Благотворительный
фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"
ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!
|
|
август 2010
"СВЯТАЯ ДОЛЖНОСТЬ"
Михаил Алексеевич Дмитрук
Празднуя День ВДВ
(в день святого пророка Илии 2 августа), хотелось поговорить о российских десантниках с человеком известным
и уважаемым, глубоко познавшим их жизнь на собственном опыте. Нашей газете согласился дать интервью Виктор
НИКОЛАЕВ: до того, как стать писателем, он был вертолетчиком и участвовал во многих десантных операциях,
в том числе на Афганской войне.
- Виктор Николаевич, в последние годы нам старательно внушают, что это была никому не нужная война, развязанная
советским руководством. А как Вы считаете?
- Я вам хочу сказать, Михаил, что ни одна война бессмысленной не бывает. Надо глубоко посмотреть в исток
войны. Любой войне, как и любому конфликту, где бы это ни было (в семье, в каком-то офисе, в какой-то
организации), всегда что-то предшествует. В частности, войне Афганской предшествовало катастрофическое
падение морали в нашем обществе, его нужно было как-то восстанавливать. И когда говорят, что та война
была бессмысленной, она ничего не дала, это, конечно, глубокое заблуждение людей дремучих.
Любая война даёт героизм, даёт подвиг. Даёт беспрецедентные примеры, на которых надо учиться молодёжи.
А ещё война даёт негодяев, даёт предателей.
- В своей книге "Живый в помощи" на фоне беспримерных подвигов советских десантников вы показали
отвратительную картину подлости, продажности, предательства военного руководства на Афганской войне. Это
стало настоящим откровением для читателей, которых раньше ограждала от такой информации военная цензура.
- К этому надо правильно относиться и показывать, откуда берётся предательство. Это ведь не только Афганская
война, но и Великая Отечественная, война 1812 года, а так же Чечня, Карабах, Сумгаит, где довелось мне
побывать. Когда мы говорим о войне таким образом, это надо понимать как Божие попущение. Он послал нам
вот это, в мирском понимании несчастье, а в более глубоком, духовном - это для нас как очищение и исцеление.
Поэтому после каждой войны бывают очень сильные созидательные примеры.
Вот взять хотя бы Великую Отечественную войну. Какие после ее окончания были созданы прекрасные фильмы:
о человеческом достоинстве, о семье, о хлеборобах, о трактористах. Зазвучали чудесные песни, которые люди
до сих пор их поют и не могут от этих песен отказаться. Такая же ситуация сложилась и после Афганской
войны.
- Чего стоит одна ваша книга "Живый в помощи"… Но за прошедшие после Афгана десятилетия многое
изменилось. Теперь немало людей считают, что вообще не надо идти в Армию, тем более - в десант: рисковать
жизнью, проливать кровь за непонятно кого и что. А как Вы думаете, нужно ли сейчас защищать Отечество?
- Нужно или не нужно защищать Отечество - так обычно ставят вопрос сектанты. А как можно не защищать Родину,
Отчество? Это надо просто зайти в церковь, подойти к любой иконе Божией Матери и сказать: "Я Тебя
не хочу защищать. Я не нуждаюсь в Твоих молитвах…". Надо подойти к своему ребёнку и сказать: "Не
хочу защищать и тебя". И своей жене сообщить: "Когда тебе станет очень плохо, я не подниму руку,
чтобы спасти твою жизнь". Это вот только так и надо понимать.
Не надо защищать своих родителей, родную деревню, в которой ты вырос, свою школу... Это очень вёрткое
и подлое понятие, которое хотят нам ввести. К сожалению, сегодня наша молодёжь морально настолько слаба,
что легко поддаётся на подобные уловки.
Я пытался говорить со многими матерями, которые задавали мне этот вопрос так, как вы его задаёте специально
для интервью. И самое удивительное, что они абсолютно все говорили одинаково: вот, я не хочу, чтобы с
моим сыном в Армии что-нибудь сделали. В конце концов одна женщина открыла мне тайну - почему они так
говорят, якобы желая спасти своё дитя. Оказывается, дело совершенно в другом. Оно заключается в том, что
просто мать интуитивно, прежде всего, пытается спасти себя, спасти от страха. Пытается откупить сына от
Армии из-за своей духовной корысти, чтобы ей не было плохо. Своими мучительными переживаниями она преобразует
реальную ситуацию в большинстве своем надуманную: мол, в Армии дедовщина, солдаты голодают…Хочу также
добавить , что ни одна попытка спасти сына от армии, еще ни разу не закончилась благополучно для этой
семьи. Подтверждением этому являются сотни трагических примеров. К тому же сегодня благодаря ТВ и СМИ
сделано все, чтобы у людей такое понятие как защитник Отечества вызывало страх и отвращение. Документальные
фильмы о мужестве солдата можно увидеть крайне редко, а если их и показывают, то в очень неудобное время.
Хороших художественных фильмов об армии сегодня нет вообще.
Реальная же опасность заключается в том, что в России ежегодно 30 тысяч человек погибают от наркотиков
- это по официальной статистике. На самом деле - от 50 до 70 тысяч. А во всех Вооруженных Силах России
погибают 15-20 человек в год (в основном, от несчастных случаев, которые бывают и на гражданке). Когда
начинаешь это сравнивать с обыкновенными наркотиками, с заболеваниями СПИДом, с гибелью в ДТП, и тому
подобным, - получается, что в миру погибает людей в тысячи раз больше, чем в Армии. Но почему-то никому
в голову не приходит делать такие сравнения, чтобы выявить реальную опасность.
Я недавно ездил в Оптину пустынь. Как только въезжаешь в Калужскую область, то видишь у дороги на каждом
километре от пяти до семи девочек-проституток. Мои коллеги насчитали их 67 человек, пока не бросили это
занятие. К сожалению, проституция стал нормой сегодняшней жизни.
- По-Вашему получается, что в Армии гораздо безопаснее, чем на гражданке. Но ведь ребят могут послать
на войну…
- А по большому счёту война - дело очень полезное. Благодаря войне смывается всякая грязь. Вот как бы
это трагично ни звучало и ни вызывало удивление моих оппонентов.
Если бы у нас на телевидении был хотя бы один канал об Армии, где бы показывали героизм молодого человека
- солдата, офицера, и героизм в миру! Ведь сейчас нужен настоящий героизм, чтобы сохранить семью, воспитать
детей. Сегодня быть хорошим отцом и хорошей матерью - это тоже героизм.
У меня два деда, по отцу и по матери, Герои Советского Союза. И я горжусь, что эти два человека оставили
за собой такую прекрасную память. Моя внучка, все мои знакомые знают эту семейную ситуацию. А как она
меня вдохновляет, действует на моё сердце, на мою душу! И я просто хочу быть похожим на моих дедов.
У нас есть, с кого брать пример. С тех же ребят, которые были со мной в Афганистане. Ведь как очищаются
люди в боях! Возвращаясь в Россию, многие не могут найти себе место, потому что там они прошли настоящее
духовное очищение от негодяйства, хамства, цинизма. И они начинают честно решать свои проблемы, порой
потеряв бдительность, понимание того, что оказались совсем в другом обществе, находятся на другом уровне
законодательства. И начинают метаться.
Ко мне приходит от них много писем. "Я хочу снова оказаться в Чечне, - пишет один парень, - потому
что там всё естественно и порядочно. Я знаю, что там никто меня не сдаст, там все свои. А здесь, куда
бы я ни зашёл и к кому бы ни обратился, я везде чувствую выстрел в затылок.".
Несколько лет назад произошла просто страшная история. Молодой парень, десантник, Герой России, инвалид
мыкался-мыкался, пытаясь решить свои социальные вопросы, а в итоге свел счеты с жизнью. Как же надо было
составить законодательство, чтобы этим всё завершилось?!
Депутаты часто говорят: у нас нет закона на это, на то… А на что у нас в России вообще есть закон?! Нет
закона главного - на порядочность и патриотизм. А на всё остальное есть закон, и он составлен таким образом,
что позволяется всякая несправедливость и подлость.
Мой хороший знакомый - старый актёр Заманский Владимир Петрович, прочитав мою последнюю книгу "БезОтцовщина",
сказал: "Виктор, самое сложное - это писать о добре. А самое лёгкое, где не надо ни таланта, ни ума,
ни патриотизма, это писать о зле. Делать фильмы о зле, какие-то рассказики о пошлости, о проституции.
Об этом пишут так, как диктует распущенная душа. Но как только начинаешь писать о добре, сразу возникает
масса препятствий. Нечистая сила будет делать всё, чтобы ты эту книгу не создал. Я уверен, что вы даже
в своей журналистской профессии это испытали.
Писатель Виктор Николаев |
- Конечно испытал.
- Как только вы начинаете заниматься чем-то действительно хорошим, вдруг чувствуете какие-то неудобства,
которых раньше даже не знали. В нужное время отказал мобильный телефон, спустило колесо машины, и тому
подобное, чего с вами не случалось. Из-за множества таких совпадений хорошее дело может совсем остановиться.
Но надо упорно его продолжать и достойно пройти это испытание.
- Виктор Николаевич, из автобиографической книги мы узнали, что Вы получили тяжелейшие ранения, врачи
провели серьезнейшую операцию, когда уже не было никакой надежды. Жена буквально вытащила Вас с того света
своей молитвой, когда во время операции часами читала 90-й псалом "Живый в помощи Вышняго".
Ваше чудесное выздоровление стало настоящим откровением для тех, кто был его свидетелем, и для читателей
книги. Почти все они получили атеистическое воспитание, мало кто верил в Бога. Тем не менее, в жизни случались
подобные чудеса, которые многим помогли обрести и укрепить веру. Расскажите, пожалуйста, о таких случаях
- помогите нашему неверию. О православных чудесах в смутное время, когда их вообще не должно было быть.
- Столько чудес, сколько было на войне, в миру я не видел. Вот характерный случай. Ехал в Чечню эшелон
псковских десантников. В одной из ставропольских деревень ребята увидели небольшой красивый храм - обыкновенную
сельскую церквушку. И вдруг зам. командира батальона говорит: "Мужики, а давайте пойдём в этот храм.
Батюшка нас примет и поймёт, хотя мы чуть-чуть с запахом". И вправду, священник всё очень правильно
понял, а ребята в храме собрались, подтянулись.
Все очень смиренно поставили свечи. А один десантник, по-видимому, впервые оказался в такой ситуации.
Он растерялся и сотворил, на мой взгляд, чудо. Подошёл ко Кресту, надел на себя десантный берет, встал
по стойке "смирно" и отдал честь Распятому Иисусу Христу. Вы понимаете, это действительно настоящее
чудо, которое надо показывать как Символ Веры человека.
Так вот, эта рота провела положенный срок в военных операциях, и все ребята благополучно вернулись домой,
только один получил лёгкое касательное ранение.
- А они бывали в горячих
переделках?
- Да, они прошли девять месяцев Чечни в очень опасное время. И все вернулись живыми - это, конечно, настоящее
чудо.
В той же десантной роте нашлось несколько ребят, которые в ночном Грозном на Пасху написали на чёрном
небе трассерами "Христос Воскресе!". Эта надпись висела несколько секунд в ночном небе. Её видели
многие, и православные крестились, глядя на это чудо.
Вот это Символ Веры, вот это подвиг! За тот всплеск духовный ребята были награждены тем, что Господь сохранил
им жизнь. Они вернулись домой, где их ждали, их любили, в них верили, за них молились.
А вообще я Вам хочу сказать, что на войне самое сложное не воевать и убивать, а самое сложное - это ждать.
Это тоже чудо, чтобы, несмотря на все сложности в нашей стране, жена десантника сохранила семью, дала
образование детям, удержала их в моральном плане на высоком уровне, чтобы ребятишки не забыли крепкие
руки и добрый взгляд отца, чтобы, пройдя круги ада, он вернулся домой и поцеловал всех. Да, это тоже чудо,
это тоже подвиг.
Почему-то очень многие понимают так: чудо - это когда кто-то воскрес из мёртвых или прошёл по воде аки
по суху. А на самом деле чудеса бывают в жизни каждого человека. Один батюшка сказал мне: "Ты родился
- это уже чудо. Проснулся утром - это тоже чудо. У тебя закончился хорошо рабочий день, с лёгкостью на
душе - это тоже чудо. Чудеса окружают нас, только надо их замечать.".
- Изучая историю последних войн, я с удивлением и радостью нашёл много случаев спасения бойцов по молитве
"Живый в помощи Вышняго". Некоторые из них, читая Псалом 90, становились невидимыми для врагов,
которые хватали и убивали всех, кроме молившихся. Другие становились неуязвимыми для пуль и осколков,
они огибали их тела, не задевая, хотя одежду рвали в клочья. А у одного бойца пули отрикошетили от головы,
на которой была повязка с текстом этого псалма.
Но режиссёр Павел Лунгин не верит в такие чудеса; в фильме "Царь" он показал, как человек читает
"Живый в помощи Вышняго", а молитва не помогает - ему выламывают руки на дыбе и отрубают голову.
Как Вы относитесь к подобным насмешкам и издевательствам над Православием?
- Как бы ответить поделикатнее… Мне однажды показали процесс исполнения смертной казни - двухминутную
запись. Это зрелище настолько жестокое и суровое, что потрясает до глубины души. И я вам хочу сказать,
что смерть сыграть невозможно - это вне человеческого разума. Так же, как не дано сыграть рождение.
- Да, и что?
- Напрасны попытки, надуманные, судорожные, показать красивую или страшную смерть, когда закатывают глаза,
хлещет кровь… Вы знаете, я часто видел смерть, видел, как это происходит. И знаю, что когда человек начинает
вмешиваться в неподвластную ему тему смерти, то он выглядит глупо - это во-первых. А во-вторых, если он
пытается ещё над этим глумиться, то это всегда заканчивается для него внезапно и страшно.
- Глумление над смертью?
- Да, оно чрезвычайно опасно. Особенно для актёров, которые в каких-то сюжетах друг друга "убивают".
Вы знаете, мне этих людей жалко просто по-человечески: их ждут невероятные испытания, им придётся за это
за всё ответить. Они даже не представляют уровень своего цинизма и той ответственности, которую им предстоит
понести за свои дела.
- А Вы можете привести конкретный пример, когда циник понёс ответственность за глумление?
- Работая над очередным романом, я часто бывал в тюрьмах. И в одну из них приехал наш известный актёр,
которому предложили сыграть роль бандита. И в итоге по сценарию он должен был в тюремной разборке двух
человек убить. Он собирался пробыть в тюрьме двое суток - но его силы духа хватило только на три часа.
Ему стало неуютно от самого КПП. Когда показали штрафные изоляторы, камеры смертников, местный музей пыток,
начиная с восемнадцатого века, и тому подобное, вы знаете, ему стало совсем плохо. Его спросили, зачем
он всё это смотрит, и он рассказал о сценарии. Начальник тюрьмы и его заместитель спросили, отдаёт ли
он себе отчёт в том, что собирается делать?
Развязанность этого молодого человека их не смутила: они много видели негодяев в своей жизни, и сломать
их очень сложно. Но он, прищёлкнув языком и сделав пальцы веером, как это умеют актёры, сказал, что готов
на всё. Мол, я такой рисковый, что вы даже не предполагаете.
И как только он это сказал (а дело было в музее пыток), у него началась… страшная кровавая рвота, причём
такая, что его еле откачали в больнице, хотя физически он был очень здоровым, спортивным человеком. Раньше
у него никогда не было такой рвоты кровью.
Когда люди начинают глумиться над такими святыми понятьями, как смерть, рождение, любовь, над таинствами,
которые уму человеческому не подвластны, в которые вообще нельзя лезть, то они получают всегда своё по
заслугам.
- Виктор Николаевич, в книге Вы привели пример, когда, будучи командиром группы, получили приказ доставить
в штаб только пятерых из одиннадцати пленных "духов". И остальных просто сбросили с вертолёта.
Вы пытались утешить себя и читателей тем, что святой благоверный князь Александр Невский вообще не брал
пленных. Но чувствовалось, что Ваше сердце восставало против такой жестокости, которая была не в традициях
христолюбивого русского воинства, и Вас мучила совесть. Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, нужно ли
в наше время православному воину быть милосердным с побеждёнными врагами - даже с теми, кто зверски пытал
и убивал русских пленных?
- (Тяжело вздыхает). Враг врагу рознь - я вам сразу хочу сказать. Что касается описанной ситуации, вы
знаете, не надо быть экзальтированным человеком, который читал про войну то или это. На войне надо быть.
Не может тракторист инструктировать лётчика о том, как во время боя надо грамотно взлететь и, главное,
сесть, кого надо убивать, а кого нет. Это доли секунды эмоционального сильнейшего всплеска, когда душа
помнит, что несколько минут назад видела картины, в несколько раз превышающие по жестокости то, что человек
совершает лично.
Когда мы находили наших ребят, у которых вырезан живот и вместо него вбита голова, нам было очень сложно
сохранить самообладание.
Я давал присягу спасти своего и спасал так, как меня этому научили. Но если бы я этого не сделал, то было
бы ещё хуже. Я должен был выполнить боевую задачу и вернуться. А когда мы начинаем рассуждать, что в бою
надо было сделать так… Вы знаете, в бою вообще не рассуждают. Рассуждают до боя. А затем выполняют то,
что решили. И потом, после боя, рассуждают, правильно ли выполнили задачу.
В каждом бою ты нередко, процентов на десять, делаешь что-то неправильно. Это надо всегда понимать, трезво
и ясно. Делать анализ, и не повторять таких ошибок. Бой бою рознь, и ситуации могут быть разными. Единственное,
что не надо заходиться в жестокости. Каждый должен получать то, что заслужил.
- Насколько я понял, у Вас не произошла переоценка ценностей, Вы не измели своего отношения к Афганской
войне и горячим точкам России, не жалеете о своём боевом прошлом?
- Я не жалею о том, как мы с моими ребятами выполняли боевые задачи. В моих книгах описаны реальные случаи
и герои, некоторые из них сейчас живы - и Батя и Аркаша. Эти люди находятся на своих местах, у меня с
ними часто бывают встречи. Я встречаюсь и с женой погибшего Героя Николая Майданова Татьяной. Все эти
люди достойно выполняли боевые задачи. Нас этому учили, и мы это делали.
Когда ещё в военном училище мы готовились к этой профессии, у нас был преподаватель, Герой Советского
Союза. И он сказал нам фразу, запомнившуюся на всю жизнь: "Сынки, наша задача не убивать, а достойно
погибать за Родину". Вот в этом глубочайший смысл.
- Виктор Николаевич, у нас есть прославленные в лике святых сухопутные полководцы (святые благоверные
князья Александр Невский, Димитрий Донской) и флотоводцы (святой праведный воин - адмирал Феодор Ушаков).
А про десантников известный советский бард пропел: "Но где ты святого найдешь одного, чтобы пошёл
в десант". А как Вы думаете, может ли десантник стать святым или праведником, может ли он сподобиться
жизни вечной?
- Есть десантники - Герои России, которые прославлены юридически, и они заслужили эту награду. Но о каком
прославлении в лике святых может быть речь, когда на сегодняшний день очень многие ребята-десантники за
свой подвиг даже не отмечены словами, о них никто не вспоминает. Я встречался с ними и могу вам сказать,
что они испытывают величайшее чувство гордости (не гордыни - надо правильно понимать) за свою профессию,
за свой голубой берет.
Как мне сказал один военный психолог, уже пожилой, если бы подвиги таких героев показывали отдельным каналом,
то наша молодёжь начала бы меняться в лучшую сторону примерно месяцев через шесть-восемь. У ребят происходила
бы переоценка ценностей. Вместо того, чтобы пить пиво в подворотнях и заниматься нехорошими делами, они
получали бы яркие примеры, как надо вообще вести себя в жизни.
Но самое важное, чтобы молодой человек твёрдо знал, что при любой ситуации, особенно по тяжёлому ранению,
для него будет гарантировано и социальное обеспечение, и медицинское, и Родина, которую он защищал, от
него не откажется. Потому что к наградам должны прилагаться и эти знаки юридического и финансового уважения
к человеку. Он должен знать, что его подвиг ценят и его ждут.
- А если страна действительно отвернулась от Героев, потому что цель её руководства - уничтожить собственный
народ, то ведь Бог не забудет таких людей? Вы служили алтарником в храме, ездите в Оптину пустынь, много
встречаетесь с батюшками, и, наверное, спрашивали их о духовном состоянии российских десантников, об их
посмертной участи? Может ли надеяться на духовную награду наш Герой-десантник - позабытый, позаброшенный,
доведённый до отчаяния?
- (Опять тяжело вздыхает). Это настолько болевой вопрос… Я часто вспоминаю Татьяну - жену погибшего Николая
Майданова. Ей тоже надо дать звание Героя России за великую любовь к мужу и память о нём. Ему должны были
дать вторую звезду Героя гораздо раньше, но её получил… другой человек. Сколько она натерпелась от этой
юридической издёвки, но всё-таки восстановила справедливость.
А ведь последний подвиг Николая Майданова был просто беспрецедентным. Когда на своём вертолёте он высадил
десантников, чтобы забрать ребят, попавших в засаду, оказалось, что это место простреливалось со всех
сторон. Он дал своим вертолётчикам команду держать оборону, а сам стал "прыгать мячиком": заберёт
одного-другого, тут же поднимает и разворачивает машину. И тут пуля чеченского снайпера попадает в лобовое
стекло вертолёта и рикошетом перебивает Николаю шейные позвонки. При таком ранении люди сразу теряют сознание,
а он, сохраняя самообладание и разум, продолжал управлять машиной. И когда только всех десантников они
забрали, он дал команду на взлёт, удерживая ручку управления. И когда стали набирать высоту, вторая пуля
попадает ему в сердечную сумку, практически в сердце. И в таком состоянии он не отдал управление вертолётом.
Когда они уже отошли от зоны поиска в безопасное место, он передал ручку управления правому пилоту и в
воздухе, на руках у борттехника, умер.
- Что бы Вы хотели на прощание пожелать через нашу газету современным десантникам, которые идут по Вашим
стопам или пойдут?
- Я бы вообще хотел пожелать ребятам нашим сохранить такое звание - русский солдат, который имеет настоящую
доблесть и отвагу. У нас есть великие примеры, на которых должно учиться последующее поколение.
Десантник - это мистически святая должность, благодаря которой и живёт наша страна. Голубым беретом всегда
гордились. И с кем бы из ребят я ни беседовал, они все говорят: "Я хочу в ВДВ". И вот это понятие
пусть сохранится в стране навсегда.
|