Помяни,Господи,во Царствии Твоем...

Много скорбей и печалей в жизни каждого человека. Самая большая скорбь — когда умирают близкие люди и верные друзья. Кто может утешить в этом горе скорбящего чело­века? Сострадательные люди? Да, утешают. Но отпечаток скор­би в душе все равно остается надолго. Полностью изжить горе из сердца и поселить в нем духовную радость может только Бог. Своим милосердием Всевышний помогает нам в любых отчаянных обстоятельствах. Но нужно обратиться к Господу с покаянной мо­литвой, соединенной со слезами плачущей души. И Он избавит от отчаяния, которое посещает многих скорбящих людей. Традиция ежегодного осеннего поминовения усопших уходит корнями в глубокую древность. Собрав урожай и закончив все сельскохозяйственные работы, наши предки вспоминали своих ушедших родственников, молясь об их благополучной загробной участи. Первоначально осенние поминки усопших не были приуро­чены к определенному дню. На Севере Руси, как остаток древней практики, и доселе совершается поминовение в субботу перед праздником Покрова. По народному преданию, поминовение усопших в субботу перед 26 октября (по старому стилю) установлено в 1380 г. святым великим князем Димитрием Иоанновичем Донским по внушению и благо­словению преподобного Сергия Радонежского для поминовения павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8-го сентября того же года. Победа над татарами далась князю Димитрию дорогой ценой. Из ста пятидесяти тысяч ополченцев в Москву вернулось лишь сорок тысяч. После битвы князь Димитрий приказал совер­шить поименное поминовение всех павших воинов накануне дня своего Ангела — праздника памяти великомученика Димитрия Солунского, издавна считавшегося покровителем русских воинов. Многие павшие воины остались неизвестными, поэтому Церковь соборно молилась о упокоении всех павших на поле брани, за Русь и Православную веру жизнь свою положивших. Со временем установленный обычай несколько изменился: к мо­литве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усоп­ших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. С тех пор Церковь поминает в субботу перед Дмитрие­вым днем (8 ноября н. ст.) не только воинов, погибших за Отече­ство, но и всех усопших православных христиан и называют этот день Дмитриевской родительской субботой. Эта традиция является исконно русской, этого дня, например, нет у греков. В этом году Дмитриевская родительская суббота приходится на 6 ноября. Эта дата тем более значима, что 2010 г. — юбилейный. На него при­ходится 630-летие Куликовской битвы. Придя в этот день в храм Божий, мы, прежде всего, вспоминаем наших усопших сродников. Человек, оставляя этот мир, не исчеза­ет бесследно, поскольку имеет бессмертную душу, которая никогда не умирает. Но за гробом нет места для покаяния, души усопших ожидают решения своей участи — помилования или осуждения. Святые отцы утверждают, что до всеобщего Суда Божия по молит­вам Церкви участь умерших может быть изменена. Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них — домашняя и особенно церковная. Этот обычай встречается уже в Церкви вет­хозаветной, а Апостольские Послания содержат как молитвы, так и указания на дни, в которые поминовение особенно необходимо. Наша молитва о почивших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы веруем в то, что Премилосердный Господь по мо­литве нашей простит души, умершие хотя во грехах, но с верой и надеждой на спасение. Православные воины, отдавшие свои жиз­ни за Отчизну, исполнили свой долг и завет Христа: «положили свои души за други своя», молитва за них — наша обязанность любви и уважения к их подвигу. В день поминовения принято приносить жертву на панихидный стол (канун): различные продукты, за исключением мясных. По­сле совершения панихиды продукты являют собой милостыню за усопших. И, конечно, эти дни надо проводить чинно, благоговей­но, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении о смерти и будущей вечной жизни. Церковь призывает к молитве верующих христиан, потому что между живыми и усопшими существует неразрывная духовная связь, никакая смерть ее не сможет разрушить. Усопшие составля­ют Небесную Церковь, которая уже с Богом. Земная Церковь — это Церковь спасающихся, воинствующих. И взаимными молитвами мы помогаем друг другу становится совершеннее. Усопшие сами не могут возносить за себя молитву, а живущим на земле людям Господь сказал: «Просите, и дастся вам...». Молитва объединяет земную Церковь с Небесной, и наши общие молитвы в храме за усопших помогают им избавиться от мук ада. Да вчинит в лике праведных Господь души усопших от века отец, братий и сестер наших!