Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
май-июнь 2009

Содержание номера



Проносясь мимо…

Оксана Михайловна Гарнаева

Рассказ написан на основе воспоминаний реальных людей, с которыми мне в разное время приходилось сталкиваться. Это рассказ о народном подвиге и... о людском равнодушии.

Баба Катя стояла на автобусной остановке. Погода была жаркой, для старушки невыносимой. Автобус, который возил пенсионеров и ветеранов льготников, ходил от города к кладбищу раз в два часа. Как назло на остановке лавочка, от которой остались лишь железные укосины, была выломана неизвестными вредителями. Пассажирам приходилось ждать автобус под раскалённым солнцем. "Наверное не надо было сегодня ехать", - думала баба Катя. Годы давали о себе знать, ноги болели, сердце пошаливало. Но как можно было в такой праздник не навестить своего самого дорогого и любимого человека - мужа Петеньку. Ведь 12 июля у него день Ангела. Десять лет как они расстались, а до этого 49 лет жили душа в душу и всего лишь месяц не дожил Петенька до их золотой свадьбы. Вроде баба Катя все слезы уж выплакала, ан нет, опять катятся при воспоминании о любимом муже.

К остановке резво подкатила маршрутка. Люди стали садиться, радуясь окончанию томительного ожидания под солнцем. Баба Катя осталась одна. В маршрутку буквально перед ней успела заскочить какая-то женщина помоложе, предъявив водителю удостоверение инвалида. Водитель смеялся и сыпал шуточками, собирая с пассажиров плату за проезд. "Какой веселый и добрый парень", - подумала баба Катя. "Попрошу, может захватит меня, все равно все уже сели, а в маршрутке ещё пара свободных мест".

"Сынок", - баба Катя заглянула в дверь маршрутки. "Может возьмешь меня еще одну льготницу? Я - ветеран войны, сил уж стоять нету".

"А чего тогда на кладбище ехала"? - Лицо водилы враз стало жёстким. "Знаем мы вас, ве-те-ра-ны…", - процедил он. "Вечно хотите на халяву проехать! Что я за тебя, бабка, со своего кармана платить буду"? "Шеф, поехали"! - раздражённо крикнул кто-то. "В таком возрасте, бабуля, дома надо сидеть у телевизора, а не по кладбищам таскаться", - добавил кто-то. "До чего довели страну… А теперь лезут"! - донеслось из полутьмы салона.

Баба Катя молча отошла от маршрутки, дверь которой тут же захлопнулась, и "газель" рванула с места. Обиды у неё ни на кого не было, привыкла. "Эх, Петенька, Петенька, - думала баба Катя, - что же ты так рано меня покинул, мне ж теперь так тяжело ездить к тебе".

Опершись на палочку, баба Катя смотрела вдаль, куда только что умчалась маршрутка. "Странно как-то всё в жизни получилось…". Вспомнился далёкий 41 год. Молоденькой девчонкой Катя встретила войну. Жила она с родителями в деревушке под Смоленском. Отец сразу ушёл на фронт, а мама уехала к родственникам в Москву, повезла туда младшую сестрёнку. На Катю оставили приборку дома, поручив спрятать вещи, заколотить окна и ехать вслед за матерью. Но Катя не успела выбраться из деревни. Фронт стремительно катился к Москве и маленькая деревушка оказалась на оккупированной территории. Бежать стало некуда.

Голод, холод, постоянный страх и днём, и ночью, фашистские грабежи, обыски, расстрелы. Баба Катя как наяву увидела страшную картину зимы 1941/42 года, когда эсэсовцы ловили маленьких детей и сбрасывали их в колодец. Закоченелые детские трупики лежали в колодце до весны. В соседней деревне немцы в колодце просто отравили воду, половина жителей умерли в страшных мучениях. Их деревушка Белоусово, долгое время находившаяся почти на самой линии фронта, несколько раз переходила из рук в руки. Бои шли ожесточённые. Как Кате удалось остаться в живых до полного освобождения от оккупантов в марте 1943 года, одному Богу известно.

С годами воспоминания о той войне стали яркими. Вот и опять баба Катя увидела себя с подружками, сидящую в подполе у деда Коли. Прижавшись друг к другу в тесном холодном погребе, девчонки трясутся от ужаса и, беззвучно рыдая, шепчут "Господи спаси! Господи помоги!" Над их головами в дедовой избе гремят сапогами пьяные фашисты: "Мужик, давай яйки, курка, млеко, девка давай"! Дед Коля стоит возле печки, прикрывая собой потаённый лаз в погреб, хитро спрятанный в подпечье, и повторяет: "Чаво? Нетути ничаво"!!! Изба у деда убогая, фашисты видят это, но всё равно раскидывают скромные дедовы пожитки и, пальнув напоследок в потолок над головой деда, уходят. Дед Коля… Господи, упокой его душу! Спас тогда молодых девчонок от насилия и неминуемой смерти. А сам погиб через полгода во время очередной облавы, проколов вилами толстого унтера, командовавшего расправой над соседским мальчишкой, который бросил в немцев камнем. А разве могло тогда быть иначе? Разве мог тогда человек не помочь человеку? Всех объединяла тогда общая беда - война. И одна мечта - ПОБЕДА!

…Уже вечерело. "Господи, что ж автобуса-то нету"? Баба Катя чувствовала, что ещё немного и она упадёт от усталости и чугунной тяжести в ногах. Кладбище находилось далеко от города. Старушка не знала, что единственный автобус, который она так ждала, не приедет. Он сломался на выезде из города. Пустить по маршруту другую машину никто не догадался. Баба Катя, не выдержав, опустилась на бордюр. Болело сердце, во рту пересохло. Проезжавшие мимо на своих машинах припозднившиеся посетители кладбища не обращали внимания на одинокую старушку.

"…Эх, Петенька, Петенька, знала б, что такие нелады с автобусом будут, не поехала бы к тебе. А не поехала, ты б обиделся. Где ж ты, бабка? - сказал бы. Вот я и поехала, Петенька потихоньку с Божией помощью. Вот и навестила тебя, так ведь по тебе соскучилась"!

Память опять унесла бабу Катю в прошлое. Вспоминала, как пошла санитаркой на фронт, вытаскивала с поля боя раненых бойцов. Сама была ранена. Комдив лично вручил ей самую, что ни на есть солдатскую награду - медаль "За отвагу"! А потом была Победа! С чем еще можно сравнить переполнявшую всех радость? Войне - конец! Как трудно, но с каким энтузиазмом истосковавшиеся по мирному труду люди восстанавливали разрушенную страну. Какой тогда был подъём, сила духа! Заново строили города, заводы, дороги.

Старший сержант Пётр Антонов тогда приехал в подмосковный городок к своему однополчанину, там и познакомился с Катей. Их первая любовь была простой и нежной, они радовались каждому прожитому вместе дню. Вместе переживали и потерю своего первенца, после которой Господь так и не дал им детишек. Работали на одном заводе, получили квартиру, строили светлое будущее в надежде, что больше никогда на русскую землю не придёт беда, а послевоенные дети никогда не узнают ужасов войны.

Сильная боль резанула по сердцу. "Эх, Петенька, был бы жив наш сынок, не сидела бы тут одна… Что-то совсем мне худо… Господи, прости меня, грешную…". Из рук бабы Кати выпала таблетка валидола и покатилась по асфальту.

- Ну, здравствуй, Катенька моя, вот я тебя и дождался…

- Петенька? Ты?..

…Мимо остановки пронеслась чёрная "Ауди", на мгновение осветив мощным светом фар лежащую на проезжей части фигурку.

- Игорёк, ты глянь, бомж прям на дороге возле кладбища спит! Во даёт! Напоминался! - И девушка выкинула в окно окурок. Водитель, молодой красивый мужчина, успокоил её. "Не боись, ща ночи тёплые, не замёрзнет"!

 

Жуковский

Содержание номера



 

Новые проекты Благотворительного фонда "Русская Берёза"

 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2009 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100