью специальных приемов и упражнений компенсировать их работу настолько, что никто с первого взгляда не отличит, кто на самом деле спускается с горы — здоровый ребенок или малыш с ограниченными возможностями.
— Существуют ли какие-то критерии, по которым набираются дети в горнолыжный центр «Снежок»?
— Главный критерий отбора на занятия, так сказать, вступительное испытание, состоит в том, чтобы ребенок мог присесть или подпрыгнуть — других препятствий для спорта нет!
Я считаю, что спортом надо заниматься не только для того, чтобы быть здоровым, а больше — для удовольствия. Первые занятия в центре в основном посвящены разминочным упражнениям, привыканию к необычному горнолыжному снаряжению. Сначала ходьба и приседания в горнолыжных ботинках без лыж, затем обучение: как правильно держать лыжные палки и т.п. Надевание лыж может оказаться на первых порах сложной процедурой. Приходится заниматься с каждым ребенком отдельно, часто привлекать родителей. Хорошо, если есть и мама, и папа, если оба не жалеют времени на малыша. Когда маленький спортсмен начинает спускаться со склона, один из родителей его поддерживает, другой бежит рядом, а тренер ловит внизу. Конечно, сначала ребенок-инвалид, с трудом передвигающийся даже по ровному месту, со стороны смотрит на детей, спускающихся с горы, и не верит, что ему это тоже по силам. Но как же повышается его самооценка, когда он, пусть с большой затратой сил, постигает искусство поворотов на горных лыжах и спускается по склону! К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Некоторые детишки начинают хорошо кататься уже после третьей-четвертой тренировки. Но многим, чтобы достичь хорошего результата, требуется несколько лет. Занятия по тщательно отработанной методике всегда дают положительные результаты. Дети, которые раньше были заключены в четырех стенах, начинают посещать нормальные школы. Среди огромного количества ребят был мальчик Марк Головнер, которому, так же, как и всем, врачи пророчили инвалидность на всю жизнь. В детстве он не мог нормально ходить, были проблемы с опорно-двигательной системой, одну ножку Марк волочил. Но комплекс специальных
тренировок и активные занятия сотворили чудо — с мальчика сняли инвалидность!
— Вы занимаетесь только с детьми-инвалидами или к Вам на занятия могут приходить и здоровые дети?
— Сначала «снежками», как сами себя называют ребята, становились только дети-инвалиды, но вскоре мы начали набирать назанятия в наш Благотворительный центр и малышей из детских домов. В дружеской и теплой обстановке ребята учатся доброте, терпимости, взаимопомощи. Очень важно привлекать к занятиям и здоровых детей, создавая так называемые интегративные группы. Таким образом, из занятий можно извлечь двойную пользу. Здоровые дети учатся быть толерантными и добросердечными, сострадая более слабым, а дети с ограниченными физическими возможностями получают хороший пример для подражания.