Благотворительный фонд Русская Берёза

"Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА "

Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
 
 
Наши добрые друзья
СБЕРБАНК РОССИИ
Всегда рядом



При переводе средств на расчётный счёт фонда "Русская Берёза" через Сбербанк РФ не взимается комиссия. (распечатать платежное поручение)
Лучшие адвокаты и юристы Московской области!
 

Поиск




"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия"

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

 

Что такое Таинства?

Богу нужны любящие сердца 

ОТВЕТ: Таинствами называются те священнодействия, в которых с особенной силой действует Божественная Благодать Святого Духа и которые наиболее важны в духовной жизни христианина.

 

Что такое Крещение?


Крестильный храм
Богоявленского собора

Крещается раб Божий...

Господь наш Иисус Христос сказал: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Иоан. 3, 5).

Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с Богом, и в подтверждение Своих слов, во исполнение сказанных о Нём пророчеств, Сам принял Крещение от Иоанна Предтечи в водах Иордана.

Во время совершения Таинства Крещения после чтения специальных молитв и помазания освящённым маслом пришедшего креститься человека священник "крещает" ("омывает" - с церковнослав.) его водой, освящённой Благодатью Святого Духа, через троекратное погружение или обливание с произнесением слов: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святаго Духа, Аминь".

В этот момент Благодать Святого Духа как бы "облучает" всего человека, и под действием Благодати всё физическое и духовное существо его изменяется: человек как бы заново рождается в новом качестве (почему Крещение и называют вторым рождением).

Кроме того, в Таинстве Крещения человеку нарекают имя; он обретает небесного покровителя в лице святого, чьё имя ему нарекли; все совершённые им до Крещения грехи прощаются Богом, к новопросвещённому христианину приставляется наставник и хранитель души - Ангел Божий.

Полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несёт в себе до конца жизни, либо умножая Её в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения.

Бог открыл нам через великого русского подвижника преподобного Серафима Саровского, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого.

Подобно тому, как люди мира сего стремятся к стяжанию земных богатств, истинный христианин стремится стяжать Благодать Святого Духа. Способов приобретения этого нетленного богатства много: это и "умная молитва", и творение дел милосердия, и служение ближним, и множество других.

Каждый христианин индивидуально под руководством своего "духовника" идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати. Но один путь, общий для всех христиан, это - насколько возможно частое посещение храма, участие в общей молитве, исповедь и причащение Святых Христовых Тайн.

 

Что такое Миропомазание?

ВОПРОС: В чём смысл Таинства Миропомазания?

ОТВЕТ: Таинство Миропомазания присоединяется к таинству Крещения, вместе Они составляют единое чинопоследование.

Совершается Оно через помазание некоторых частей тела крещаемого (лба, ноздрей, ушей, уст, груди, рук и ног) особо освящённым составом - миром.

Значение этого Таинства раскрывается в словах священника, произносимых им при совершении Миропомазания: "Печать Дара Духа Святаго".

Печать - это знак Того, Кому мы принадлежим. Дух Святой в этом Таинстве подаётся крещаемому как Дар Бога, Дар, совершающий полноту освящения христианина при вхождении его в Церковь.

Апостолы, посылавшиеся на проповедь Евангелия, во время земной жизни Господа Иисуса Христа были наделены Им отдельными дарами Святого Духа, а именно: исцеления больных, изгнания нечистых духов, воскрешения мёртвых.

Явившись ученикам вскоре после Своего Воскресения, Христос даровал им способность прощать грехи, тогда Он дунул и сказал: "Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20, 22-23.)

И только в день Пятидесятницы, ниспослав на учеников Духа Святого в виде "огненных языков", Господь одарил их всей полнотой даров Благодати, необходимой для жизни Церкви.

Подобно тому, и христианин, получивший в Таинстве Крещения очищение от грехов, обновление жизни, рождение в Жизнь Вечную, в Таинстве Миропомазания обретает полноту Благодати как Дар Святого Духа.

 

Что такое Причастие? Таинство Причащения


Причащается раба Божия...

ВОПРОС: Что такое Святые Христовы Тайны?

ОТВЕТ: Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые "прелагаются" (т. е. претворяются) хлеб и вино во время совершения епископом или священником Божественной Литургии в храме Силою действия Божественной Благодати Святого Духа, оставаясь при этом по виду хлебом и вином.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду - хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом "Служебнике" в инструкции для священников, называемой "Известие учительное", в разделе о непредвиденных случаях).

Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии.

Происхождение самого Таинства Причащения таково:

Господь наш Иисус Христос сказал: "Ядущий Мою плоть ("ясти" - (с церковнослав.) есть) и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Иоан. 6, 54).

В ночь перед тем, как Он был взят на Крестные Страдания, сидя на Тайной Вечери со Своими учениками, Христос впервые совершил Таинство Евхаристии, то есть Благодатию Святого Духа изменил существо хлеба и вина в существо Тела и Крови Своей. Затем, дав Их есть и пить ученикам Своим, заповедал: "Сие творите в Моё воспоминание" (Лук. 22, 19).

Тем самым Христос установил совершение Таинства Причащения, то есть соединения с Ним самым теснейшим образом, ибо, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, они становятся нашими телом и кровью, и мы обожествляемся, насколько это возможно человеку.

Сам Христос сказал: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём" (Иоан. 6, 56).

Сатана, в гордыне своей, желая стать равным Богу, низвержен был с Неба. Адам и Ева, приняв от диавола гордый помысел стать, "как боги, знающие Добро и Зло", изгнаны были из Рая.

Христос, смиривший Себя до страшной Крестной смерти, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха и дал человеку возможность истинного обожествления в соединении с Собой через причащение Своих Тела и Крови.

Таинству Причащения обычно предшествует Таинство Покаяния.

 

Что такое исповедь?

ВОПРОС: Что такое Таинство Покаяния?

ОТВЕТ: Таинство Покаяния - это священнодействие, в котором священник, данною ему Силой Духа Святого, "разрешает" (развязывает, освобождает - с церковнослав.) от грехов кающегося христианина.

Для того чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать понятие - "грех".

Грех - это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, в некотором смысле - самоубийство.

Грех страшен в первую очередь тем, что разрушает душу самого человека, творящего этот грех, ибо, совершая грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается Благодатной защиты и открывается губительным силам зла, нечистым духам, которые не замедляют тотчас же использовать возможность совершения разрушительных действий в душе грешника.

Действие греха в душе человека можно уподобить разбитому окну в доме, через которое из дома уходит тепло, и в дом врываются холод, снег и в стер.

А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных; и в результате страдают и тело, и душа.

Также важно понимать, что Заповеди Божьи, Его Закон даны нам как Дар Его Божественной Любви к нам, неразумным детям Его.

Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему "просто так хочется".

Всё, что Бог заповедал делать - полезно нам, а что запретил - вредно.

Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: "пей морковный сок - он полезный, не ешь много конфет - это вредно". А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и "закатывает истерику", требуя ещё сладкого.

Также и мы, взрослые "дети", больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям.

И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем ГРЕХ.

Бог, зная немощное и удобопреклонное ко греху естество человеческое и не желая погибели Своего творения, в числе прочих Даров Благодати, даровал нам Таинство Покаяния, как средство очищения от грехов, освобождения от их, губительных для человека, последствий.

Дав своим ученикам - апостолам - власть прощать или не прощать грехи человеческие, Христос, через апостолов, дал эту власть и апостольским преемникам - епископам и священникам Церкви Христовой.

И ныне каждый православный епископ или священник обладает этой властью во всей полноте.

Всякий христианин, сознающий свои грехи и желающий от них очиститься, может придти в храм на исповедь и получить "разрешение" (освобождение - с церковиослав.) от них.

Важно понимать, что Церковное Таинство Покаяния есть не просто возможность выговориться и тем "облегчить свою душу", как это принято в миру, но по сути своей это Таинство - действие Благодати, и, как и каждое действие Духа Святого, производит в душе человека реальные благотворные изменения.

Покаяние называют ещё "вторым крещением", так как в этом Таинстве совершается, подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь обретает блаженное состояние чистоты и праведности.

Приходящим к этому спасительному Таинству, ищущим исцеления душевных недугов, нужно знать, что Таинство Покаяния состоит как бы из четырёх частей или этапов.

  • Готовящийся к Таинству Покаяния христианин должен УМОМ ОСОЗНАТЬ свои грехи, проанализировать свою жизнь, понять, в чём и как он нарушил Заповеди Божьи, оскорбил Божественную к нам Любовь.
  • Осознавший свои грехи христианин должен СЕРДЦЕМ РАСКАЯТЬСЯ в них, оплакать своё недостоинство, просить у Бога помощи, чтобы впредь не осквернять себя ими.
  • Пришедший в храм кающийся должен подойти на Исповедь и УСТАМИ ИСПОВЕДАТЬ (исповедовать - (с церковнослав.) открыто признавать), то есть открыть перед священником свои грехи, прося у Бога прощения и давая обещание в будущем всеми силами души бороться с искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.
  • Исповедав священнику свои грехи, получить от него РАЗРЕШЕНИЕ через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста.

Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от греховного недуга.

Нужно также отметить, что исповедь должна быть строго индивидуальна, "лицом к лицу", так называемая "общая исповедь", когда священник читает всем сразу молитвы и список грехов, а потом по одному подходят за "разрешением", неправомочна.

 

Таинство Брака. Что такое Таинство Брака?


Фото: Артура Демченко

ВОПРОС: Что такое Таинство Брака?

ОТВЕТ: Таинство Брака, как и все другие Таинства, есть действие Благодати.

Союз мужчины и женщины изначально благословлён Богом. Священное Писание говорит: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею..." (Бытие 1, 27-28).

Также сказано в Библии: "...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть" (Бытие 2, 24).

Господь наш Иисус Христос, говоря о брачном союзе, недвусмысленно утвердил: "...что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Матф. 19, 6).

Именно это сочетание Богом мужчины и женщины в едину плоть происходит в Таинстве Брака.

Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества, например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом.

И, как вода в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа является в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духовное соединение - христианскую семью.

Причём, цель этого соединения не только в продолжении рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, потому что христианская семья - это малая Церковь Христова, христианский брак - одна из форм служения Богу.

Что такое венчание?

ВЕНЧАНИЕ - богослужение, во время которого совершается таинство брака благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их". Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 2033) и Евангелие (Ин. 2; 111), произносится ектения и поется молитва "Отче наш". Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари "Исайе ликуй...", "Святии мученицы...", "Слава Тебе Христе Боже", после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отдует. В православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).

 

Что такое соборование? Таинство Елеосвящения

ВОПРОС: Что такое Таинство Елеосвящения и почему Его ещё называют Соборованием?

ОТВЕТ: Основание для появления этого Таинства в Церкви мы находим в Евангелии, в Соборном Послании апостола Иакова:

"Болен ли кто из вас? пусть призовёт пресвитеров (священников - о. Л.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем ("елей" - (с греч.) масло) во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иаков 5, 14-15).

В этих словах апостола раскрыт смысл Таинства Елеосвящения.

Прежде всего, само название этого Таинства говорит о том, что действие в нём Благодати Святого Духа осуществляется посредством освящённого растительного масла - елея (у нас на Руси обычно используется для освящения подсолнечное масло).

По слову апостола, посредством молитвы священников и помазания освящённым маслом совершаются два благодатных действия: исцеление недугов и прощение грехов.

Но, скажете вы, ведь для прощения грехов существует Таинство Покаяния? Правильно.

Только в Таинстве Покаяния прощаются те грехи, которые христианин вспомнил, раскаялся в них и открыл на исповеди. Забытые же, совершённые в неведении, неисповеданные грехи продолжают отягощать человеческую душу разрушая её и становясь источником душевных и телесных недугов.

Таинство Елеосвящения, очищая душу от этих неисповеданных грехов, устраняет первопричину болезней и, по вере, дарует христианину совершенное исцеление.

А так как все мы, недужные или ощущающие себя физически здоровыми, имеем забытые, или в неведении совершённые грехи, то не должны пренебрегать возможностью очиститься от них в Таинстве Елеосвящения.

По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже физически здоровые, один раз в год, обычно Великим Постом, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения.

Больным же тем более надо сразу же приглашать священника для совершения этого Таинства, как только заболевание даёт о себе знать.

Медицина борется только с последствиями заболевания, не устраняя его первопричину, которая лежит в области духовной жизни человека.

Таинство Елеосвящения, устраняя эту первопричину, даёт возможность медицине успешно побеждать и последствия недугов.

Соборованием Таинство Елеосвящения называют потому, что, по возможности, оно совершается собором (собранием) из семи священников, каждый из которых читает один из входящих в это Таинство отрывок Евангелия с прилагаемыми к нему молитвами и единожды помазывает болящего освящённым елеем.

Впрочем, и один священник, носящий на себе всю полноту священнической Благодати, может совершать это Таинство. В этом случае он один прочитывает все семь отрывков из Евангелия с молитвами, и сам же, после каждого чтения, помазывает больного, в общей сложности, семь раз.

 

Что такое Богослужение?

ВОПРОС: Что такое Богослужение?

ОТВЕТ: Все священнодействия Церкви можно разделить на две группы: Уставные Богослужения и Требы.

Уставные Богослужения - это общественные Богослужения, порядок совершения которых определён Типиконом - Уставом ("типос" - (с греч.) тип, образец).

Уставом определены три "круга" Богослужений: суточный, недельный и годовой.

В суточный круг входят все Богослужения, совершаемые в течение дня: вечерня, повечерие (великое или малое), полунощница, утреня, часы и литургия.

Литургия является самым важным Богослужением дня.

На практике эти Богослужения объединяются в две группы: вечернее Богослужение и утреннее. Обычно вечером совершаются Богослужения "вечерни", "утрени" и "первого часа". Утром совершаются Богослужения "третьего и шестого часов" и Божественная Литургия.

Во время Великого Поста и в некоторые другие дни порядок Богослужений несколько изменяется.

Недельный круг Богослужений определяет особенности Богослужения каждого дня недели, так как каждый день недели посвящен какому-нибудь особому воспоминанию:

  • ВОСКРЕСЕНЬЕ - Воскресению Христову;
  • ПОНЕДЕЛЬНИК - Небесным Силам;
  • ВТОРНИК - Иоанну Крестителю и Пророкам;
  • СРЕДА - Кресту в связи с покаянным воспоминанием о предательстве Иуды;
  • ЧЕТВЕРГ - Апостолам и Святителям (главным образом Святителю Николаю);
  • ПЯТНИЦА - Кресту в связи с Распятием Господа Иисуса Христа;
  • СУББОТА - Божьей Матери, а также всем святым и усопшим.

Среда и Пятница в течение всего года (кроме "сплошных" и Пасхальной "седмиц") являются днями постными.

Годовой круг состоит из Богослужений на каждый день года, включая сюда все праздники и дни памяти святых.

Главный христианский праздник года - Пасха, называемая Праздников Праздник, кроме которой существуют двенадцать великих праздников, посвященных Господу Иисусу Христу и Божьей Матери, которые называются "двунадесятыми".

Некоторые из этих праздников совершаются в определённые дни каждого месяца и называются "неподвижными". Например, Рождество Христово, Благовещение и др.

Некоторые же праздники, "подвижные", празднуются каждый год в разные дни. Таковы Пасха и все зависящие от неё праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы - Пятидесятница.

Самые большие праздники предваряются Постами.

ВОПРОС: В чём же смысл общественных Уставных Богослужений, почему они совершаются по сложной системе, регламентированной Уставом, каково их значение для духовной жизни христианина?

ОТВЕТ: Господь наш Иисус Христос сказал: "...где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" и ещё: "... если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного" (Матф. 18, 19-20).

Эти слова Господа делают понятным, почему с самого основания Христовой Церкви христиане собираются на совместную молитву.

Ещё до Рождества Христова, в период действия Ветхого Завета, важнейшей частью духовной жизни богоизбранного народа была общая молитва в Храме, участие в священнодействиях, совершаемых ветхозаветными священнослужителями, пение духовных песнопений.

Сам Господь Иисус и ученики Его в ночь, когда Он был взят на Страдания, "...воспевши, пошли на гору Елеонскую" (Выделено автором) (Марк. 14, 26).

Ветхозаветные священные тексты легли в основу Богослужения христианской Церкви, стали стержнем, на который нанизываются вот уже почти две тысячи лет вновь создаваемые тексты христианских молитв и песнопений.

Среди ветхозаветных священных текстов в христианском Богослужении используются Паремии (отрывки текстов Священного Писания Ветхого Завета) и Псалтирь (сборник духовных песнопений, созданных Пророком и Псалмопевцем Давидом).

По мере того как росла и расширялась Церковь Христова, увеличивалось количество составляющих её славу святых, происходили события, в честь которых устанавливались Праздники, росло и количество составлявшихся в честь этих святых, или праздников, Новозаветных молитв и песнопений, которые вместе с Ветхозаветными текстами составляют современное христианское Богослужение.

В течение истории, в разные века, создавались различные редакции Устава Богослужений, которые по месту создания получали названия: Иерусалимский, Студийский, Устав Великой Церкви и другие.

В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года Иерусалимский Устав.

Кроме общественных Уставных Богослужений, в Церкви совершаются Богослужения частные - Требы (от слова требовать, потребность), совершаемые но потребностям прихожан. Требами являются: Таинства Крещения, Брака, чинопоследования Погребения, освящения жилищ и др.

Все жизненные потребности христианина обеспечиваются молитвенной поддержкой Церкви, её Благодатной помощью и благословением.

 

Поведение в храме. Как вести себя в храме?

ВОПРОС: Как вести себя в храме?

ОТВЕТ: Прежде всего - скромно. Войдя в храм, не думайте, что вы "осчастливили" этим Бога.

Это для вас - великое счастье, что Господь вразумил вас обратиться к Нему и дал вам возможность войти в Своё Святилище. Подумайте о том, какое огромное количество людей осталось вне храма, в духовной темноте, и возблагодарите Господа за то, что Он призвал вас на путь Спасения.

Идя в храм - "дом Молитвы", напоминайте себе о том, что вы идёте туда для общения с Богом, чтобы испросить у Него прощение грехов, спасение души и необходимую для этого Благодать Святого Духа.

Заранее узнайте - во сколько начинается в храме Богослужение, и постарайтесь придти в храм минут на пятнадцать раньше начала.

Подойдя ко входу в храм, троекратно осените себя крестным знамением с "поясным" поклоном.

Что такое крестное знамение?

ОТВЕТ: Крестное знамение - это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение (знамение - знак с церковнослав.) Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.

В том, что это действительно так, можно убедиться из многочисленных примеров, описанных в духовной литературе или передаваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питьём, протухала вода, "заряженная" колдунами, экстрасенсами или "бабками", успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и многое другое.

В благодатной силе крестного знамения вы сами неоднократно сможете убедиться по мере вхождения в практику духовной жизни.

Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие, и даровал это Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого - диаволом.

Кстати, обратите внимание на то, что абсолютное большинство еретиков и сектантов ненавидят Крест и, считая Его лишь орудием страдания, попирают Его.

Нам же, православным христианам, должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно.

"Беспорядочному маханию бесы радуются", - говорит нам опыт святых отцов.

Так вот, чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным знамением и получать от Бога благодатное освящение, совершать его положено так: три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складываем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своём на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают две Его природы - Божественную и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу - для освящения нашего ума, к животу - для освящения наших внутренних чувств, потом к правому, затем левому плечам - для освящения наших телесных сил.

Когда мы осеняем себя крестным знамением, то мысленно произносим: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь", выражая этим нашу веру в Святую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божпю.

Слово "аминь" означает: истинно, да будет так.

Поклонами мы выражаем сознание нашей греховности и недостоинства перед Богом, они - знак нашего смирения, преклонения перед Ним.

Поклоны бывают поясные, когда мы наклоняемся до пояса, и земные, когда мы становимся на колени и касаемся головою и руками земли.

Итак, подойдя ко входу в храм минут за пятнадцать до начала Богослужения, вы трижды осеняете себя крестным знамением, совершая после каждого поясной поклон, выражая тем самым свою благодарность Богу за то, что Он сподобил вас посетить Дом Свой, и прося Его благословения на вхождение в дом Молитвы, затем входите в храм.

Войдя, остановитесь около входа и также совершите три крестных знамения с поясным поклоном, выражая тем самым своё почтение к святому месту, где пребывает Дух Божий.

Затем оглядитесь по сторонам, и вы увидите недалеко от входа "свечной ящик", место, где продают свечи, иконы, принимают записки с именами поминаемых "о здравии" и "о упокоении".

Подойдите туда и, в зависимости от ваших финансовых возможностей, приобретите по доступной вам цене несколько свечей.

Что такое церковные свечи, для чего и где их принято возжигать?

ОТВЕТ: Церковная свеча - это прежде всего ваша жертва Богу.

Жертва - это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному.

Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар).

Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва. Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней - это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в "церковную кружку" на восстановление храма - это жертва. Жертва - это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы.

Когда ребёнок дарит своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку, это не менее приятно отцу, чем если ребёнок подарит ему купленный на данные мамой деньги дорогой галстук или крем для бритья.

Некоторые пытаются вступать с Богом в "коммерческие отношения", например: "Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!"

Богу не нужны толстые или тонкие свечи, Богу нужны любящие сердца.

Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного.

Свеча - это как бы проводничок нашей молитвы, усиливающий и направляющий эту молитву к Богу, Божией Матери или кому-либо из святых, к кому вы решили обратиться за помощью.

После того, как вы приобрели свечи, подойдите к лежащей на аналое (тумбочке с наклонной верхней плоскостью) посреди храма иконе "праздника" (изображающей событие или святого, память которого празднуется в этот день), зажгите и поставьте свечу на подсвечник, стоящий перед этой иконой, обратитесь с молитвой к святому, изображённому на ней.

Например: "Святый угодниче Божий Николае (или святая мученице Татиано, благоверне княже Александре и т. д.)! Моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами сподобит достичь Царствия Небесного".

Если вы скажете всё то же на русском, а не на церковнославянском языке, святой, к которому вы обращаетесь, услышит вас ничуть не хуже.

По мере того как вы начнёте пользоваться Молитвословом, вы сами начнёте использовать в своих молитвах церковнославянские слова и обороты, потому что увидите, что церковнославянский язык, за счёт своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты, гораздо более пригоден для общения с Богом, чем наш современный искалеченный разговорный русский язык.

После того как вы произнесёте свою молитву (в уме или негромко вслух) перед иконой, дважды осените себя крестным знамением с поясным поклоном (если день не воскресный или праздничный, то можно и с земным ) и "приложитесь" к иконе, то есть поцелуйте её в знак любви и почтения к изображённому на ней, после чего в третий раз осените себя крестным знамением и поклонитесь.

В таком же порядке христиане должны подходить к любым святыням: иконам, святым мощам и другим, то есть: сперва зажигаете и ставите свечу, затем обращаетесь с молитвой, затем дважды креститесь и кланяетесь, затем целуете святыню, затем в третий раз креститесь и кланяетесь, после чего отходите.

 

 


 
Поделитесь с друзьями!
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2012 Благотворительный фонд «РУССКАЯ БЕРЕЗА»
Rambler's Top100