Благотворительный
фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"
ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!
|
|
август 2010
ВЕЛИКАЯ МАТУШКА
Михаил Алексеевич Дмитрук
Продолжение. Начало в № 7.
18 июля 1918 года настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Фёдоровна и её келейница
инокиня Варвара были сброшены большевиками в шахту заброшенного рудника близ уральского города Алапаевска.
А летом 2005 года святые мощи этих преподобномучениц совершили триумфальную поездку по России - от Владивостока
до Москвы. Это была первая совместная акция Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви
Зарубежом, положившая начало их объединению. Через пять лет после той поездки я встретился для беседы
с человеком, сопровождавшим святые мощи в поезде-храме, - руководителем службы по связи с общественными
организациями Миссионерского отдела Московского Патриархата протоиереем Сергием Поповым.
- Вдова собрала все свои драгоценности, часть отдала казне, часть - родственникам, а на остальное решила
построить обитель милосердия. 10 февраля 1909 года Великая княгиня собрала первых сестёр Марфо-Мариинской
обители, сняла траурное платье, облачилась в монашеское одеяние и сказала: "Я оставляю блестящий
мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - в мир
бедных и страдающих"… Зачем она сменила миры, чего добивалась?
- Великая княгиня решили создать не просто обитель, а как бы сеть этих обителей по всей России, которые
стали бы центрами спасения для очень большого количества людей, потерявшихся в этом мире (сегодня мы тоже
видим множество бомжей и беспризорников). Как женщина, она, конечно, сосредоточила внимание на юных девицах,
которые наиболее ущемлены в подобных ситуациях.
- Но Елисавета Фёдоровна спасала и мальчиков, вырвала их из Хитрова рынка, поселяла в общежития, находила
им работу. Из одной группы недавних оборванцев образовалась артель посыльных Москвы.
- Да, но гораздо больше она спасала девочек. В любом случае это были ребята, которые без помощи Елисаветы
Фёдоровны просто погибли бы - духовно, нравственно и физически. Так она избрала путь служения России.
Кстати, такой же путь в своё время избрала потерявшая своего мужа княгиня Анна Кашинская - одна из великих
святых российских. Когда её супруг - князь Михаил Тверской погиб в Орде, Анна стала открывать монастыри,
в которых были богадельни и учебные центры. И Елисавета Фёдоровна повторила путь своей святой предшественницы.
Многие думают, что Марфо-Мариинская обитель и её филиалы по России были какими-то монастырями. Нет, это
были места, куда собирали совсем пропащих девочек, где их отмывали (начинали с этого), одевали, кормили
и начинали учить - во-первых, ремеслу, давали им какое-то образование и потом старались их трудоустроить.
Безусловно, всё это происходило на церковной основе: храм, служба, молитва.
Кстати, это похоже на то, что делал святой праведный Иоанн Кронштадский, открывавший работные дома, где
могли учиться и трудиться мужчины и женщины. Дело в том, что в России бурно начался капитализм. Кого-то
выбросило из деревень, кто-то оказался брошенным, одиноким - прямо как в наше время. Вокруг тысячи бездомных,
мы их не видим, не слышим - уйдите с глаз долой, мы вас не знаем. А большая их часть страдает не по своей
вине: их обокрали, обманули, избили, незаконно осудили… Нужны какие-то институты для их спасения.
Институты, которые создали Иоанн Кронштадский и Елисавета Фёдоровна, спасли тысячи, быть может, сотни
тысяч людей. Спасли от морального краха, духовного разложения и физической смерти.
- Иоанн Кронштадский умер в 1908 году, и буквально на следующий год его дело продолжила Елисвета Фёдоровна.
- Это как бы в воздухе носилось. Но всегда нужен человек, который аккумулирует спасительные идеи, претворяет
их в жизнь. У нас тоже всё носится, но граждане считают, что бездомными должны заниматься государство
и милиция…
- Но вернёмся на сто лет назад. Сергея Александровича погребли в маленькой церкви Чудова монастыря, где
тогда находились мощи Святителя Алексия, Митрополита Московского (сейчас они покоятся в Богоявленском
соборе). Здесь его вдова часто бывала на богослужениях, молилась по ночам. И почувствовала благодатную
помощь Святителя, которого с тех пор особенно почитала. Великая княгиня носила на груди крестик с частицей
его мощей и считала, что он вложил в её сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь... А сейчас
Святитель Алексий является небесным покровителем благотворительного фонда помощи детям-сиротам и многодетным
семьям, который возглавляет главный редактор нашей газеты Ксения Гарнаева. Наверное, такое совпадение
не случайно?
Подопечные дети фонда "Русская Береза" у мощей святителя Алексия |
- Ну, наверное, каждый из нас имеет личную духовную жизнь, не всегда открываемую, потаённую. Тайна
сия велика. Что касается совпадений, то вы берёте интервью у человека, для которого одной из святых, к
которым он обращается за помощью, стала преподобномученица Елисавета Фёдоровна. Пять лет назад я стал
одним из участников возвращения её святых мощей в Россию. Это было триумфальное путешествие мощей: сначала
на самолёте из Иерусалима в Москву и во Владивосток, а потом на поезде - через всю страну с востока на
запад. Мощи возвратились назад по тому пути, по которому они когда-то покинули Россию.
Конечно, это Божия милость, что, находясь с мощами Елисаветы Фёдоровны, я ощущал её молитвенную помощь.
И несколько месяцев, проведённых рядом со святым ковчегом, были для меня необычайно важными. Сегодня,
когда в жизни случаются какие-то события, я всегда молитвенно поминаю святую Елисавету Фёдоровну. И опять
же не случайно Церковь отмечает её память в один день (18 июля) с моим небесным покровителем - преподобным
Сергием Радонежским, который был другом Святителя Алексия Московского.
- Мученическая смерть мужа глубоко потрясла Елисавету Фёдоровну. После этого она резко изменила свой образ
жизни: стала строго поститься, много молиться, спать не больше трёх часов на деревянной кровати без матраца.
А в открытой ей Марфо-Мариинской обители она выполняла самую ответственную и трудную работу: ассистировала
при сложных операциях, делала перевязки, ухаживала за тяжело больными и раненными… Как Вы думаете, отец
Сергий, не было ли во всём этом желания своей праведной жизнью, делами милосердия улучшить посмертное
существование любимого мужа?
- Я думаю, что она делала это не только ради мужа. Муж ушёл, оставив ей заботы. Нужно молиться теперь
одной и, наверное, вдвойне - и за себя, и за него. А своей благотворительностью она помогала и себе, и
тому делу, которое они вмести, наверное, и задумывали.
Теперь об образе жизни. Что такое современный начальник? Это мигалка, наглый взгляд, хамское отношение
к подчинённым, распальцовка. А в Евангелии - извините: кто хочет быть для других господином, то пусть
станет им слугой. Мы воспринимаем начальника по языческим традициям: пышность, много золота, кубки, возношения,
возлежания. А настоятельница Марфо-Мариинской обители жила по-евангельски. Она стала такой начальницей,
которая всем была слугой. Не даром её память отмечается в один день с преподобным Сергием Радонежским:
игумен Свято-Троицкого монастыря работал за четверых, строил кельи монахам своей обители, зарабатывая
себе на хлеб, ходил в старом рваном подряснике; увидев его, посторонние люди не могли поверить, что перед
ними "игумен земли Русской". А это было в духе Евангелия. Умывание ног апостолов Иисусом Христом
- пример величайшего смирения, которое нам заповедал Господь. Эту заповедь выполняли и Сергий Радонежский,
и Елисавета Фёдоровна.
Мы тоже читаем Евангелие, но мало что применяем в жизни. А кто-то читает и говорит - вот, так я и буду
поступать. И для многих он выглядит каким-то странным даже человеком.
- Люди, лечившиеся в Марфо-Мариинской обители, говорили, что от Елисаветы Фёдоровны исходит целебная сила,
которая помогает им переносить боль и соглашаться на тяжёлые операции. А исцелённые пациенты плакали,
уходя из больницы, расставаясь с "великой матушкой", как они называли настоятельницу. Так может,
святой Елисавете Фёдоровне можно молиться об исцелении, как великомученику и целителю Пантелеимону?
- Помните слова преподобного Серафима Саровского: стяжи дух мирен - и вокруг тебя спасутся тысячи? Елисавета
Фёдоровна - это человек, который, по-видимому, стяжал дух мирен: дух любви, молитвы, особого послушания
- и все, кто с ним соприкасается (в молитве, как сегодня, или при жизни, во время ухаживания за больными),
ощущают, что через него на них изливается жизненная сила. Вот вам одно из свидетельств святости Елисаветы
Фёдоровны ещё во время её жизни. Хотя её подвиги были сокрыты от них. Она очень серьезные духовные и телесные
послушания на себя возложила, но скрывала это от людей.
- Обладая даром целительства, Елисавета Фёдоровна, тем не менее, считала, что главное не лечение людей,
а помощь нуждающимся. Её обитель получала и выполняла до 12 тысяч прошений в год: устроить на лечение,
найти работу, смотреть за детьми, ухаживать за больными, отправить на учёбу за границу - о чём только
ни просили. Почему это было главным?
- Я уже говорил, что началась эра капитализма - обогащения немногих и разорения большинства людей. Время
массового исхода крестьян их деревни, разрушения вековых традиций, когда люди жили общиной и помогали
друг другу. В городах накопилось огромное количество всякого люда брошенного. Да, при российских монастырях
существовали богадельни. Но они не могли принять такого огромного количества несчастных. Закрывались заводы,
лопались фирмы - людей выбрасывали на улицу. Жулики создавались какие-то "рога и копыта", люди
вкладывали туда деньги, но они исчезали вместе с аферистами. То, что мы видим сегодня при очередном начале
капитализма, абсолютно совпадает с тем, что было сто лет назад. Елисавета Фёдоровна видела, что люди оказались
в бедственном положении не по своей вине: это не воры, не бандиты, не лентяи (хотя она и тех бы пожалела
по своей доброте) - но жестокая ситуации выбросила их за грань возвращения в нормальную жизнь. Сами они
вернуться уже не могли - и тогда к ним на помощь пришла Елисавета Фёдоровна.
- Вы подчёркиваете, что наше время очень похоже на то, что было сто лет назад. Но отношение к заведениям,
в которых воспитываются брошенные дети, сильно изменилось. Тогда дети были счастливы, что их вытащили
из трущоб Петербурга или Хитрова рынка Москвы, дают образование и ремесло. А современные беспризорники
боятся попасть в детский дом, и если их туда затаскивают, нередко убегают при первой возможности. Почему?
- Казённый дом есть казённый дом. Даже в самом хорошем детском доме маленькому человеку не очень уютно.
Сейчас есть много альтернативных вариантов: семейные дома, всякие патронажные службы - но почему-то они
с большим трудом пробивают себе дорогу, им всё время препятствуют. К сожалению, в детских домах есть возможность
пристроиться, полакомиться, найти жирный кусочек для себя, а уж в конце, что останется, отдать детям.
Такая позиция сейчас существует во всех государственных заведениях, но в детских домах она принимает особенно
вопиющие формы.
Кстати, во время миссионерских поездок я иногда бывал в хороших детских домах, ухоженных. Но должен сказать
с великой грустью, что их количество постоянно растёт. Всё больше неблагополучных семей, брошенных детей,
дома переполнены, они просто не справляются с таким количеством воспитанников. Поэтому переходят к очень
скромному варианту существования, а если ещё кто-то желает поживиться... Поэтому говорить в России о хороших
детских домах можно лишь как об исключении из правила.
- Наверное, одна из главных причин - утрата духовых традиций. Целые поколения выросли без Бога в душе
- а если "Бога нет", то можно всех обижать, в том числе детей?
- Сто лет назад в детские заведения набирали немного ребят, они не были переполнены. А главное, там занимались,
прежде всего, душепопечением детей, а не только их кормлением и одеванием. И ещё воспитатели подбирались
такие - глубоко верующие, аскеты, подвижники. Повторяю: там детей не в монахи постригали, не готовили
к церковному служению, а через церковную проповедь приводили к нравственности.
- Вот этого и не хватает сейчас?
- Ну, не хватает - мягко сказано. Этого просто нет.
- Но началось Мировая война. Около Марфо-Мариинской обители стали появляться толпы народа, которые по
чьей-то подсказке кричали, что настоятельница - немецкая шпионка, которая прячет у себя оружие. Елисавета
Фёдоровна предлагала им всё обыскать, они ничего не находили и убирались вон. Но через некоторое время
возвращались обратно. Интересно получалось: Ленина привезли из Германии в запломбированном вагоне, чтобы
революцией обрушить Россию, и его не заклеймили как немецкого шпиона. А на любимую народом "великую
матушку" упорно воздвигали клевету.
Когда, ничего не найдя, очередная толпа удалилась из обители, Елисавета Фёдоровна сказала своим воспитанницам
потрясающую фразу: "Очевидно, мы не достойны ещё мученического венца"…
- Это, опять-таки, принятие воли Божией. Пришли бы, убили - значит, так угодно Господу. Впоследствии она
так и приняла свою мученическую смерть - как волю Божию. Сброшенная в шахту, вся переломанная, пела духовные
песнопения, перевязывала, утешала тех, кто был рядом. И никого не проклинала.
А за два года до этого, когда шла мировая война и время было очень тяжёлое, в России появилась некая шпиономания.
Немцы находились на многих руководящих постах, они были при дворе Императора. И некоторые из них, чего
греха таить (сейчас это стало известно), были агентами влияния Германии.
Но шпиономанию разжигали специально, проплачивали из-за рубежа, чтобы вызвать ненависть к Царской Семье,
ведь Императрица Мария Фёдоровна происходила из немецкого рода, как и её сестра Елисавета Фёдоровна. Поэтому
возводили клевету и на настоятельницу Марфо-Матриинской обители. К ней приходили разъярённые толпы, но
её даже пальцем никто не тронул, - это ещё раз говорит о том, что Елисавета Фёдоровна была человеком совершенно
необыкновенным. Я понимаю, как ей было грустно, как тяжело, но даже здесь не было ни слова в осуждение
этих людей. Такова воля Божия.
- Но почему она не приняла, как волю Божию, неоднократные предложения германского канцлера покинуть Россию:
всё было подготовлено для её благополучного побега?
- В своё время никто не вынуждал Елисавету Фёдоровну принимать православие. Но, сделав это, она выбрала
свой путь - служение России, служение православию. Уже тогда она решила, что Россия - это её Родина. Как,
знаете, есть отец родной и отец крёстный. И для Великой княгини Россия стала как бы крёстной матерью или
отцом: у немцев это фатер-ланд, а у нас мать-земля. У неё не было никаких сомнений, где работать…
- …и где умирать.
- Ну, умирать она не стремилась.
- Но осталась умирать в России, отказавшись от побега.
- Вы знаете, крысы бегут с тонущего корабля, а капитан уходит с него последним. Елисавета Фёдоровна не
была крысой, она была капитаном в своей обители.
- Но её уже забрали из обители и повезли на казнь. Образно говоря, её корабль затонул. Почему же и тогда
она отказалась от предложения совершить побег?
- Но осталось огромное поле деятельности, Россия осталась, люди в ней остались. И Елисавета Фёдоровна
вела себя именно как капитан, который сходит последним. Она осталась в служении до дня последнего. Я думаю,
что даже в сердце у неё не было желания уехать и смотреть со стороны на мучения русского народа. Для неё
это было невозможно.
- Однако можно было продолжать добрые дела и на своей физической родине?
- Там и так оказалось много людей из России, которые могли это продолжать. Конечно, уехать в Германию
и там заниматься делами милосердия, тоже было бы подвигом. Мы знаем, что многие русские совершали в эмиграции
подвиги - духовного построения, благотворительности, создания учебных и культурных центров. Но она давно
выбрала для себя другой путь и другой подвиг.
- В апреле 1918 года, на третий день Пасхи Марфо-Мариинскую обитель посетил Святейший Патриарх Тихон.
После Божественной Литургии он долго беседовал с настоятельницей и, быть может, благословил её на крестный
путь. В тот же вечер Елисавету Федоровну арестовали и сразу вывезли из Москвы, что, наверное, предвидели
эти святые прозорливвцы.
- Содержание беседы мы не знаем, но сама встреча глубоко символична. После этого начинается крестный путь
Елисаветы Фёдоровны.
- Почему большевики стремились уничтожить всех членов Царской семьи, а к их близким родственникам, великим
князьям и княгиням, были порой снисходительны?
- Не все большевики были такими кровожадными, среди них шли споры: то ли обменять пленников, то ли выпустить.
Если бы Елисавета Фёдоровна согласилась уехать, её бы отпустили. Она не была символом ни монархии, ни
контрреволюции. Таким символом была Царская семья.
- Она решила добровольно остаться со своими родными и близкими до смертного часа?
- Да. За Елисавету Фёдоровну ходатайствовали, дорога к свободе для неё была открыта, но она по ней не
пошла.
- Тем более могли отпустить её келейницу инокиню Варвару. Но она решила остаться со своей игуменьей. Зачем,
почему?
- Как некоторые выбрали совместное пребывание с Царской семьей, хотя знали, чем это грозит, так и инокиня
Варвара пошла по крестному пути со своей настоятельницей. Она осталась с Елисаветой Фёдоровной до смертного
часа. Когда-то они поклялись всегда быть в месте, помогать и служить друг другу до дней последних. И свою
клятву сдержали. Даже по смерти их святые мощи не были разделены: сначала их положили в один гроб. А в
Россию мы привозили для поклонения часть этих мощей в общем ковчеге.
Кстати, эти мощи были единственной и драгоценнейшей святыней, которая была у Русской Православной Церкви
Зарубежом. И практически все антиминсы - те платы, на которых в ней служили, освящались зашитой в них
частичкой этих мощей.
- Большевики засыпали шахту, в которую были брошены святые преподобномученицы, но белогвардейцы откопали
их мощи и увезли за границу. И в 1931 году, накануне их канонизации РПЦЗ в Иерусалиме произошёл поразительный
случай: перед Царскими вратами стояли два запаянных гроба. Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит
Антоний (Граббе) на некоторое время остался там один. И неожиданно увидел, что гроб Великой княгини Елисаветы
открылся, она встала из него и подошла к нему за благословением. Потрясённый отец Антоний дал благословение,
после чего новомученица вернулась в свой гроб. А когда его открыли, помещение наполнилось благоуханием,
присутствующие почувствовали "сильный запах как бы мёда и жасмина"… Как нам надо относиться
к свидетельству архимандрита?
- Относиться как к свидетельству… Вы понимаете, за годы набралось много свидетельств о чудесах, связанных
с мощами Елисаветы Федоровны и инокини Варвары. И это, в частности, послужило основанием для их прославления.
Когда в Иерусалиме обсуждался вопрос о вывозе этой святыни в Россию, то монахини рыдали (я при этом присутствовал),
словно отдают её в руки каких-то лютых зверей, рогатых и хвостатых. Такая была атмосфера отношений между
двумя Церквами. Но когда мощи повезли по России, когда к ним стало благоговейно прикладываться огромное
количество людей, отношение к нам у представителей РПЦЗ стало меняться. С нами ехал епископ Бостонский
Михаил (ныне - епископ Женевский и Западноевропейский), в некоторые точки приезжали другие архиереи. Это
триумфальное продвижение мощей молитвенное по России переломило ситуацию: они видели крестные ходы, собиравшие
десятки тысяч людей, потрясающие молитвенные действия, как их встречают верующие, как на этих мощах расцветает
дружба и приязнь вместо былой вражды и неприязни, - и не могли не полюбить людей, которые так полюбили
святых преподобномуцениц.
- Вернувшись из этой поездки, за три года до официального воссоединения наших Церквей Вы сказали в беседе
со мной потрясающую фразу: "Воссоединение происходит через мощи Елисаветы Фёдоровны и инокини Варвары".
Тогда я не мог этого понять: восемьдесят лет враждовали, сменилось три поколения - и вдруг всё чудно переменилось
из-за каких-то мощей… Но ваши слова оказались пророческими. Что же произошло: как могли святые мощи изменить
сознание миллионов людей?
- Тогда никто даже подумать не мог, что это может произойти так быстро. Народ наш православный (который
мы часто ругаем) произвёл такое неизгладимое впечатление на иерархов РПЦЗ, что они во многом изменили
свои взгляды на нашу Церковь. Поняли, что многие наши людские претензии, различия, разногласия, они второстепенны
перед поклонением великой святыне. И тут надо искать не разногласия, а точки соприкосновения. На моих
глазах епископ Михаил изменял свою позицию…
- Он тоже был противником воссоединения Церквей?
- И ещё каким. Мы с ним яростно спорили. Обычно не принято протоиерею спорить с владыкой, но я попросил
у него разрешения, и он меня благословил. Время показало, что в этих спорах я был прав.
- Поскольку Елисавета Федоровна и инокиня Варвара были самыми почитаемыми святыми в РПЦЗ, их мощи освящали
антиминсы почти всех храмов, то никакое событие не происходило без благословения этих преподобномучениц
(которые обрели жизнь вечную). Наверное, и во время поездки мощей по России Великая княгиня и её келейница
работали над изменением сознания людей, искоренением вражды, пробуждением дружбы?
- За рубежом так считают. Так и я считаю: это заступницы и молитвенницы перед Господом за Россию, а не
только за Русскую Зарубежную Церковь. Елисавета Фёдоровна и инокиня Варвара приняли мученическую кончину,
исходя из своих христианских представлений о том, как человек должен вести себя перед лицом опасности
и самой смерти. Они всё сделали по Евангелию и теперь имеют особое дерзновение перед Господом молиться
о нас, грешных.
- Пять лет назад в интервью Вы сказали, не расшифровывая, такую фразу: когда сравниваешь себя с подвигом
Елисаветы Фёдоровны, "то приходится переосмысливать многие оценки о себе, о своих близких".
Что Вы имели в виду?
- Мы читаем Евангелие с некоторым лукавством: когда оно не выгодно для нас, говорим, что это некий образ,
миф. А для святой Елисаветы Евангелие было руководством в жизни. При нашем сомнении, возможно ли это на
практике, её жизнь является для меня и примером, и укором, и призывом к действию.
В России мы часто связываем все надежды с государством, хотя это неправильно. Так и в Церкви все надежды
возлагаем на священнослужителей. А Елисавета Фёдоровна никакого сана не имела и, тем не менее, считала
себя христианкой, которая должна служить России. И сегодня мы начинаем привлекать к такому служению большое
количество мирян, они являются будущим нашей страны. Если мы сможем создать такую православную общественность,
которая будет иметь какой-то вес в обществе, заниматься благотворительностью, делами образования, культурные
инициативы выдвигать, то мы поможем не только Церкви - всей России. Это, мне кажется, единственная спасительная
ниточка, без которой мы не сможем сделать христианство живой кровью нашего народа.
Правильно говорят, что немцы поодиночке все скучные и неинтересные, а соберутся вместе - народ, но мы,
русские, без православия, если даже соберёмся, то не народ. С православием мы можем освобождать Москву
от иноземных захватчиков, с православием мы можем восстанавливать разрушенные города, с православием мы
можем творить чудеса и становиться святыми. А без православия мы можем строить только пятиэтажные трущобы,
доносить друг на друга и отправлять в лагеря, а на войне становиться предателями Родины. Как сказал Достоевский,
русский человек без православия - дрянь.
- Святейший Патриарх Кирилл, освятив недавно Храм на крови в Екатеринбурге, сказал, что мы даже представить
себе не можем, кок попиралась вера православная в конце XIX - начале XX века: большинство интеллигентов
похвалялись своим безбожием, многие ударились в оккультизм, а те, кто сохранил православную веру, боялись
признаться в этом окружающим. За тот народный грех Господь послал нам тяжёлые испытания и большую кровь
революций и войн.
Но именно в то ужасное время жили великие святые Иоанн Кронштадский, Елисавета Фёдоровна, Патриарх Тихон,
которые, в отличие от гнилой интеллигенции, вели народ не к погибели, а к спасению. И в наше время реанимации
капитализма у нас есть единственная возможность не повторить ужасы ХХ века: мы должны следовать жизненному
примеру не безбожников, а святых - таких, как Елисавета Фёдоровна?
- Должны следовать. И доносить до людей её образ, её мысли. Чтобы все знали, что такие люди были. И были
во времена гораздо более трудных испытаний, чем сегодня у нас. Они выстояли. И они победили. И передали
нам знамя победы.
- В чём, на ваш взгляд, заключается духовное наследие святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы
Фёдоровны?
- В том, что нельзя разделять служение Богу и служение обществу.
- И священникам, и мирянам?
- Да, эти служения у всех должны быть совместными. Вспомните Святителя Алексия, который был великим подвижником,
великим молитвенником и одновременно величайшим общественным деятелем, долгие годы сохранявшим Россию.
У каждого из нас молитва должна обращаться в дело, а дело - сопровождаться молитвой.
|