"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, - тот не достоин Меня," - сказал Господь (Матф. 10:37).
30 сентября - праздник Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Почитание этих святых было широко распространено на Руси. Этот день в народе издавна считается днем всесветных бабьих именин. Думаю, в окружении каждого человека найдется знакомые женщины с такими именами, выражающими христианские добродетели. Почему же нам так дороги эти простые имена?
Жители эльзасской деревни Эшо, (что в переводе означает "Ясеневый остров"), расположенной на востоке Франции, уже привыкли к многочисленным православным паломникам, прибывающим в их католическую церковь во имя святого Трофима поклониться мощам мученицы Софии - матери дочерей Веры, Надежды и Любови, пострадавших в Риме (ок. 120 или 137 г.) при императоре Адриане. Эта церковь когда-то была центром аббатства святой Софии, основанном Страсбургским епископом Ремигием, доставившим сюда в 777 году из Рима святые мощи мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии. В средневековой Европе почитание мучениц было широко распространено. Мощи их привлекали к себе множество паломников. Служились и так называемые мессы Софии. К заступничеству мучениц прибегали в случае особой нужды и скорби. Мощи мучениц находились в Эшо до Великой французской революции, в которую монастырь был разрушен. Святые мощи тогда исчезли, но куда и при каких обстоятельствах - неизвестно, как неизвестно и то, где находятся они сейчас. В 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены "историческим памятником", и началось ее постепенное восстановление. 3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
О том, что почитание мучениц было широко распространено не только в Европе, но и на Востоке, свидетельствуют первые тексты жития (возникли не ранее VII-VIII вв.), написанные на разных языках: грузинском, армянском, болгарском, латинском и греческом. На латинском языке имена святых мучениц звучат как Fides, Spes, Caritas et Sapientia, а на греческом - Пистис, Елпис, Агапи и София.
Как рассказывается в житии святых, в правление царя Адриана жила в Риме знатная вдова, именем София, что значит премудрость. Будучи ревностной христианкой, благочестивая София вела строгую жизнь, служа Богу молитвой, постом и милостыней. И трех своих дочерей - Веру, Надежду и Любовь, она воспитала в смирении и благочестии.
Дошли слухи о добродетельной семье и до царя Адриана (117 - 138), который лично пожелал видеть Софию и ее дочерей.
Императора вряд ли интересовали богословские вопросы, да и что могли ответить эти юные создания своему повелителю, скорее это был вопрос утверждения безграничности своей власти. Принципиально важно было запугать, подавить, заставить девочек повиноваться его императорской воле и отказаться от непонятных сектантских убеждений (христиане в то время воспринимались как сектанты, представляющие опасность государственной целостности Римской империи).
В то время Вере было 12, Надежде - 10, а Любови - всего 9 лет. Понимая, что участь их практически предрешена, девочки горячо молились о том, чтобы им были посланы силы не испугаться предстоящих мук и смерти. Когда же юные христианки предстали перед императором, придворные были поражены их спокойствием и благодушием. Их будто бы привели не на допрос, а на праздник.
Император, по обычаю, спросил Софию о роде ее, имени и вере. Рассказав о себе все и дойдя до вопроса о вере, София сказала, что она христианка, и тут же начала излагать догматы своей веры, указывая на Христа, как на единственного Спасителя мира.
Поражаясь мужеством и мудростью Софии, Адриан повелел отослать ее с детьми к ученой женщине Палладии, надеясь, что та сумеет уговорить их отречься от Христа. Но Палладия оказалась благородной женщиной и не мешала матери пребывать с детьми наедине. Она прекрасно сознавала грозящую им опасность и, восхищаясь их твердостью в вере, всячески старалась скрасить последние дни маленьких девочек и их самоотверженной матери.
Адриан допрашивал их по очереди, настойчиво предлагая принести жертву богине Артемиде. Но девочки оставались непреклонны в своем исповедании христианской веры.
Тогда император решил предать всех троих публичному наказанию и приказал жестоко истязать их:
Первой мучениям подверглась Вера. Ее били по голому телу воловьими жилами, клали на раскаленную докрасна решетку, сажали в котел, наполненный кипящей смолой… И, когда после всех этих зверских мучений Вера, по милости Божией, осталась невредимой, царь приказал отсечь ей голову.
Услыхав свой приговор, святая Вера исполнилась радости и поцеловав мать и сестер, смело пошла под меч.
Нечестивый царь не удовлетворился этой жертвой. Он подозвал к себе Надежду и стал уговаривать ее: "Дитя мое милое, послушай совета моего - поклонись богине Артемиде! Ты видела лютые муки и смерть своей сестры, и с тобой это же будет, если не послушаешь меня".
Но Надежда совсем по-взрослому ответила ему, что научилась познавать Бога и Господа Иисуса Христа, веровать в Него и Ему одному поклоняться. Тогда царь отдал маленькую мученицу в руки палачей. После истязаний, он также осудил святую на усечение мечем.
Осталась младшая девочка, девятилетняя Любовь, и царь стал еще настойчивее добиваться от нее отречения от Христа. Он ее ласкал, называл своей любимой дочерью, велел принести дорогие игрушки и дать еще больше, только бы она поклонилась богине Артемиде. Но маленькая Любовь, глядя в глаза своему мучителю, отвечала, по Апостолу: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15).
Выведенный из терпения, Адриан приказал растянуть девочку на колесе и бить солеными прутьями. После этого разожгли печь и царь сказал: "Поклонись Артемиде, не то будешь сожжена живою!" Любовь, не дожидаясь палачей, сама вбежала в печь, но огонь не коснулся ее. Как свидетельствует летописец, в то же время из печи вылетело пламя на неверных слуг Адриана, и некоторых испепелило на месте, а других опалило и, достигнув самого императора, обожгло и его. Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.
Святая София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери, чтобы Он даровал ей терпение до конца.
С умыслом усилить страдания матери, император Адриан повелел отдать ей останки дочерей. После казни, приняв тело Любови, София положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды, и с честью похоронила дочерей на высоком холме за городом. Три дня и три ночи София оставалась на могиле своих девочек, пока сама не отошла ко Господу, погребли ее на том же месте. Таким образом, и она не лишилась с детьми участия в Царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем и она страдала за Христа.
После прочтения Жития святых мучениц в сознании простого обывателя непременно родиться вопрос о мученичестве: зачем? За что? Кому нужны были эти жертвы, слезы и боль этих маленьких христианок, бесстрашно отправившихся на смерть, воздавая хвалу Богу. И почему милосердный христианский Бог допускает такое?
Ответом могут служить размышления митрополита Антония Сурожского - мы можем уподобиться Богу, только пойдя с ним до конца, выбрав Его путь, а путь Христа - это путь на Голгофу. "И мы призваны быть Христовыми. И перед каждым из нас стоит вопрос о нашем страхе перед страданием - своим, не чужим; страхе о том, что нам кажется: если только я откроюсь, если только я услышу, только увижу, только осознаю - мою душу раздерет боль... Начинается же наше соучастие в жизни мира, в жизни человека и в жизни Христа с момента, когда мы говорим: Да! Пусть так будет...". Эти слова свидетельствуют об особом христианском переживании мира, о том, что сделало возможным добровольное и осознанное принятие мук за Христа. Ничто не смогло отвратить от веры юных мучениц. Несомненно, в этом им помогала и укрепляла благодать Божия. Но следует сказать, что верность юных мучениц Христу во многом была предопределена тем христианским воспитанием, которое дала им благочестивая мать. Поэтому для нас очень важно и поучительно знать, как воспитывали древние христиане своих детей, которые оказывались так тверды в вере, что даже мучения не могли заставить их сойти с истинного пути.
Дети в лице своих родителей имели образец всех внушаемых им добродетелей. Они слышали и видели непрестанные молитвословия, глубокое смирение, умеренность и скромность в одежде, воздержанность в пище, целомудрие, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость, любовь, милосердие и т. п. И современные родители, вполне могут, надеясь на помощь Божию и молитвы святой Софии, чудной воспитательницы для Царствия Божия своих святых дочерей, следовать, по мере возможности, древним благочестивым правилам христианского воспитания, которое приносило такие дивные плоды.
…"О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы и доблестных дщерей мудрая мати София, к вам ныне притецем со усердною молитвою...". Слова этой молитвы звучат из уст паломников, прибывающих на автобусах в Эшо, чтобы вместе со священником совершить у святых мощей молебен, прочитать акафист, поклониться мощам, помолиться и помянуть своих близких, особенно любимых детей, носящих имена святых отроковиц и их матери Софии.