Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА" ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
|
-- | Главная | Архив | Приглашаем авторов | Фонд «Русская Берёза» | Где можно получить нашу газету | --
Февраль-март 2011
Содержание номераЧтобы свеча не угасла
Владислав Сопов
О, бездна богатства, и премудрости Пути Господни неисповедимы. Пример тому — наша столица Москва. Долгие годы она была лишь захудалым селом Владимиро-Суздальской земли. Принимал ганзейских купцов Великий Новгород, бился с ляхами и венграми Галич, возводились белокаменные церкви Киева, Владимира, Ростова Великого… А Москве до начала XIV в. далеко было даже до статуса второстепенного городка. Более того, она во всем уступала даже своей гордой соседке — Твери. Но одному человеку удалось круто повернуть историю Москвы, а, пожалуй, и всех Русских земель. Имя ему — Иван Калита. О нем написано немало: почти все историки воссоздают образ хитрого, беспринципного скопидома, покорного холопа Орды. Но дать Калите такую характеристику — все равно, что пытаться нарисовать миниатюру малярной кистью. Все гораздо сложнее — и тоньше, и глубже. Есть один сюжет его правления, который приоткроет читателю все грани этой выдающейся личности. Сегодня в центре нашего внимания — Тверь, год 1327… В то утро дьякон повел свою лошадь к Волге на водопой. Лошадь приглянулась татарскому воеводе, он попытался отобрать её у служителя Церкви. Дьякон закричал: «Люди, не выдайте!». И чаша терпения тверичей переполнилась. Татары, которые подняли руку на человека Церкви в день Успения Богородицы, были убиты на месте. Началось полномасштабное антитатарское восстание. Князь Александр Тверской не удержал своих людей, да и мог ли? Да и хотел ли? Несколько уцелевших пастухов добрались до ставки своего хана Узбека. Тот был вне себя: рабы, вчерашние холопы убили его полководца вместе со всем отрядом. Он собирает карательную экспедицию — «Федорчукову рать» по летописям. Все князья Руси как вассалы Орды были обязаны идти в этот поход. Однако особое место — «вожа» (провожатого) — татары отдали Ивану Калите. Но роль «провожатого» не должна никого обманывать — за 80 лет ига татары изучили дороги Руси так, что могли и сами найти кратчайший и удобный путь по замерзшим рекам зимой 1327 — 1328 гг. Скорее всего, это была проверка на лояльность московских Даниловичей. Татары видели: все на Руси менялось. Ставка на Тверь уже была весьма и весьма ненадежной. Все помнили в Орде, как стояли на коленях в ханском шатре рядом Юрий Данилович — брат Калиты и Михаил Тверской, отец Александра. Хан решал, кому из них отдать ярлык. Москве или Твери быть главой всей Руси, её верховным представителем перед татарами? Все это было каким-то дьявольским аукционом. Юрий и Михаил соревновались в том, кто больше сможет заплатить дани татарам, кто сможет в угоду степнякам сильнее ограбить своих людей… У Михаила не выдержали нервы. Он объявил, что будет платить такую дань, которой ни до, ни после этого не видели в Орде. Ярлык отошел к нему, но его заявление осталось не более чем срывом отчаяния. Естественно, такую дань Тверь «не потянула»: Михаил выжал все соки из своих людей, обрек их на голодную смерть, но нужной суммы так и не собрал ни разу. Вот где истинные корни похода 1327 — 1328 гг! Узбек решил наказать Тверь за игру не по карману, и проверить Москву как потенциального союзника. И Иван проявил все достоинства истинного правителя своего народа. Он жестоко расправился с тверичами: Тверь больше никогда не играла заметной роли в жизни Руси. Но надо разобраться, так ли виноват в этом Калита. Тверь была обречена на гибель не им, а безрассудной политикой своих князей. Если бы не погибла Тверь, были бы разграблены все остальные земли. И Иван Калита просто спас то, что можно было спасти. В этом смысле он проявил себя как истинный христианин. Он взял на себя этот грех перед Господом, но спас от разграбления и позора сотни церквей и тысячи людей. Но главное — он заложил основы «дела Москвы». Это не просто геополитическое главенство в Северо-Восточной Руси. Это — служение Пресвятой Богородице, Храм Успения Которой в Москве заложил именно Иван Калита. И, пожалуй, лучше всего все устремления этого великого человека описаны в завещании его сына, Симеона Гордого, где сказано «…чтобы свеча не угасла». А свечу эту — жертвенную свечу перед иконой Богородицы, свечу Москвы и свечу Руси — зажег великий князь Иван Калита
Содержание номера |