Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
июль 2010

Содержание номера



ВЕЛИКАЯ МАТУШКА

Михаил Алексеевич Дмитрук

18 июля 1918 года настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Фёдоровна и её келейница инокиня Варвара были сброшены большевиками в шахту заброшенного рудника близ уральского города Алапаевска. А летом 2005 года святые мощи этих преподобномучениц совершили триумфальную поездку по России - от Владивостока до Москвы. Это была первая совместная акция Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Зарубежом, положившая начало их объединению. Через пять лет после той поездки я встретился для беседы с человеком, сопровождавшим святые мощи в поезде-храме, - руководителем службы по связи с общественными организациями Миссионерского отдела Московского Патриархата протоиереем Сергием Поповым.
- Отец Сергий, читая житие святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Фёодоровны, её родных и близких, я поражаюсь, насколько оно не соответствует тому, что рассказывали советские историки о великих князьях и княгинях, членах Царской семьи. Нам внушали, что все они, прости Господи, тунеядцы и эксплуататоры, а на самом деле многие из них были великими тружениками и благотворителями, праведниками и святыми. Даже сейчас, при свободном доступе к любой информации, мало кто знает об их жизненном подвиге. Давайте же вспомним о нём, сравним их жизнь с нашей и сделаем выводы.
- Начнём с семьи. Елисавета была внучкой английской королевы Виктории и воспитывалась в традициях старой Англии: детская одежда и еда были самыми простыми, дети сами убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елисавета Фёдоровна говорила: "В доме меня научили всему". Потрясает пример её родителей: большую часть своего состояния они раздали на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, дарили больным цветы…
- А во многих современных российских семьях, не только в элитных, детей не учат трудиться и любить ближних, их постоянно балуют, и, повзрослев, они становятся неспособными ни к чему хорошему. Как вы думаете, батюшка, можно ли и нужно ли сейчас применять методы воспитания, которые использовали в семье, где выросла Елисавета Фёдоровна?
- Воспитание европейское вообще всегда было очень строгим. И воспитание исконно русское, православное, опирающееся на традиции Домостроя, тоже было достаточно суровым, даже жёстким. Телесные наказания детей сохранялись до XIX века. Кстати, в Англии розги отменили только в конце XX века.
Я не сторонник таких методов. Речь идёт о том, что в старой Европе родители были убеждены: дети должны воспитываться нравственно, а за свои проступки нести наказания. Примеры для правильного воспитания в Европе и России, конечно, давала Библия. И не удивительно, что огромное число детей богатых родителей сегодня в Европе и в Америке очень рано начинают трудиться, зарабатывать. Дети миллионеров нередко живут на очень скромные деньги своих родителей, которые полагают, что многому дети должны научиться сами.
Такова древняя христианская традиция, которая была также и в дореволюционной России: ребёнок должен воспитываться как нравственная, ответственная личность, с юношеского возраста уметь зарабатывать деньги, а не только надеяться на своих родителей. И до сих пор на Западе, если ребёнок хочет покушать, то он может сходить к маме: один раз, два раза - а на третий будет уже неудобно.
А у нас это удобно, к сожалению, стало. Сегодня наши дети какие-то баловни удивительные, которых мы до 25-30 лет держим под своим крылом, кормим, поим, обеспечиваем всем возможным. Наверное, это наша расплата за неумение воспитать, внутренний ответ до конца неосознанной вины родительской, что мы ничего не дали детям в культурном и духовном плане.
Но самая большая беда в том, что российская семья не выполняет свою главную задачу: она должна взять на себя огромную часть воспитания детей, а вместо этого в ней каждый занят своим делом.
- Вы хотите сказать, что многочасовое просиживание ребёнка у телевизора и компьютера - следствие того, что, по сути, он брошен родителями?
- Конечно. Вместо того, чтобы заниматься с ним, ему с самого начала совали мультики, потом давали приставки с играми, наконец, посадили за компьютер, чтобы он не вякал, не лез, не мешал. В результате ни отец, ни мать не являются авторитетом для ребёнка - его воспитывает "ящик". Родители видят свою задачу только в проверке уроков (в лучшем случае), криках по поводу двоек.
Вы посмотрите: есть ли в наших семьях какие-то общие традиции - праздники, застолья с песнями, рассказами, какими-то шарадами и ещё с чем-то? У нас утеряно семейное воспитание и семейное общение. Где-то к тринадцати годам ребёнок и родители становятся некой обузой друг для друга, и он начинает искать себе подобных.
А семья, в которой росла принцесса Елисавета, показывает нам пример достойного воспитания на старых семейных традициях. Человек из богатой семьи, которому можно, казалось бы, дать всё, получал не шикарную еду в три горла и не роскошную одежду, а, прежде всего, навыки доброты, трудолюбия, честности, религиозности, которые он проносил через всю жизнь. Так, мне кажется, абсолютно верно воспринимались взаимоотношения родителей и детей: надо быть для них не "потаковниками", а строгими, справедливыми воспитателями. Отдавать всю душу ребёнку и при этом понимать, что ему нужны не столько еда и одежда, сколько воспитание: нужно заложить тот камень, на котором будет основано построение его души, его мировоззрение. И этим камнем для Елисаветы Фёдоровны была строгая протестантская мораль. А она, прежде всего, трудовая: человек, который не умеет работать, он как бы и с Христом не знаком, потому что Господь заповедал трудиться.
Поэтому Елисавета Федоровна была воспитана в строгих протестантских традициях, которые, кстати, оказались очень близки к тому духу Домостроя, который был в русских дореволюционных семьях.
- Так можно использовать эти традиции в современной семье или нет?
- А у нас есть семья что ли?
- Ну, это в общем. Но, наверное, Россия ещё жива потому, что в некоторых православных семьях эти традиции сохраняются.
- Сохранить их очень сложно. Ведь с детьми у нас практически никто не общается. Дети сами по себе, родители сами по себе. Трудно представить, что на праздник за столом собрались дедушки и бабушки, их дети и внуки для радостного общения.
- Но отец Сергий, мы же с вами за возрождение России, а не за её погибель. И поэтому должны стремиться к возвращению добрых традиций, которые являются основой социального благополучия?
- Конечно, нам надо отталкиваться от того плохого, в котором мы живем, и возвращаться к тому хорошему, что мы позабыли.
- Продолжим воспоминания. В девятнадцать лет принцесса Елисавета стала невестой Великого князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра Второго. До этого все претенденты на её руку получили отказ, потому что в юности она дала обет девства (безбрачия). Но после откровенной беседы с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тоже дал такой обет. По взаимному обещанию их брак был духовным, они жили как брат с сестрой…
- Ну, это одна из тех тайн, которые мы до конца не ведаем. Есть такая версия, что они жили как пара, взявшая на себя полумонашеский обет.
- Тем не менее, сама возможность такого обета свидетельствует о высоте их духовной жизни - к каким идеалам они стремились.
- Ну, вы знаете, полноценный супружеский брак и тот духовный союз, который выбирали некоторые праведники (как Иоанн Кронштадтский и его супруга) - это разные пути к Богу. Нельзя говорить, что один путь лучше, а другой хуже. Потому что воспитание детей, семейный труд - это очень тяжёлое и спасительное дело. Как, с другой стороны, жизнь духовная, монашеского типа предполагают очень большое молитвенное действие, множество обязанностей духовного плана, которые не может выполнять человек, рожающий детей.
- Высота духовная может быть и там, и тут?
- Да, поэтому не будем говорить о превосходстве пути, который выбрали Елисавета Фёдоровна и Александр Сергеевич.
- Поездив с супругом по России, походив по храмам и монастырям, Великая княгиня Елисавета Фёдоровна решила, что только православная вера наиболее полно выражает её духовные устремления. Она написала письмо своему отцу с просьбой благословить её принять православие. Но получила отказ - от родителя, которого очень любила и уважала, давшего ей христианское воспитание… Наверное, для неё это было трагедией, повлиявшей на всю дальнейшую жизнь?
- Надо сказать, что в Россию приехали две сестры: одна стала Императрицей, другая - Великой княгиней. Для Александры Фёдоровны принятие православия было обязательным, поскольку она восходила на Российский престол. А для Елисаветы Фёдоровны принятие православия не было обязательным - это был акт её доброй воли, собственного душевного видения. Она прекрасно владела русским языком, читала русскую литературу, посещала наши монастыри и поняла, что быть по-настоящему русской в России (к этому она стремилась) можно только через вхождение в её духовную сокровищницу - православие. Она вошла в православие и стала настоящим патриотом, настоящей подвижницей земли нашей Российской. Хотя мы знаем и примеры того, как христиане других вероисповеданий трудились на благо России.
- Великая княгиня считала, что именно в православии наиболее полно выражаются идеалы христианства?
- Мы не знаем чётких определений - что и как. Но, исходя из того, как она потом работала, исходя из её жертвенного подвига, я понял, что православие стало религией, близкой её сердцу. Она встретила то, что искала её душа. И совершила поступок, который, по-видимому, был для неё очень труден (о котором вы сказали). Как добрая христианка, она обратилась за благословением к отцу, и он, будучи тоже добрым христианином, человеком высоких нравственных идеалов, не захотел видеть дочь православной.
Тут был выбор. Выбор трудный. Выбор, для молодой женщины равносильный духовному подвигу.
- В этом году исполнилось 105 лет с тех пор, как Великий князь Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Каляевым (18 февраля 1905 года). Елисавета Фёдоровна сама собирала части его тела, разбросанные взрывом, и часами молилась над гробом, из которого сочилась кровь. На третий день после смерти она поехала в тюрьму к Каляеву и призвала его покаяться. Тот отказался, но сказал, что хотел убить только её мужа, а её жалел, поэтому несколько раз не бросал бомбу, когда она была рядом с супругом. "И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?" - воскликнула Елисавета Фёдоровна. Наверное, она имела в виду, что умерла для мира сего, который лежит во зле?
- Была разрушена жизнь женщины, которая была супругой градоначальника Москвы и имела большие возможности. Она возглавляла множество движений, фондов благотворительных и вместе с Сергеем Александровичем строила очень интересные планы общественной деятельности.
Мы говорили об их жизни монашеской, но это всё равно был духовный союз, союз венчанный. А когда смерть вырывает одного из членов такого союза, это становится величайшей трагедией, особенно для женщины. Муж был для неё опорой, помощником, другом. И его смерть стала переломным моментом в её жизни.
Надо отдать ей должное: она выполняла обязанности жены градоначальника как нужно: участвовала, возглавляла, председательствовала… А когда супруг таким трагическим образом ушёл в мир иной, она поняла это как особый знак, освобождающий её от "светской тусовки", и воспользовалась этой возможностью. Ведь то, к чему сегодня многие стремятся всеми фибрами души, для неё было абсолютно чуждо. Что для многих является целью существования: нацепить на себя побольше бирюлек, подъехать на роскошном автомобиле, показать, какая она сякая, - для Елисаветы Фёдоровны это было великой тяжестью духовной, и уход мужа освободил её. Она становится человеком очень серьёзного внутреннего духовного делания.

 

Содержание номера



 

Новые проекты Благотворительного фонда "Русская Берёза"

 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100