Мы выехали в Боровск утром. Ехали по Киевскому шоссе, доехали до Калужской области. При въезде в Калужскую область над дорогой протянут большой плакат «Вас приветствует благословенная Калужская земля». Именно в Калужской земле просияли такие великие святые, как преподобный Пафнутий Боровский и преподобные старцы Оптинские. По пути к СвятоПафнутиеву монастырю нам рассказывали житие преподобного Пафнутия Боровского.
Преподобный Пафнутий БоровскийРодился преподобный Пафнутий (в крещении Парфений) в 1394 г. в местечке Кудиново, в четырех верстах от Боровска в благочестивой семье. По преданию, дед Пафнутия был татарским баскаком, то есть сборщиком податей, принявшим православие. Когда Парфению исполнилось двадцать лет от роду, он оставляет родительский дом, отрекается от всего мирского и поступает в Покровский Высокий монастырь близ города Боровска. Парфений принял иноческий постриг с именем Пафнутия и был отдан под руководство престарелого священно-инока Никиты Серпуховского, бывшего ученика преподобного Сергия. Семь лет преподобный Пафнутий был в послушании у благочестивого старца и научился от него иноческим добродетелям. Он приобрел общую любовь и почтение братии. Когда игумен Маркелл скончался, преподобный Пафнутий был избран настоятелем Высокой обители в Серпухове. Тринадцать лет преподобный Пафнутий был игуменом Высокого монастыря. Потом он сильно и надолго заболел и во время болезни принял схиму. По выздоровлении он оставил игуменство и уединился вместе с одним братом на высокое, очень красивое место, поросшее густым лесом, на левом берегу реки Протвы при впадении в нее речки Истермы, в трех верстах от Боровска. Поселение преподобного Пафнутия на новом месте произошло около 1440 г. Сюда начала приходить к нему братия, ставить себе с его благословения келии и жить под его спасительным руководством. Монастырь рос и братия умножалась. Иноки поставили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1448 г. в монастыре построена и освящена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный являлся живым образцом подвижника. Он был строгий постник: ничего не ел по понедельникам и пяткам, по средам разрешал себе только сухоядение и весьма умеренно вкушал в остальные дни за общей трапезой. Себе он выбирал все худшее и в пище, и во всем. Никто прежде его не являлся ни на общее молитвенное правило, ни на работы. Он выполнял с усердием самые тяжелые послушания: рубил и носил дрова, копал землю и поливал растения в саду. Преподобный учил творить милостыню. «Одна милостыня может спасти человека, если живет он законно», — говорил преподобный. Немало чудес связано с именем святого Пафнутия. Вот одно из них. Одною ночью пришли к обители преподобного воры и, захватив трех рабочих монастырских волов, пасшихся в окольном лесу, хотели вести их к себе домой. И вдруг они заблудились, и ходили вокруг обители, как слепые. Утром воры хотели убежать без волов. Но невидимая сила Божия связала их, и они не могли отойти от похищенного скота, пока разыскивавшие его монастырские работники не нашли их и не привели затем к преподобному. Он же, дав им наставление не брать чужого, повелел накормить воров и отпустил их с миром. Когда братии в обители стало больше, святой с их помощью построил новый белокаменный храм, названный также во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Во все время его строения он и сам трудился как простой работник, нося на своих плечах камень, воду и все необходимое для постройки. Поставив церковь, преподобный украсил ее иконописью и пригласил для этого лучших живописцев – Митрофана и Дионисия с сыновьями, которые расписали ее «чудно вельми». Преподобный украсил храм иконами, книгами и всякой утварью церковною, так, что дивились даже князья, привыкшие к церковному благолепию. В 1477 г. преподобный Пафнутий отошел ко Господу. Память Пафнутия Боровского совершается в православной церкви 1 (14) мая. Преподобный Пафнутий был учеником преподобного Никиты Серпуховского, а тот был учеником преподобного Сергия Радонежского. Таким образом продолжалась преемственность лучших монашеских традиций на Руси. И вот, мы едем к преподобному Пафнутию мимо старых деревянных домиков, русских берез и полей. Да он ведь там и есть доныне, как и в ХV веке. Все сохранилось — стены монастыря, храмы, образы, святые мощи и сам дух преподобного Пафнутия пребывает там. Приезжая в монастыри, всегда как будто перемещаешься в другой мир — мир старины, несущий отблеск чего-то неземного, чудесного.
Боровск
Боровск — небольшой (всего около 12 тыс. жителей) старинный городок. Здесь есть и деревянные дома, и двухэтажные, с первым каменным этажом и вторым деревянным. На многих окошках цветет герань, висят кружевные занавески. Здесь очень тихо и уютно. Кажется, что мало что изменилось с давних времен. Как гласит легенда, преподобный Пафнутий когда-то молился, чтобы город не расширялся, не становился крупным шумным центром, а сохранял свой подлинный древний облик. И молитвы преподобного были услышаны: Боровск остается тем же тихим красивым городком, каким он был раньше. В Боровске много церквей, некоторые из них восстановлены, некоторые еще ждут реставрации. Наконец, мы подъехали к монастырю. Он находится у самого города в поселке Роща, а точнее, рядом с поселком, в лесу, около реки. Над монастырскими воротами – Калужская икона Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. Богородица изображена с книгой в руках. Этот чудотворный образ особенно чтим в Калужской области, он есть и в Шамордино, и в Оптиной пустыни. Справа от ворот — тоже мозаичная икона преподобного Пафнутия. В руке он держит свиток, на котором написано обращение к Богородице. Внешне монастырь похож на многие другие русские монастыри: строгие белые стены, зеленые кусты внутри. Фрески легендарного иконописца Дионисия, которые, по преданию, находились здесь, скорее всего, не сохранились. Наш экскурсовод, монах Сергий, рассказал нам несколько интересных фактов из жизни монастыря. Монастырь был под особым покровительством царской семьи, об этом свидетельствуют венцы на крестах храмов. 1529 г. Монастырь посещает Великий князь Московский Василий III с женой Еленой Глинской. Здесь он молит Бога, чтобы у него родился наследник. В 1530 г. у Василия III рождается сын, будущий царь Иван IV Грозный. Сюда любил приезжать царь Федор Иоаннович. Коронация Николая II проходила именно в день памяти преподобного Пафнутия, на коронацию привезли икону святого. Монастырь пережил немало на своем веку: Смутное время, войны, попрание в советское время. С 1991 г. монастырь становится вновь действующим. Освящается церковь Илии Пророка с больничными палатами. Отмечается день памяти Пафнутия. В монастыре живет знаменитый в православной среде старец Власий. Говорят, чтобы попасть к нему, люди приезжают заранее, занимают очереди. Мы зашли в собор Рождества Пресвятой Богородицы. В соборе поражают своим размером большие иконы: лики святых на них кажутся огромными, по сравнению с образами в московских храмах. Образы Спасителя, большая Владимирская икона Богородицы. Рядом расположены три образа: преподобный Пафнутий, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Никита; тем самым подчеркивается преемственность святых. В глубине храма, на левой колонне — Иверская икона Божией Матери, увешанная дарами от благодарных людей: крестиками и кольцами на цепочках. Около иконы стояло много цветов. Богородица на иконе как живая. В храме сохранились фрески, на правой колонне изображение преподобного Пафнутия, молящегося перед иконой Богородицы. В правом углу храма находится рака с мощами преподобного Пафнутия. Она немного напоминает раку с мощами преподобного Сергия Радонежского: тоже с лампадками и такое же расположение внутри храма, справа от алтаря. Над мощами также изображен преподобный Пафнутий, молящийся Богородице, как и на фреске на колонне. На крышке гроба изображен преподобный Пафнутий, как живой, но только спящий. В центре храма стояла икона Воскресения Христова и икона преподобного Пафнутия, рядом — ларчик с частицей его мощей. В открытом алтаре – как будто еще несколько входов внутрь, трое позолоченных ворот, друг за другом и в конце еще ниша. Справа от царских врат вторая икона – икона Рождества Богородицы. На этом месте, справа от царских врат, вторая после образа Спасителя, обычно располагается икона того святого или того события, в память о котором освящен храм. Над алтарем роспись: образ Святой Троицы. Началось чтение акафиста преподобному Пафнутию. Я встала у Иверской иконы Божией Матери. Лик ее обращен вправо, в центр храма, как будто она вместе с нами слушает акафист. Началось все с пасхальных песнопений «Христос воскресе из мертвых». Священник в праздничном красном облачении вышел читать акафист. Очень красиво пел дьякон, он пел молитву преподобному Пафнутию Чудотворцу. Читали акафист. «Радуйся, преподобный Пафнутие, Боровский Чудотворче!» Какое чудо слушать это пение около мощей святого, перед его иконой, видя его образ, разделяя эту радость с самими ангелами. «Наставниче монахов и собеседниче ангелов»! Святой преподобный Пафнутий, моли Бога о нас!