ВЫСТОИМ И ПОБЕДИМ!

Религиозная осмысленность воинского служения.

«Не забывайте, что боевой добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества...» Святитель Филарет Московский.

В духовно-нравственном отношении современная Россия потеряла очень многое из того, что копила в течение тысячелетнего своего существования как страна христианская. Едва ли сегодня её уже можно назвать «Святою Русью», что сильна всеобщей верностью Православию, одушевлённой Верой и неизменным служением Богу и Правде Его. Возродить истинную Святую Русь — значит, вновь пробудить, воспитать религиозный дух и русского народа и его Армии. Военная сила государства не может существовать без моральных стимулов, без убежденности в своей духовной правоте. И особенно это важно для России, укоренённой в православном духе, всегда державшейся верой в справедливость существующего в ней строя. Характерные качества русского солдата — неустрашимость, готовность к подвигу, нравственное превосходство над противником — были следствием его глубочайшей Веры. Воин Христов не боится смерти, ибо имеет в душе страх Божий: чего опасаться тому, кто боится погубить душу отступлением от присяги, скрепленной целованием Честнаго и Животворящего Креста — Непобедимой Христовой Победы! Окрыляющее, делающее войска непобедимыми чувство нравственного превосходства над самым сильным противником давало осознание того, что Бог именно с нами! Вот что стоит за суворовским восклицанием: «Мы — русские, господа офицеры, — какой восторг!»

Нынешнее российское государство провозгласило в Конституции отказ от какой-либо государственной идеологии одним из основополагающих принципов своего существования. Между тем, никакое государство, даже едва возникшее, просто не могло бы существовать сколь-нибудь длительное время без определённой идеологии. И почти всегда её роль выполняла (а во многих странах мира и до сих пор выполняет) Вера или, по крайней мере, хотя бы ориентация на религиозные ценности, как в демократических государствах Запада, чей опыт мы (как правило, неудачно) заимствуем. Россия, как известно, — страна крайностей. И уж если отделяют у нас Церковь от Государства, так непроходимой стеной! И до сих пор многим не хочется, чтобы в нашей школе и Армии появились православные священники (как это должно быть в действительно демократической стране, где уважают граждан и их религиозные убеждения). Церковь свидетельствует: без внимания к духовным основам жизни, без Бога, без исполнения Его заповедей и нравственных приоритетов никакое внешнее благополучие, знания и технологии, власть и сила не способны дать человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. И государство, отказывающееся от воспитания молодёжи в Вере в Бога, готовит свою гибель в материализме и эгоизме своих граждан. В Армии же оно будет иметь трусливых воинов и нерешительных командиров. Это подтверждается в «Краткой науке нравственности, верности и подчинённости для воинов православных» наставлениями святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского: «Тот воин истинно непобедим, которому венец мученичества за Веру, Царя и Отечество так же любезен, как и венец победы. Тот лучший и надёжнейший защитник Отечества, кто в верном Богу сердце, в чистой совести носит верную надежду Отечества Небесного». Святой праведный Иоанн Кронштадтский в обращении к христолюбивым воинам напутствовал уходящих на войну: «Вся Россия на вас, дорогие братья, обращает взор свои, возлагает надежды свои, ожидая совершенной победы во имя Господа над врагами. «Дерзайте, стойте и зрите спасение еже от Господа» [Исх. 14, 13]». В своих проповедях он часто подчёркивал, что Первая Мировая война послана в наказание за грехи, и призывал народ сплотиться и объединиться в дни тяжёлых военных испытаний, уделив особое внимание своему духовно-религиозному совершенствованию, в котором источник подлинной русской силы: «Кто истинный сын Церкви, тот есть вместе и верный доброжелательный сын Отечества, а кто не признаёт Церковь, тот есть чадо, которому нет Отечества Небесного...». История сохранила немало примеров, свидетельствующих об огромном значении Православия для русских воинов. Вера служила им нравственным ориентиром и болеутоляющим средством, помогала выживать в самых трудных ситуациях. Чем глубже религиозность воина, тем сильнее в нём любовь к Отечеству и чувство духовного достоинства. Душа должна постоянно приобретать новые силы, необходимые для ратного служения, для поддержания готовности к подвигу. Очищение её — основное условие победы в борьбе со злом, которая возможна лишь для того человека, кто скопил в своём сердце достаточно «сокровищ духовных». И особенно важно оно для тех, кто посвящает себя воинской службе. Старец Силуан, говоря о духовной войне, наставлял православных воинов: «Всеми силами проси у Господа смирения и братской любви. Если чувствуешь, что злой дух действует внутри тебя... стань мужественно, смири себя и скажи: «Господи, помилуй меня, великого грешника», — и бесы исчезнут. Такую духовную войну человек ведёт всю жизнь». Христианство — лучшая школа героизма: это бесконечное, повседневное, незаметное мужество во имя высшей цели. «Когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать» [Лк. 17, 10]. Пока существуют войны между народами, Святая Церковь благословляет применение оружия в борьбе против зла и насилия. Христолюбивый воин исполняет нравственный долг по совести, со всем усердием и верностью, а смерть за Отечество и Веру приемлет как дар Божий. Поэтому воины должны вести жизнь праведную и богоугодную: любить Христа, благоговеть перед Крестом Его и Евангелием, исполнять святые заповеди, избегать лжи, буйства и притеснения. Воин благочестивый дорог в очах Божиих, с ним всегда его Ангел Хранитель. «Аще в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните и сотворите, и рать сквозе землю вашу не пройдет, и поженете враги ваша, и падут пред вами убиением; и поженут от вас пять сто, и сто вас поженет тмы, и падут врази ваши пред вами мечем» [Лез 26, 3, 7-8]. Меж собою воинам следует соблюдать мир и понимание. Преподобный Серафим Саровский советовал: «Надобно всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других, нужно удерживаться от гнева и вниманием оберегать ум и сердце от непристойных колебаний... Самое лучшее дело, когда мы, каждый сам собою, достигнем совершенства и принесём Богу жертву живую, светлую и всегда во всём освященную».

Кто боится Бога, тот неприятеля не боится. Настоящий русский (то есть православный) воин по-суворовски должен быть здоров, храбр, твёрд, решителен, справедлив и благочестен. Если душа воина велика, могуча и не предаётся страху, то и победа несомненна. Нужно воспитывать и закалять сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности мира сего. Чем сильна была Россия? «Главная причина — в духе русского народа. Наш народ — жертвенный. И не только для себя, но и для всего мира», — отмечал православный подвижник, миссионер и духовный писатель митрополит Вениамин (Федченков). Останется ли наша страна такой и далее? По пророчеству преподобного Серафима Саровского «Россия всегда будет славна и врагам страшна, имущая Веру и благочестие, — сих врата адовы не одолеют». Его провидение и завет — условие для нас: «Вам дано сокровище Веры. Сумеете удержать Крест в своих руках — и будет по сказанному».

И сегодня особенно важно воспитание подрастающего поколения. Достаточно вырастить несколько поколений в условиях духовного разложения общества — и государство, народ исчезнут с исторической арены. Современного русского воина необходимо сделать духовно непобедимым, вооружив его могучим оружием истинной Веры, поддержав религиозным и нравственным образованием, и тогда он будет соответствовать своему призванию защитника Отечества. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, наставляя воинов, сказал: «Как и всегда взывает Церковь Русская к защитникам Отечества нашего — воинам Армии и Флота: будьте достойны своего великого, жертвенного служения. Армию разрушают сознательно, планомерно и целенаправленно, но всё же — верен Бог! — мы выстоим и победим».

По тексту В. Храпко

Вестник Антониевского Храма № 37 (46) август 2013 г