Благотворительный
фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"
ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!
|
|
сентябрь 2010
Новолетие
Анна Овсянникова
1-го сентября Новый год по церковному календарю
Сколько раз в году
можно праздновать Новый год? В России - как минимум, два: про юлианский и григорианский календари каждый
хоть что-то, да слышал. Знатоки еще вспомнят петровскую реформу 1699 года, когда праздник был перенесен
с 1-го сентября на 1-е января, как в Европе. Но была на Руси и еще одна дата для Нового года…
Прежде чем начать встречать Новый год в сентябре, православные народы отмечали этот праздник в марте.
В XV веке в Москве состоялся Собор, по решению которого Новый год был перенесен с 1 марта на 1 сентября.
Таким образом, российское новолетие пришло в соответствие с остальным православным миром, где 1 марта
перестал быть первым днем Нового года еще в далеком 325 году по решению Вселенского собора в Никее.
Зачем святым Отцам понадобилось переносить начало года? 1 сентября 312 года Император Константин Великий
одержал победу над Максентием и даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого
Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня,
который был началом "свободы христианской".
Но не это, безусловно, значительное, но не срочное дело послужило причиной организации первого столь масштабного
съезда христианских епископов. Тогда, в 325 году император Константин созвал Вселенский собор для того,
чтобы поставить точку в споре между александрийским епископом Александром и Арием. Спустя два месяца,
в течение которых продолжался собор, святые Отцы признали богохульством позицию Ария, отрицавшего божественность
Христа.
Мудрейшие старцы собрались тогда в Никее. Православная сторона выдвинула здесь выдающихся епископов и
по учености, и писаниям, и по подвижничеству и исповедничеству. На литературно-богословском поприще уже
выступили Александр Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий
Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион
из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон из Египта
с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях.
Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский. Он был святой
простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. Константин,
входя в залу при парадном открытии собора, демонстративно приветствовал, обнимал и целовал в выколотые
очи этих исповедников. Разумеется, в наличности присутствовали тут и все главари арианства, кроме самого
Ария.
Сложно переоценить значение для православных христиан первого из семи Вселенских соборов. Как известно,
епископы осудили арианство и утвердили постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Был
составлен Символ Веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским. Собор также установил
время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
Что же касается перенесенного на 1-е сентября Нового года, то до России это нововведение дошло лишь многими
веками позже. Здесь Новый год по-прежнему встречали 1 марта, связывая его с началом полевых работ, до
конца XV века. Только в 1492 году русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия с
1 марта на 1 сентября. Праздник стал церковно-государственным. Но довести в России реформу летоисчисления
до конца тогда так и не удалось.
Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус
Христос сказал, что Он пришел исцелять сокрушенных сердцем... проповедовать лето Господне благоприятное.
Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году Джованни Компани сообщал:
"На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда
об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ,
осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в
это время громко кричит: "Великому Государю нашему и детям его многая лета!" При этом все радостно
поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни".
В XVII веке на Руси день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали
делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения - их всех богато оделяли милостыней,
одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали
заключенных в темницах.
Так было до прихода на трон Петра Великого: 20 декабря 1699 года был издан именной указ Петра Первого
"О праздновании Нового года", который предписывал производить счисление лет не "от сотворения
мира", а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих
европейских странах. В первые ночи XVIII века столичные улицы были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми
ветками - еще одно новшество, заимствованное Петром у Запада. Согласно правительственному предписанию,
празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января.
Однако церковный календарь не претерпел никаких изменений: в богослужебных книгах приход нового лета остается
за 1 сентября, а первым праздником в богослужебном церковном году является Рождество Пресвятой Богородицы
- 21 сентября.
|