Благотворительный
фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"
ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!
|
|
февраль-март 2011
Рубрика «Письма читателей». Рассуждая о 8 марта
Латышева Наталия Юрьевна
|
Православные христиане относятся к празднику 8 марта по-разному. Одни твердят о связи 8 марта с Пуримом (к этой точке зрения, например, склоняется диакон, профессор Московской Духовной Академии, Андрей Кураев, неоднократно писавший на эту тему) и о политическом подтексте праздника, другие — что отдавать дань празднику, безусловно, нужно, но не по-светски, а по-христиански. Автор расскажет о своей позиции по этому вопросу, и надеется, что сподвигнет читателя определить свое личное отношение к Международному женскому дню.
Изучая историю
Историю создания праздника я изучила всего несколько лет назад, когда накануне 8 марта говорила с коллегой и речь зашла о Кларе Цеткин. Тогда я полезла в книги, чтобы понять, что я собственно праздную. Прочла и о немецких женщинах-борительницах за свои права, и о еврейском празднике Пурим (установлен в память о спасении евреев в Персидской империи. Праздник связывают с именем женщины Эсфирь. Некоторые исследователи считают, что Клара Цеткин, еврейка по национальности, предлагая идею празднования 8 марта, вспоминала именно это событие). Но, если уж честно, по-женски, то полученная информация никак не изменила моего отношения к 8 марта. Я так и продолжала радоваться букетику желтых тюльпанов, которые утром в этот день по традиции дарил мне папа, и теплым поздравлениям от мужчин-коллег по работе, а впоследствии и поздравлениям мужа. Позже, когда я уже стала ходить в храм, узнала, что у православных христиан отношение к празднику 8 марта неоднозначное. Поразмышляв некоторое время, я признала, что не изменю свое отношение к 8 марта, и вот почему.
Взгляд на современную женщину
Какова современная женщина, которая еще не на пути к Богу сегодня? Она сильная. Она стремится сделать карьеру, занять, по ее мнению, достойное место в жизни. У нее есть хобби. У нее на все свое мнение и она готова его отстаивать. Может быть, у нее есть дети. При этом, к сожалению, она часто чувствует одиночество, боится показаться слабой, даже если у нее есть семья, ощущает некую, плохо объяснимую внутреннюю пустоту. Иногда она даже обращается к психологам, чтобы разрешить эти внутренние проблемы, но это мало чем помогает. Итак, получается — все есть, а женского счастья все равно нет. Почему? Потому что ее глубинная суть — быть женой, помощницей мужу, матерью детям, быть кроткой, нежной, мягкой, быть Женщиной — заслонена житейским и суетным — карьерой, погоней за достатком, за призрачными материальными благами. Хотя автор считает, что в женской карьере и материальных благах ничего плохого нет (тем более, сегодня далеко не у всех женщин есть возможность не работать), все же когда карьера стоит на первом месте или кроме нее нет ничего духовного, происходит омертвение души. Как все это связано с 8 марта? Думаю, что в этот день женщина как раз и возвращается к своей женской сути, задумывается, что мужчина и женщина — разные (и в то же время дополняют друг друга, одно), соответственно, есть смысл становиться Женщиной во всех смыслах этого слова, а не соперничать с мужчинами и отстаивать свои права.
Так праздновать или нет
В свете христианского учения о человеке праздники по половому признаку — это неверно, ведь Бог сотворил мужчину и женщину — единое творение. Но, как говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (еще будучи митрополитом, на круглом столе в рамках выставки «Православная Русь»): «... подвиг женщин в российской истории заслуживает особого уважения, именно женщины сохранили веру на Руси в советское время, когда быть верующим было опасно». Митрополит считает, что ради этого подвига любой день в году можно предложить в качестве праздника. Что касается православного женского дня — Недели святых жен-мироносиц, то этот праздник пока не общенациональный, напомнил митрополит Кирилл и предложил наполнить 8 марта другим содержанием: молиться за наших женщин и не думать об идеологии. К слову, не будем забывать, что 8 марта обладает и объединяющей силой: именно в этот день женщины многих стран, разделенные национальными границами или этническими, языковыми, культурными, экономическими и политическими различиями, могут собраться вместе и вспомнить о своем предназначении.
Кстати, готовя материал, я опросила всех знакомых женщин — никто в день 8 марта не вспоминает Клару Цеткин или Пурим, для всех это просто день, когда мужья чуточку более внимательны, отцы чуть более галантны, коллеги по работе культурней, а они сами красивей, радостей и счастливей. Неужели такую радость нужно «взять и отменить»? Конечно, для христианок праздники Божией Матери — их праздники, но ведь не все женщины в Церкви. Так что, может, и не стоит нам, православным, акцентировать внимание на корнях праздника, а радоваться, что он вообще есть, и хотя бы один раз в году невоцерковленная женщина может подумать о том, куда ей действительно стоит двигаться: к псевдоуспешности или же к своему настоящему женскому счастью — семье и детям.
Как его отметить
8 марта выпадает на Великий пост. Здесь каждый сам выбирает — посещать ему корпоративные вечеринки на работе, которые сейчас есть почти везде. Если ответ «да», то время на рабочем празднике нужно провести соответственно посту: есть постные блюда, воздержаться от алкоголя, не пускаться в пляс. Если «нет», то можно по-христиански провести этот выходной день дома: неспеша сходить на службу, помочь близким, сделать давно отложенные дела по дому. И главное, как мне кажется, не сосредотачиваться на истоках праздника, не вступать в идеологические дебаты, а просто от души и с любовью поздравить мам, бабушек, жен, сестричек, дочерей. А нам, женщинам, в свою очередь еще раз подумать о том, что же для нас самое главное, для чего мы вообще живем.
С праздником Вас, дорогие женщины и Бог в помощь в хранении домашнего очага, в труде по воспитанию детей, в добрых делах и в работе!
|