Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 

Реклама частных и коммерческих объявлений в газете "БЛАГОЕ СЛОВО". Газета распространяется по всем храмам Москвы. Эффект от рекламы колоссальный. Разместив объявление в "Благом Слове" Вы не только решите свои проблемы, но и поможете процветанию замечательной православной газеты.
blagoeslovo(знак собаки)bk.ru
Тел: (495)507-21-92


Компания «Восток-Инжиниринг» предлагает широкий ассортимент высокачественного вентиляционного оборудования ведущих отечественных и европейских производителей.
Январь-февраль 2008

Содержание номера


Тайны истории от Михаила Руденко

Последний защитник советского неба

Михаил Иванович Руденко

Официальные источники утверждают, что первый авианалёт на Берлин был совершен по приказу Сталина морскими лётчиками полка Евгения Преображенского в августе 1941 года. Нет ни малейших оснований ставить под сомнение этот подвиг. Но мы считаем своим долгом также ознакомить читателей с невероятной историей, рассказанной автору полковником ВВС в отставке Валерием Рябининым.

- ...Войну я встретил техником-лейтенантом на полевом аэродроме под Перемышлем на западной границе. Наш батальон аэродромного обслуживания со дня на день ожидал новую технику: фронтовые бомбардировщики Пе-2, о которых ходило много слухов, а пока что откровенно маялись без дела. На опостылевшие "легкие бомбардировщики" Р-5, явно устаревшие и не способные противостоять противнику, даже смотреть не хотелось...

Несмотря на явно предгрозовую опасность; ощущавшуюся буквально во всем, нас не держали в гарнизоне, и мы совершали пешие прогулки по изумительной красоты окрестностям; а я, имея подаренный товарищами по случаю дня рождения велосипед, позволял себе и более отдаленные вылазки. В одну из которых, отмахав километров 12, и наткнулся у полевой дороги на старый, почерневший от времени и непогоды сарай огромных размеров. На широченной двери висел ржавый пудовый замок, что лишь усилило мое любопытство. И в следующий раз, захватив у знакомого местного жителя телегу с лошадью и прихватив нескольких сослуживцев, я явился туда снова, чтобы попытаться проникнуть внутрь.

Приехав к объекту и сбив замок припасенной кувалдой, открываем тяжелые двери и столбенеем: в допотопном "ангаре" стоит "Илья Муромец", 4-моторный аэроплан времен Первой мировой войны! Построенный, как об этом свидетельствовала прикрепленная к стене кабины латунная платина, аж в 1916 году (заводской № 74). Модификации "Е", с двигателями суммарной мощностью 785 л.с. На его борту мы тут же насчитали 7 пулеметов и 7 сидений на высоких металлических ножках для экипажа... Меня, младшего авиаспециалиста, больше всего тогда удивило, что полотняно-фанерная обшивка крыльев и фюзеляжа древнего летательного аппарата оказалась в сохранности(!).

Продолжая осмотр находки, я обнаружил, что шасси у него были двухколесные, подстрахованные короткими лыжами. Кабина напоминала каюту яхты: она, кроме двух мест пилотов в своей передней части, имела гостиную, спальный бокс и даже уборную. Мне запомнилось также, что самолет судя по надписи на той же табличке, был изготовлен - если не ошибаюсь - на Русско-Балтийском заводе в Петрограде и имел моторы фирмы "Рено", нашего французского союзника времен Первой мировой.

Возвращаясь назад и дав волю фантазии, мы с ребятами размечтались до того, что решили сагитировать командира полка Бабенко дать согласие на совершение добровольцами части хотя бы единственного "ознакомительного полета". На что тот ответил:

- На днях я убываю в Киев на окружное совещание комсостава, - заявил он. - Вот тогда и ломайте себе шеи! А если гробанетесь - я лично возглавлю трибунал и потребую для злостных хулиганов и разгильдяев высшей меры наказания!.. "Добро" начальства, таким образом, хотя и в своеобразной форме, было получено. И не успела за "эмкой" комполка осесть дорожная пыль, как трактор "ЧТЗ" уже вытаскивал найденный бомбовоз из того самого сарая. Освоение "этажерки" возглавил лично зам. комполка по эксплуатации авиатехники, красавец-мужчина и сорвиголова по натуре. В азартных техосмотрах, регулировках и настройке на рабочий лад матчасти дни пролетели незаметно; и вот уже однажды ранним утром аэроплан, скрипя и переваливаясь на ухабах и оглушительно ревя моторами, с несколькими "смертниками" отрывается от земли. А после нескольких удачных вылетов энтузиасты (и я в том числе!) входят в такой азарт, что даже умудряются сбросить вручную на зеленый луг в окрестностях аэродрома даже 25-килограммовую бомбу(!). И случилось это примерно за 2,5 недели до начала войны. Которую "Илья Муромец" встретил, красуясь в самом дальнем конце взлетной полосы...

 

"Главное сейчас, товарищи, шарахнуть по логову фашистского зверя"!

- Нашу "точку", - продолжает Валерий Игнатьевич свой рассказ, - немцы не бомбили: волна за волной армады их бомбовозов в плотном строю, как на параде, в безоблачном небе проходили над нашими головами на восток, не встречая никакого сопротивления; с земли их тоже никто не пытался обстреливать. К вечеру 22-го числа в полк приходит приказ "организованно перебазироваться километров на 200 восточнее", но уже поздно: растерянный и до предела озадаченный Бабенко, кивая на замолкший полевой телефон, бросает с досадой:

- Какое, к черту, перебазирование! Я час назад звонил в штаб дивизии, где знают оперативную обстановку, и мне оперативный дежурный открытым текстом залепил, что немцы за световой день успели отмахать по шоссе на восток 60-80 км! Так что мы, товарищи, уже находимся в ближнем тылу противника...

И, помолчав, добавил:

- Но приказы не обсуждаются, а их следует беспрекословно выполнять! Так что завтра на заре все способные держаться в воздухе самолеты перегоняем на тыловую базу; все остальное хозяйство сжигаем и походной колонной уходим. Будем пробиваться к своим!..

В сумерках приземляется посланный на разведку в ближний тыл "разведчик" и приносит мрачные новости: все ведущие на восток дороги забиты бронетехникой немцев, прущей безостановочно, не вступая в боестолкновения с нашими частями прикрытия!..

- Уже в темноте, - продолжает Валерий, - по дороге к складу мне навстречу попадается бегущий зампотех Экман:

- Вчера со станции нам завезли авиабомбы. Приказано немедленно склады взорвать! - кричит он на бегу.

- А с "Муромцем" что решили? - интересуюсь я.

- Комполка решил перегнать его на новую "точку"; а заодно на шоссе пошерстить и обнаглевших фашистов!

Экман приказывает мне следовать за ним, а когда оказываемся на складе, - распоряжается без лишних разговоров загрузить в аэроплан "максимальное количество" бомб малого калибра, уложив их в несколько рядов прямо на пол бомбовоза. Что я за пару часов с призванными на подмогу технарями и исполняем в точности.

... Едва на востоке возникает светлая полоска вдоль горизонта, - Экман отзывает меня в сторону и протягивает свою полевую сумку:

- Возьми, Валерий, если сможешь - сохрани и передай ордена и личные документы моим домашним!

- А вы куда? - испуганно выкрикиваю я.

- Обо мне не беспокойся: я решил поступить, как в той песне поется: "Если смерти, то мгновенной..."

- Что вы задумали? - еще более испуганно вскричал я.

- Лечу на Берлин, Валера! Отступление, всякие там "планомерные отходы" и прочий идиотизм - не для меня! Так что извини...

Тут только я осознаю до конца весь ужас происходящего и повисаю у Экмана на плечах:

- Одумайся, Николай Прохорович! Какой к черту Берлин - у этой развалюхи скорость черепахи и дальность полета не более 700 км! Даже если долетишь туда - назад шансов вернуться никаких!..

-Да знаю я все это, - обрывает меня майор. Дальность для меня значения не имеет! Главное сейчас - шарахнуть по Берлину, привести сбесившегося Адольфа в чувство!..

И он бросается куда-то в сторону казармы, оставив меня в полном оцепенении.

В суете проходит еще час, и когда наступает рассвет, - огромный биплан медленно, натужно ревя моторами, уползает по примятой траве далеко, почти до самого горизонта, где отрывается, наконец, от земли и растворяется в утренней дымке...

 

Таинственный пожар

Судьба майора Николая Экмана и его экипажа, набранного в последние минуты пребывания на полевом аэродроме, оставшемся в тылу у рвущихся на восток немцев, долго оставалась для Валерия Рябинина неизвестной. Ему в ту войну повезло: он в ней уцелел, хотя тогда, 41-м, их походную колонну вскоре после начала движения в пух и прах разнесла танковая рота фрицев, из засады расстрелявшая ее в упор. Валерий в той заварухе случайно уцелел и, оторвавшись от своих пошел на восток, приставая по пути к группам таких же, как и он сам, окруженцев. Их снова и снова обнаруживали и долбали из всех видов оружия немцы, пока - уже глубокой осенью - не осел наш рассказчик в одном из первых партизанских отрядов, на который он наткнулся на безымянном островке посредине тихоходной Удай-реки. На "большую землю" улетел с первым "Дугласом", прилетавшим за раненными в их партизанское соединение. Затем снова летал с переменным успехом, зарабатывая все новые раны и контузии, а попутно - и боевые награды. Войну закончил западнее Берлина, заблудившись в германском небе и сев на вынужденную где-то в Тюрингии...

Судьба майора Экмана и его героического экипажа, набранного в суете последних часов пребывания там, под Перемышлем, долгие годы оставалась Валерию неизвестной. Скорые на решения в ту военную пору кадровики поспешили занести Николая Прохоровича в бесконечные списки "без вести пропавших". Но все послевоенные годы, особенно в дни очередных годовщин дня Победы, Валерий, ставший на момент ухода в отставку подполковником, продолжал думать о судьбе своего командира. Напряженно вчитывался в мемуары военачальников, рылся в газетных подшивках, ловил каждое слово об отгремевшей войне по радио - и все бесполезно...

И вот на 9 мая 1980 года он в составе делегации ветеранов войны оказывается в столице ГДР. И в один из дней упрашивает приставленного к делегации немецкого "геноссе" свести его в управление берлинской пожарной охраны. Где Валерий обращается к немецким товарищам с настоятельной просьбой посмотреть в ихних архивах - какие именно пожары были зафиксированы в столице рейха 23 июня 1941 года в первой половине дня. Но тамошние пожарные ничего путного не сообщают, и наш следопыт ни с чем возвращается в Союз. А недели через три из Германии к нему в деревню вдруг приходит загадочный пакет из Берлина. Вскрыв его, Рябинин обнаруживает внутри отпечатанный на машинке текст на немецком языке. Ветеран бросается в райцентр к школьной учительнице, которая и переводит ему содержание послания. Из которого следует, что в течение первых суток "войны на востоке" в Большом Берлине было зафиксировано несколько пожаров, среди которых один вызвал немало толков в городском пожарном управлении. Ниже следовала выписка из журнала дежурной смены, бережно записанная Рябининым со слов учительницы и зачитанная автору: "...В половине четвертого утра 23 июня 1941 года на юго-восточной окраине Берлина, в 3,5 км от кольцевой автострады по неизвестной причине обрушились два верхних этажа 7-этажного жилого дома. Обвал сопровождался серией взрывов и пожаром, перекинувшимся на соседние дома. Произведенным осмотром в развалинах обнаружены металлические конструкции неизвестного происхождения, в том числе поддон длиной около 7,0 и шириной примерно 2,5 метра. А на расстоянии 25-50 м от очага пожара - деформированные и обгоревшие однотипные агрегаты количеством 4 штуки..."

- Можете себе только представить, какое волнение охватило меня после прочтения этих строк, - с напряжением в голосе произнес Рябинин. - В тот момент перед моим взором, затуманенным непроизвольно выступившими слезами, явственно возникла молодцеватая фигура майора Николая Прохоровича Экмана и донесся из вечности его тихий, но твердо поставленный голос:

- Главное, Валера, - это шарахнуть по Берлину. А все остальное приложится. Будем живы - не помрем!..

Седой ветеран после сказанных слов всматривается в собеседника и озвучивает сидящую в его душе занозой, мучающую его многие годы мысль:

- Может, сейчас это прозвучит глупо, но знаете, - на старости лет я все чаще корю себя: почему же тогда, в первый день войны я не полетел на Берлин вместе с ними?!..


В следующем номере журнала "Русская берёза" читайте "Астронавт фюрера" о космической программе фашистской Германии.

Содержание номера



 

Реклама

Дорогие братья и сестры! Друзья! Вы можете оказать помощь нашим подопечным деткам, разместив на страницах Народного журнала "Русская Берёза" рекламу Вашей организации или частное объявление за БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС НА РАСЧЁТНЫЙ СЧЁТ ФОНДА. Подробности о размещении спрашивайте у председателя фонда О.М. Гарнаевой по тел: +7-903-535-20-96 или электронной почте:


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2009 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100