Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
февраль-март 2011

Содержание номера



Праздновать ли нам масленицу?


Афанасьев Иван Владимирович


Масленица. Кустодиев Б. М. 1919 г.

Издревле известен русскому народу праздник, именуемый масленицей. Пожалуй, не представляется возможным даже ориентировочно сказать, когда он появился. Первые подробные описания обрядовой составляющей праздника относятся к середине XVI в. Но мясопуст (как ещё называлась масленичная неделя) упоминался уже в летописи Нестора в 1090 г. Одно можно сказать точно: корни у этого праздника — языческие.
Масленичная неделя начинается за 56 дней до Пасхи (что обычно соответствует концу февраля или началу марта, то есть периоду, близкому к весеннему равноденствию) и является преддверием строгого Великого поста. Отношение к посту на Руси было более чем серьезное: народ не только соблюдал посты во всей строгости церковного устава, но и шёл в этом отношении значительно далее, устанавливая сплошь и рядом свои постные дни, неизвестные церкви. До сих пор в каждом селе и в каждой деревне встречаются благочестивые старики и старухи, которые «понедельничают», то есть кроме среды и пятницы постятся и по понедельникам. Зная эту благочестивую особенность русского народа, желая несколько облегчить крестьянам переход от мясоеда к Великому посту и исподволь вызвать в душе верующих то молитвенное настроение, которое заключается в самой идее поста, как телесного воздержания и напряжённой духовной работы, православная церковь установила сырную неделю с её полускоромной пищей.
Но эта попечительная забота о народе осталась гласом вопиющего в пустыне, и масленица не только вошла в число народных праздников, но стала самым широким и безбрежным из них. В эту неделю наш скромный и набожный народ разгибал спину и старался в вине и веселии утопить все тяготы трудовой будничной жизни. Отчасти это было вызвано языческой традицией проводов зимы в дни весеннего равноденствия. Обильные кушанья и бесконечное веселье должны были стать залогом хорошего урожая. Все обряды и игрища, устраиваемые на масленичной неделе, можно разделить на два рода. Первый — это игрища, призванные обеспечить плодородие земли и обильность урожая, второй же род масленичных забав был призван обеспечить благополучие и многодетность молодых семей, тех, которые справляют первую свою масленицу. Так, например, чтобы лен родился хорошо, девушки катались с горок на поддонах от прялок и старались укатиться как можно дальше, в чём им охотно помогали глазеющие парни. Молодые семьи же в эти дни старались посетить всех, кто был на их свадьбе и непременно одарить подарками. Считалось, что в этом случае в семье всегда будет мир и достаток.
Непременным атрибутом масленичных гуляний было катание на санях, чучела масленицы с её последующим сжиганием в воскресенье где-нибудь за околицей деревни. Чучело масленицы чаще всего выполнялось в женском обличии с явно выраженными и гипертрофированными физиологическими особенностями. Можно с большой долей уверенности говорить о том, что во всех областях чучело масленицы символизировало собой зиму, и её сожжение должно было приблизить наступление весны. Сожжение чучела масленицы составляло заключительный аккорд деревенского веселья, за которым уже следовал пост, поэтому присутствующие при сожжении обыкновенно швыряли в костёр все остатки масленичного обжорства.
Последний день масленицы — воскресенье, носит также название «прощеного». Заслышав печальный великопостный благовест, подгулявшие мужики истово крестились, стараясь стряхнуть с себя масленичное настроение: с этого момента начинался Великий пост. Сразу после вечерни по избам начинали ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». — «Прости и ты меня», — слышалась в ответ та же просьба.
Таким образом, те масленичные гуляния, которые нам знакомы ныне, представляют собой сложное переплетение языческой и православной традиций, как в общем-то и многие народные праздники. Сколь позволительно участвовать православному христианину в масленичных гуляниях? Не стоит ли поберечься от них? Сегодня уже никто не вспомнит, что же означает то или иное действие, та или иная игра, которые «по традиции» совершаются во время масленичных гуляний — эта языческая составляющая масленицы благополучно канула в лету. Нам же остался весёлый, широкий и разудалый праздник, мораль которого в первую очередь зависит от нашего к нему отношения. И если относиться к нему как к игре, как к возможности весело провести время в кругу хороших друзей, то нет ничего зазорного в том, что бы пойти на штурм снежной крепости или даже участвовать в сожжении чучела масленицы. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст оскверняет человека» (Матф.15:11).

Содержание номера



 

 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100