Много скорбей и печалей в жизни каждого человека. Самая большая скорбь — когда умирают близкие люди и верные друзья. Кто может утешить в этом горе скорбящего человека? Сострадательные люди? Да, утешают. Но отпечаток скорби в душе все равно остается надолго. Полностью изжить горе из сердца и поселить в нем духовную радость может только Бог. Своим милосердием Всевышний помогает нам в любых отчаянных обстоятельствах. Но нужно обратиться к Господу с покаянной молитвой, соединенной со слезами плачущей души. И Он избавит от отчаяния, которое посещает многих скорбящих людей. Традиция ежегодного осеннего поминовения усопших уходит корнями в глубокую древность. Собрав урожай и закончив все сельскохозяйственные работы, наши предки вспоминали своих ушедших родственников, молясь об их благополучной загробной участи. Первоначально осенние поминки усопших не были приурочены к определенному дню. На Севере Руси, как остаток древней практики, и доселе совершается поминовение в субботу перед праздником Покрова. По народному преданию, поминовение усопших в субботу перед 26 октября (по старому стилю) установлено в 1380 г. святым великим князем Димитрием Иоанновичем Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского для поминовения павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8-го сентября того же года. Победа над татарами далась князю Димитрию дорогой ценой. Из ста пятидесяти тысяч ополченцев в Москву вернулось лишь сорок тысяч. После битвы князь Димитрий приказал совершить поименное поминовение всех павших воинов накануне дня своего Ангела — праздника памяти великомученика Димитрия Солунского, издавна считавшегося покровителем русских воинов. Многие павшие воины остались неизвестными, поэтому Церковь соборно молилась о упокоении всех павших на поле брани, за Русь и Православную веру жизнь свою положивших. Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. С тех пор Церковь поминает в субботу перед Дмитриевым днем (8 ноября н. ст.) не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан и называют этот день Дмитриевской родительской субботой. Эта традиция является исконно русской, этого дня, например, нет у греков. В этом году Дмитриевская родительская суббота приходится на 6 ноября. Эта дата тем более значима, что 2010 г. — юбилейный. На него приходится 630-летие Куликовской битвы. Придя в этот день в храм Божий, мы, прежде всего, вспоминаем наших усопших сродников. Человек, оставляя этот мир, не исчезает бесследно, поскольку имеет бессмертную душу, которая никогда не умирает. Но за гробом нет места для покаяния, души усопших ожидают решения своей участи — помилования или осуждения. Святые отцы утверждают, что до всеобщего Суда Божия по молитвам Церкви участь умерших может быть изменена. Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них — домашняя и особенно церковная. Этот обычай встречается уже в Церкви ветхозаветной, а Апостольские Послания содержат как молитвы, так и указания на дни, в которые поминовение особенно необходимо. Наша молитва о почивших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы веруем в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя во грехах, но с верой и надеждой на спасение. Православные воины, отдавшие свои жизни за Отчизну, исполнили свой долг и завет Христа: «положили свои души за други своя», молитва за них — наша обязанность любви и уважения к их подвигу. В день поминовения принято приносить жертву на панихидный стол (канун): различные продукты, за исключением мясных. После совершения панихиды продукты являют собой милостыню за усопших. И, конечно, эти дни надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении о смерти и будущей вечной жизни. Церковь призывает к молитве верующих христиан, потому что между живыми и усопшими существует неразрывная духовная связь, никакая смерть ее не сможет разрушить. Усопшие составляют Небесную Церковь, которая уже с Богом. Земная Церковь — это Церковь спасающихся, воинствующих. И взаимными молитвами мы помогаем друг другу становится совершеннее. Усопшие сами не могут возносить за себя молитву, а живущим на земле людям Господь сказал: «Просите, и дастся вам...». Молитва объединяет земную Церковь с Небесной, и наши общие молитвы в храме за усопших помогают им избавиться от мук ада. Да вчинит в лике праведных Господь души усопших от века отец, братий и сестер наших!