Православные христиане! Братья и сестры!
Обращается к вам настоятель Свято-Никольской Церкви с. Кишалы Атюрьевского района Республики Мордовия священник Алексей Тулин.
Обратиться к Вам вынуждает душевная скорбь за состояние Божьего Храма.
Один из многочисленных Храмов России находится в Республике Мордовия с. Кишалы Атюрьевского района. Прекрасный памятник архитектуры, который необходимо восстановить. Весь храм - сплошная фигурная кладка, свидетельствующая о фантастическом мастерстве каменщиков, возводивших это здание 20 лет.
В наше трудное время нет средств на полную реставрацию. Но крайне необходимо проведение внутренних работ - газовой отопительной системы, электрификации, отделочных работ.
Возрождению погибающих Храмов может помочь сегодня каждый, кому не безразлично будущее России.
... Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение...
Да поможет нам Бог уберечь ее и спасти.
Божие благословение да сопутствует святому делу сохранения и восстановления порушенных и оскверненных храмов в сельской местности.
Настоятель Свято-Никольской Церкви и прихожане просят оказать материальную помощь в восстановлении Церкви с. Кишалы Атюрьевского района Республики Мордовия, необходимо около 500 тысяч рублей. Около 150 тыс. пойдет на газификацию и отопление; около 50 тыс. - на электрификацию и пожарную сигнализацию; остальная сумма будет использована на ремонт купола и внутренние работы. У храма нет колоколов и на покупку необходима значительная сумма. Дальнейшее восстановление храма и проводимые в обновленном храме Богослужения более сблизят прихожан духовно и привлекут большее количество верующих. Других храмов в населенном пункте нет, до ближайшего храма 15 км. Литургия совершается по всем праздникам, в субботние и воскресные дни. При храме есть воскресная школа, в которой обучается 12 человек.
История восстановления храма.
Восстановительные работы были начаты сразу после открытия храма в 1996 году. Не имея средств на покупку стройматериалов настоятелю приходилось собирать картошку и отвозить в исправительную колонию и менять на кирпич. Так через год были установлены кирпичные столбушки и постелен пол. В зимней части храма начались регулярные службы.
Чтобы продолжить строительные работы, ездили в Москву по храмам и монастырям, собирали пожертвования на стройматериал и зарплату. Однако сборы были незначительными, но все же восстановили восьмерики и установили купола.
В 2005 году Владыко Варсонофий отправил епархиальных рабочих, которые отштукатурили храм внутри и снаружи. Так же был установлен большой иконостас в летнем храме. Но Владыку перевели в Москву на должность Управляющего делами Московского Патриархата и восстановление остановилось. Собственными силами продолжать восстановительные работы нет возможности. В настоящее время из-за протечки купола потолок и стены мокнут, штукатурка осыпается и появляется плесень.
Церковь каменная, построена на средства прихожан в 1887 году. Престолов два: главный - в честь святителя Николая Чудотворца и придельный - Покровский. В данное время практически все силы направлены на восстановление храма и его благоукрашение. Это общее дело - объединяющее прихожан.
Добрый день!
Уважаемая Ксения Михайловна, пишет вам священник Алексей Тулин,сердечно благодарю,что не удаляете мою просьбу о помощи для нашего храма.
Больше года назад мне сделали операцию по удалению раковой опухоли на почке,первая операция прошла неудачно, делали вторую,потерял 1 литр 300 гр. крови,почку удалили. Лечащий врач не рекомендовал пользоваться сотовым,чтобы онкология не прогрессировала, по этой причине даже за компьютер не сажусь более года.
Но мы не останавливаем восстановление храма.Понемногу помогают прихожане. Храм в данное время нуждается во внутренней отделке, поскольку старая штукатурка отваливается, что создаёт некоторую опасность для прихожан во время службы. В прошлом году нам удалось поменять деревянные окна на пластиковые на главном (центральном) восмирике.Основную помощь оказал Кашаев Олег Сергеевич.
Для работ по внутренней отделки необходимо собрать 4 миллиона рублей. И это при том,что проектно-сметная документация была составлена 10 лет назад, соответственно в наше время восстановительные работы будут стоить гораздо дороже.
Сердечно благодарим всех кто обратил внимание на нужды нашего храма.
Помимо постоянно обваливающейся штукатурки, начали гнить и проваливаться полы.
По причине сокращения банка,осталась одна возможность принимать помощь на банковскую карту.
по электронной почте:
Мир Вам! Уважаемая Оксана Михайловна,сердечно благодарю вас за информационную помощь,в течении последних 2-х лет с Божией помощью было сделано следующее: проведено газовое отопление, электричество, устанавливается ограда из металлопрофиля.
Работ по восстановлению очень много,обваливается штукатурка как внутри так и снаружи,в храме опасно стоять когда сверху падает кусочки извести, отделочные работы слишком дороги, и нам не под силу заштукатурить весь храм. Существенной помощи благодаря фонду оказано не было. В селе материальная обстановка очень тяжёлая, производства нет, люди уезжают в города, село пустеет. К тому же у нас родилась доченька,15-октября. В нашей семье пока только 6-ть детей,но и для их обеспечения нужны не малые деньги, поэтому уповаем на милость Божию. Милость Божия да будет с вами!
Будьте здоровы и Богом хранимы!
по электронной почте:
Есть в Мордовии село Кишалы, стоит там величественный храм, который виден издалека и не дает православному человеку пройти мимо, зовет к себе каждого путника. Древнее мокшанское село Кишалы, основанное в XVII веке на «посольской дороге», проходившей через Муром Темников на юг, обзавелось собственным храмом раньше многих других новокрещенных деревень края. Первыми миссионерами в Кишалах были монахи Краснослободской Спасской пустыни и Пурдышевского монастыря. По преданию, еще при Петре I кишалинские ново крещены просили разрешение на возведение деревянной церкви. Документально подтверждается другая дата постройки деревянной Никольской церкви – 1755 г., примерно тогда же, когда храмы строились во многих мордовский селах, принявших православие в первые годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Самые ранние метрические церковные книги, хранившиеся в селе, указывали на дату 1809г., как время строительства второй деревянной церкви. Первый храм, все еще стоящий в начале XX в. возводился в виде креста, с восьмигранной главой, шатровой колокольней и пятигранной апсидой. Последний по времени храм, каменный Никольский с пределом во имя Покрова Пресвятой Богородицы строился в 1882-87 гг. за счет крестьянской общины, которая сдала в аренду 80 десятин «мирской» земли. Вырученные деньги от аренды земли шли на постройку церкви. Но этих средств было явно недостаточно. Часть каменной ограды закончили строить к 1917 году. Храм отличался крупными размерами (приход состоял из 3700 душ) и зодческой ориентацией на византийский стиль. Храм расположен в холмисто-овражном ландшафте. Размеры храма значительны – в плане 48 на 23 метра.
Вытянутый план здания включает крестовокупольный храм, квадраты трапезной и колокольни. В объемной шестибашенной композиции доминировала высокая колокольня. Крупный крестообразный объем храма завершен массивным пятиглавием – центральная глава на световом и четыре угловые на глухих восьмериках. С востока здание завершалось трехчастным алтарем – пятигранными аспидами. Четырёхъярусная колокольня (2 четверика и 2 восьмерика) прижимают трапезную к храму. Фасадам приданы крупные членения, их главный элемент – раскреповка прясел, завершающихся большими профилированными арками, обнимающими здание по периметру и поднимающимися на все ярусы колокольни и главы храма. Стены прорезаны крупными проемами с циркулярными перемычками. Трехмерное внутреннее пространство храма, образованное 6 мощными столбами, перекрыто куполом, цилиндрическими и крестообразными сводами.
Декор фасадов подчинен основному пластическому мотиву: мелкая профилировка образует подобие перспективных порталов, они широкой аркой обрамляют одинарные, спаренные и «венецианские» окна, завершаются килевидным очертанием. По сравнению с мощным размахом арок, украшения многочисленных карнизов и углов, кажутся миниатюрными.
Какова стилистическая принадлежность такого памятника? Кроме русских стилизаций в эклектике, конца XIX в. были и другие направления, среди них выделяется «русско-византийский» стиль, воспроизводивший формы древнехристианской архитектуры балканских стран. Его признаками стала крестово-купольная структура храма и декоративные детали, взятые из археологических альбомов: пологие купола, арочные украшения фасадов, перспективные порталы, парные и тройные окна. Как правило, «византийские» мотивы использовались в архитектуре крупных монументальных церквей, соборов.
Композиционная согласованность храма, сочная пластика ее фасадов – одной из крупнейших приходских церквей края – свидетельствует о высоком профессионализме архитектора.
Перед Октябрем 1917 года кишалинская паства не имела твердого настоятеля и в течение длительного времени испытывала трудности в подборе «духовных отцов». В 1915 году овдовел местный священник Гавриил Богочаров. Перед сорокалетним священником встал вопрос: смириться с участью одинокого вдовца и служить Богу до конца своих дней или, в случае повторного брака, лишиться священного сана. К большому разочарованию верующих, отец Гавриил после оправления шестинедельного помина по умершей супруге неожиданно предложил руку и сердце Степановкой учительнице Елене Павловне Шерстобитовой. После свадьбы «молодые» уехали в Темников. Гавриил Иванович Богочаров стал учителем математики Темниковской средней школе.
В 1916 году во главе кишалинского прихода встал священник Сергей Райский, который удивил верующих еще более своего предшественника. После грозных событий Октября он снял священническую одежду и попросил у властей работы. Ему доверили должность секретаря Кишалинского сельского Совета, где проработал до пенсии.
По воспоминаниям прихожан «строили храм долго». О чем свидетельствует промежуток: начали строить храм, когда родился дед, а службы начались в год, когда он венчался. По воспоминаниям другого старожила «внутренне убранство храма было очень красивым. Красивый иконостас, старинные иконы, основной колокол издавал звон, который сопровождался звоном более мелких колоколов. Всю эту красоту уничтожил пожар, который возник от молнии, по словам старожила «так как шел дождик и вдали слышны были раскаты грома».
Руки атеистов дошли и до нашего храма. В 30-е годы началось разрушение церкви — скинули кресты, разрушили колокольню, разграбили ценности. Церковь была закрыта в 1930-е гг. Регулярные богослужения начались с 1996 года (с начала - в молебном доме и с 1997 году в самом храме) с приходом настоятеля храма священника Алексея Тулина.
Священник Алексий, направленный поднимать из «руин» Никольскую церковь села Кишалы, родом из города Амурска Хабаровского края. В армии крестился в православной церкви Святителя Николая в городе Владивостоке. В 1992 году учился на пастырских курсах города Хабаровска, и в это время на Дальний Восток приехал из Мордовии – Санаксарского монастыря – иеромонах Амвросий, который нашел «ключик» к сердцу юноши, от которого он узнал о Мордовии и Санаксарском монастыре. В 1993 году молодой юноша приехал в Мордовию, где нашел свое призвание и свою вторую половинку. Супруга священника, матушка Елизавета, выросла в соседнем Торбеевском районе. В 1995 г. соединились две судьбы в одну. Год за годом семья Тулиных пополнялась детками, укрепляла свои «позиции», как многодетная семья. За прошедшие 18 лет основные работы проведены и по ремонту храма, супруги своими силами построили деревянный дом в Кишалах, который, конечно же, сейчас для большой семьи стал несомненно тесен.
Местные прихожане искренне радуются за многодетных родителей Тулиных, за их семейное счастье. Ведь дети - это наш завтрашний день, будущее нашей страны, главная составляющая, без которой все остальное теряет смысл… И никакими словами нельзя описать то чувство, которое рождается в наших сердцах при виде радостных глаз и детских счастливых улыбок.
Летом, в дни визита Святейшего Патриарха Кирилла, матушка Елизавета была в числе других многодетных матерей Мордовии, награжденных почетным патриаршим знаком Его святейшества. При вручении знаков Патриарх подчеркнул, что рождение детей особенно важно для современной России. От этого зависит будущее страны! А в ответ Патриарх Кирилл услышал убедительные, от сердца идущие слова: «В жизни многодетных матерей нет ничего героического. Просто миссия женщины - давать жизнь детям!»
На вопрос: «Считаете ли себя счастливой женщиной?», Елизавета ответила, улыбаясь, что благодарна Богу за все. За то, что милый всегда рядом, за то, что такая дружная семья, дети, которые здоровы, послушны. В доме – мир и спокойствие, лад и согласие между супругами. Поэтому и дело по восстановлению храма продолжается.
Храм был полуразрушенный, не было куполов, восьмериков, полов, окон. Во многих местах потолок отсутствовал, зияли огромные дыры. Внутреннее убранство и настенные иконы были уничтожены.
Восстановление храма было сопряжено со многими техническими и материальными трудностями, но все же дело продвигалось. Не имея богатых благотворителей, настоятелю приходилось в течение 9 лет ездить в Москву на сборы средств для дальнейшей покупки стройматериала и зарплату рабочим.
Конец XX века был труден в денежном отношении, не выплачивались или задерживались пенсии и зарплаты. Не имея возможности помогать своему храму материально, кишалинцы и жители соседних сел, собирали картошку. Настоятель отвозил ее в ИК-10 ЖХ/385 , где менял картошку на кирпич, и с приобретением кирпича началось полноценное восстановление храма. А уже через год в храме начались службы.
Очень существенна помощь по восстановлению храма была оказана управляющим Саранской и Мордовской епархией Архиепископом Варсанофием (ныне Митрополит Санкт-Петербургский). Местное население не осталось в стороне от дел восстановления храма. Помогали также и атюрьевцы. Так, «с миру по нитке», храм в настоящее время восстановлен. Колокольный звон зовёт каждого к христианской вере. Это путь непростой, тернистый и скорбный, И когда человек вступает на него, Господь помогает ему выдержать всё.
Сегодня уже трудно представить жизнь села без храма, без звона колоколов по воскресеньям и православным праздникам, зовущих на службу.
XX век стал для православных святынь, церковной архитектуры периодом тяжких испытаний: многое уже навсегда утрачено, многое разрушено и требует немедленного восстановления. Все без исключения церковные здания Атюрьевского района являются ценными историко-художественными памятниками, среди них выделяется внешней незаурядностью, выразительностью церковь в селе Кишалы. И сейчас, в начале XXI в., представляется, что именно этот архитектурный памятник, воплотивший местные традиции и эстетические идеалы, должен стать образцом для современной архитектуры мордовского села. А для этого необходимо сделать все, чтобы восстановить и сохранить ее первозданную красоту.
Нашему поколению выпало увидеть воскресение величественных золотых куполов восстановленной святыни России. Глядя на ее великолепие, хочется верить, что отныне сбудутся слова императора Александра I: «Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред Святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».
Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое православие, знаком и образом которого остается затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение…
Да поможет нам Бог уберечь ее и спасти.
Из письма батюшки: "У нас появилась новая проблема,протекает купол,от сырости штукатурка обсыпается и появляется плесень."
Текущий баланс: 9 050 руб. | |
Получено всего: 13 404 руб. | Потрачено всего: 4 354 руб. |