ЕСЛИ НЕТ БОГА, ТО ВСЁ ПОЗВОЛЕНО

Выпуск газеты: 

Протоиерей Иоанн Гончаров, Симферополь, «Родное слово», 2013 г.

 

Основой жизни каждого человека и общества в целом является нравственность. Ибо всё — культура, политика, экономика — в своём благополучном течении находится в прямой зависимости от нравственности людей.

* * *

Что же такое нравственность? Можно сказать, что нравственность — это способность человека различать добро и зло и следовать добру.

Но тогда встает вопрос: что нужно считать добром, а что — злом? Ведь в определении достоверных признаков добра и зла и состоит вся трудность. Часто одно и то же разные люди понимают по-разному. Бывает даже и так, что по прошествии времени люди совершенно изменяют свои взгляды. Разум наш, например, в молодости и в старости приводит нас к различным, зачастую совершенно противоположным выводам о самых важных вопросах жизни.

К тому же очень многое в жизни при поверхностном взгляде представляется добром, а при внимательном рассмотрении — злом. Не зная природы добра и зла, человек называет добром то, что не имеет большой цены, потому что всегда может измениться на противоположное (так, богатство и здравие не делают человека лучше, а при злоупотреблении способствуют возникновению греха).

Сейчас нередки рассуждения о том, что нравственность возможна сама по себе, т.е. без Бога: «захотим и будем», — считают многие. Но нравственность невозможна без Бога. Если хотя бы предположить, что Бога нет, тогда различение добра и зла перестает быть возможным, ибо все становится относительным. А относительное без Абсолютного обессмысливается. Бог и есть то самое Абсолютное Добро, в свете которого только и возможно определить все относящееся к добру. И в поисках Абсолюта человек проявляет высшую духовность.

А если Бога нет, то нет и точки отсчета, нет шкалы, по которой можно определить, что есть что. Так, в Библии говорится: «В те дни не было царя у Израиля; и каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17,6). Ф.М. Достоевский писал так же определенно: Если нет Бога, то все позволено. Бог есть Свет, при котором только и бывает видно всем и каждому, что есть белое, а что черное». «В Нём была жизнь, и жизнь были свет человеков. И свет во теме светит» 1. 4,5), — сказано в Св. Евангелии. Лишённый этого света и свое безобразие может принять за красоту.

Действительная нравственность в истоках своих без Бога невозможна, как не может быть дерева без корней. Религия и нравственность взаимообусловлены: «Нравственность без религии невозможна, религия без нравственности не нужна».

При свете веры в Бога определения добра и зла становятся четкими как в целом, так и в каждом конкретном случае. Например, добром вообще можно назвать все то, что поддерживает жизнь личности, семьи, общества. Доброта, милосердие, сострадательность, верность, постоянство, целомудрие, терпение, трудолюбие, воздержание, жертвенность, смирение, покаяние — вот оно, нравственное добро!

Злом можно назвать все то, что разоряет жизнь личности, семьи, общества. Гордость, самоуверенность, себялюбие, жестокость, разврат, ложь, лень — вот оно, зло. Понятия эти неизменны и безусловны, их нельзя подчинить соображениям пользы.

Пророк Моисей, умирая, упрашивал окружающих его людей: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизни, дабы жил ты и потомство твое» (Вт. 30,19). То есть избери добро, чтобы жил ты и дети твои.