Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
март-апрель 2009

Содержание номера


Православие

Иеромонах Леонтий: "Приучить себя к соучастию"

Юлия Шабанова

Председателю фонда "Русская Берёза" часто поступают просьбы от благотворителей и подопечных помолиться о здравии или упокоении своих некрещёных сродников, либо самоубийц. Для этих людей и публикуется интервью Юлии Шабановой с иеромонахом Леонтием, настоятелем храма в честь св. мученика Уара в Химках.

Мощи св. мученика Уара

Мы встретились с отцом Леонтием после службы в маленьком светлом белокаменном храме, такие обычно изображают на рождественских открытках. И с этим зрительным впечатлением резко контрастировала тема нашего разговора - участь самоубийц и людей, умерших некрещёными.

- Ваш храм стоит на кладбище. Бывало ли так, что человек, находящийся в отчаянии из-за смерти близкого, уходил из церкви преображенным, с сердцем полным веры, как блаженная Клеопатра?

Блаженная Клеопатра, которая погребла останки св. мученика Уара, в молитвах к нему просила о земном благополучии для своего сына и пережила большое горе, когда тот умер. Но на смену такому состоянию пришли радость и смирение: ведь сын её предстал перед Господом! И мы чаще всего обращаемся к Богу, столкнувшись со смертью близкого человека: мужа, жены, ребенка (к смерти родителей мы, как правило, готовимся заранее). И иногда за этим обращением следует околоцерковное служение; правда, процесс этот очень долгий и сложный. У нас есть еще одна часовня на кладбище, и женщина, которая находится там на послушании, сама взяла на себя такое служение - утешать людей, которые потеряли близких. Поскольку она сама лишилась сына, то может понять всю глубину их горя. Они вместе пьют чай, разговаривают, идёт очень медленный процесс воцерковления. И эти люди уже не боятся зайти в храм: молятся, ставят свечи.

- По усердной молитве св. мученика Уара Бог отпустил грехи сродникам бл. Клеопатры. Но в житии не сказано, что её умершие предки не были крещены. Почему же мученику Уару молятся об упокоении некрещёных?

Я все-таки думаю, что родители бл. Клеопатры были язычниками. Документальных свидетельств, об этом, конечно, нет. Но сама она была замужем за язычником, военоначальником, человеком высокого положения. И будучи уже христианкой, крестила своего сына. Церковное предание же гласит, что, молясь мученику Уару, она умоляла о своих некрещёных родственниках. Это и делает возможными наши молитвы за некрещёных людей в обращении к святому: "якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными".

- А нет ли здесь какого-то элемента язычества: мол, одному святому мы молимся за некрещёных, другому при головной боли, третьему - чтобы решить жилищные проблемы?

Безусловно, в нашей церкви это отголоски язычества, но дело не в самих просьбах определенному святому, а в том, как к этому относятся некоторые люди. Такое впечатление, что на небе есть определённые "кабинеты", в которые, в зависимости от содержания, поступают "прошения". И попробуй установить связь между Иоанном Крестителем и головной болью! Но в католической церкви это еще более распространено. Там есть фестивали, всяческие костюмированные действия в честь определенного святого, например покровителя какого-нибудь города.

- Как преодолеть подобные предрассудки?

Нужно, конечно, беседовать с людьми, объяснять сущность христианства, делать краткий экскурс в Священную историю. Говорить, что святые все-таки почитаются после Бога-Троицы и Богородицы. Ведь святой - это человек, на протяжении жизни испытавший трудности, претерпевший искушения. И зная, как это трудно, он умоляет Бога ниспослать нам облегчение.

- Часто ли в храм обращаются с просьбой подать записки о некрещёных людях?

За некрещёных людей разрешена домашняя молитва. Откуда взялась практика церковного поминовения? Говорят, что первым обратился к этой теме еще в 1996 году отец Владимир Воробьёв, ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета на базе храма Святой Троицы в Вешняках. Когда я стал здесь настоятелем, то мы съездили к нему за советом. На наш вопрос он ответил, что Святейший Патриарх Алексий II благословлял поминать некрещёных, но только не вслух. Он также говорил, что такая практика должна быть там, где есть храм мученика Уара либо чтимая икона, к которой ездят верующие. Поэтому, молясь за некрещёных, я прочитываю тропарь и поминаю их про себя. Также мы молимся за младенцев, умерших во чреве матери или при рождении. Наверное, именно здесь вступает в силу закон любви Христовой, которая объяла всех. Ведь Сын Божий пришел не только к иудеям. Известны Его походы в Самарию, в языческую Галилею, где, собственно говоря, началась Его проповедь. Но, к сожалению, народная молва стала утверждать, что у нас можно молиться не только за некрещёных, но и за самоубийц.

- А возможно ли отпевание самоубийцы?

Есть официальная позиция Церкви: мы не можем заочно отпевать этого человека, если нет разрешения от епископа, которому дана полнота церковного служения. Если родственники говорят, что не обращались к нему по незнанию, мы подробно объясняем, как это сделать. Порядок прост: нужно обратиться в епархиальное управление (в Москве оно находится в Новодевичьем монастыре) и написать прошение на имя архиерея. В нем излагаются обстоятельства смерти, например, невменяемость человека. Другое дело, если самоубийца сознательно совершил то, к чему долго готовился - тогда, конечно, такого разрешения никто не выдаст.

- А что делать в том случае, если непонятно, была ли смерть преднамеренной или же случайной?

Священник может лишь выслушать человека, а поставит точку в этой ситуации только архиерей.

- Приходили ли к вам на Исповедь отчаявшиеся люди, которые не хотели жить?

Да, вот недавно приходил человек, который узнал что у него СПИД. Это такое тяжёлое состояние, когда тебе произносят приговор, а ты на свободе. У тебя всё есть, ты работаешь, но это хуже, чем в тюрьме, когда не знаешь, выйдешь ли ты на волю или нет. И если с такой бедой вдруг приходит человек, очень трудно найти слова для поддержки. У нас много таких людей, остающихся без духовной заботы. Но есть и те, которые пытаются это изменить. Мой знакомый священник в Липецке, который занимается подобной проблематикой, вот он собрал опыт служения этим людям. Ведь отчаиваться не нужно: если встать на учет в медицинском учреждении, то можно получить достаточно дорогое лечение за бюджетные средства. И человек проживет еще много лет.

- Иногда люди кончают с собой не из-за неразрешимых трудностей, а потому, что не видят в своей жизни смысла.

У воцерковленных людей обычно не возникает мысли об этом, хотя бывают очень тяжёлые ситуации. Это всё происходит у людей нецерковных.

Их сердце, как правило, закрыто от близких, и уж тем более от священнослужителя. И здесь нужно быть хорошим пастырем, психологом. Это ведь внутреннее чутьё: нужно подобрать такие слова, которыми ни в коем случае нельзя оскорбить, сделать больно. А иногда нужно просто посидеть и помолчать - и это тоже будет помощь.

- Все ли здесь зависит от священника?

Если человек в таком состоянии придет в храм, то ему, конечно, это будет великое подспорье. Но большинство таких ситуаций происходит от одиночества, оставленности людьми. Вокруг тысячи людей, а человек одинок и не пускает никого к себе в душу. А это и есть путь туда, к самоубийству. И чтобы действительно помочь этим людям, каждый должен приучить себя к соучастию.

Молитва святому мученику Уару

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Адрес храма: г. Химки, Машкинское шоссе, стр. 1.

тел: 8-926-526-01-47, www.uarhram.ru

 

Москва

Содержание номера



 

Новые проекты Благотворительного фонда "Русская Берёза"

 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2009 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100