Каждый раз, приступая к Великому посту, невольно испытываешь некий трепет перед этим особенным временем — временем покаяния. В голове возникает множество мыслей: «А готов ли я к этому?», «Хватит ли мне сил пройти поприще поста?» и т.д. Но как только оказываешься на каноне преподобного Андрея Критского, который и вводит нас в лоно Великого поста, понимаешь, что Господь ждет нас всех, каждого из нас, пришедшего с покаянными мыслями и с чистым сердцем, готовым к восприятию Божьего слова. Какое же это удивительное время — время Великого поста! Ты как будто заново понимаешь и, наконец-то, четко осознаешь истинную цель своего существования на этой земле — достижение Царствия Небесного. И многое, что казалось таким важным и неотложным, все наши суетные дела и заботы находят для себя свой срок, а ты спешишь в храм, чтобы помолиться, чтобы почувствовать ту непередаваемую благодать, которую порой так трудно ощутить за пеленой бытовых проблем и надуманных ценностей. Приходя в храм, стоя в полумраке с отблесками свечей, ты испытываешь именно то спокойствие, о котором и говорил Господь в Евангелии. Многое в жизни начинает видеться яснее и проще. И когда ты успокаиваешься душевно и телесно, только тогда ты начинаешь осознавать, как ты пал и как ты отошел от Господа в своей жизни, в той самой жизни, которая не отпускает тебя до самой старости и не дает тебе времени на покаяние, какого-то особенного времени. Именно поэтому нужно осознавать и проживать свою жизнь неразрывно с Богом, так, чтобы Господь, как краеугольный камень, находился в ее основании. Тогда любое время у нас будет осознаваться как особенное, вся жизнь будет построена по Божьему промыслу и не будет делиться на несколько никак не связанных друг с другом фрагментов: здесь с Богом, а здесь для себя.
Господь каждый день, каждый час призывает нас к покаянию, призывает нас к Себе. И человек лишь сам решает, как ему поступить. Ведь сердце и совесть каждого человека всегда точно осознают этот выбор, правильность каждого сделанного в жизни поступка. Сам Господь, придя в мир для спасения человечества, подал нам пример благотворности поста в борьбе с вражескими искушениями, постившись сорок дней и ночей в пустыне. Поэтому стоит очень внимательно и со всем усердием подойти к деланию Великого поста, ведь если не сейчас прийти к Господу с покаянием и смирением, то когда? Придет ли еще то время, которое призовет тебя к изменению своей повседневной жизни, к обращению твоего ума и сердца к Богу. Но не будем самонадеянны и горды, будем постоянно просить помощи у Господа в таком непростом деле — деле покаяния и изменения своей жизни в русле Божьего промысла и Его святой воли. Каждое изменение нашей привычной жизни привносит с собой видимые неудобства, ведь нам приходится осваивать что-то новое, менять привычный распорядок своего дня, что понравится далеко не каждому. Но ведь и каждое изменение, сделанное во благо, привносит в нашу жизнь что-то неизведанное, что-то, чего мы еще никогда не испытывали. Мы начинаем расти душевно и духовно. да, порой это непросто, но оно того стоит, ведь человеку и по его природе свойственно стремиться к совершенству, которое достижимо в Боге. Поэтому стоит оставить ложные сомнения и, положившись на помощь Божью, начать свое внутреннее изменение и совершенствование. И не стоит ждать и откладывать это «на потом», ведь пришло это время, Господь снова призывает нас к Себе, и мы не должны делать вид, что мы не слышим этого, этот призыв каждый раз эхом отдается в сердце каждого из нас. Стоит помнить и о том, что пост — это не только воздержание в пище и некоторое изменения нашей привычной жизни, но, в первую очередь, пост должен стать стремлением к очищению своего сердца и разума, стремлением к Богу. Конечно же, как и в любое другое время, во время поста мы не должны забывать и о своих ближних, о тех людях, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке. Поэтому в преддверии Великого поста так важно получить благословение на его прохождение, запастись терпением и добротой к ближним и обратиться к самому себе, чтобы осознать необходимость и целительную силу истинного и смиренного покаяния.