Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
декабрь 2010

Содержание номера



Любовь к жизни и любовь к правде.

Смольникова Валерия Викторовна

И.Е. Репин. «Протодиакон» (1877 г.)

Жизнь такая сложная и неоднозначная, но в то же время удивительная и гармоничная. Как же непросто изобразить всю ее многогранность, передать свой опыт восприятия и видения мира другому человеку! Действительно, это должен быть талант, и таким талантом наделяет Бог художников, «живописцев жизни». Особый интерес вызывают такие мастера, которые смогли воплотить в своих картинах именно ту самую непростую жизнь русского народа, уловить в ней проявление силы народного характера, его колорит. Реалистическое движение в живописи было в новинку для XIX в., но именно на 70-е гг. XIX в. приходится начало работы Товарищества передвижных художественных выставок. Это было творческое объединение, которое вобрало в себя лучшие «художественные силы» тогдашней России. И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин — и это далеко не все, кто считал для себя долгом послужить своим творчеством родной стране и народу. Товарищество было создано по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В.Г. Перова. Но идейным и организационным лидером передвижников можно по праву назвать И.Н. Крамского, который играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860 — 1870-х гг.
Изобразить жизнь во всей полноте, живо и непредвзято, наверное, именно так себе и мыслили свое творчество художники-передвижники. Само слово «передвижники» может многое сказать об этих мастерах, они не сидели на месте, они постоянно ездили по стране. Представляя свои картины на организуемых ими же выставках, они тем самым приобщали к реалистическому искусству простых людей, которые так нуждались в поддержке, в осознании того, что они не одиноки в своих горестях и радостях.
В своем творчестве передвижники глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало среди этих художников и искусство изображения трудящегося человека. Все это было не совсем характерно академической традиции в искусстве, но как раз это и было нужно простому народу, это находило отклик в его душе, именно поэтому организованное художниками-реалистами Товарищество очень быстро набирало обороты и вскоре стало крупнейшим центром художественной жизни России.
Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения, а также переломные моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Такие работы отмечены небывалой глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством. Такие художники, как В.Д. Поленов и И.И. Шишкин, по праву считаются мастерами пейзажной живописи, они сумели передать в своих полотнах тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека. Никто до этого с такой неподдельной открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не мог поведать зрителю о своей любви к родному краю, к завораживающей прелести русской природы.

И.Н. Крамской. «Христос в пустыне» (1872 г.)

Художники-передвижники, конечно, не могли обойти стороной и сюжеты евангельской истории. Глубоко личное переживание Евангелия находило выражение во многих пронзительно эмоциональных работах. Это и «Христос в Гефсиманском саду», и «Снятие с креста» Перова, «Христос в пустыне» Крамского, «Распятие» Н. Ге и многие другие полотна. Эти картины во многом о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе. Передвижники неизменно видели задачу искусства в том, чтобы оно приходило на помощь человеку в моменты душевных испытаний, приносило ему «успокоение и крепость для продолжения того, что называется жизнью». Этим и определяется сдержанное достоинство их искусства.
Обращение к фольклору как к источнику формирования русского национального характера также интересовало передвижников. Одним из первых русских художников, обратившихся к русскому фольклору, был В.М. Васнецов. В своих работах он прежде всего стремился в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Такие картины, как «Аленушка», проникнутая искренней поэтичностью, или «Богатыри», знакомы и близки каждому русскому человеку.
Правдиво изображая события и сцены из жизни, задачей своего творчества художники-передвижники считали в первую очередь обличение жестокости и подчас социальной несправедливости по отношению к бедным и нуждающимся. Показать силу характера и первозданную красоту русского человека, несмотря на его социальное положение и статус; научить видеть мудрость, красоту, силу человека труда — вот основные установки передвижников.
На протяжении 70 — 80-х гг. XIX в. и в дальнейшем творчество передвижников только углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики. Что еще раз подтверждало их статус истинно народных художников, любящих свою Родину и свой народ.



 

 

Содержание номера



 

Новые проекты Благотворительного фонда "Русская Берёза"

 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100