Благотворительный
фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"
ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!
|
|
февраль-март 2011
Печатных книг дело
Марина Анохина
|
Иван Федоров в своей типографии. С картины XX в. |
1 марта 1564 г. повелением Ивана Грозного и благословением Митрополита всея Руси Макария на Руси вышла первая точно датированная книга «Апостол».
Вот это древнее издание, перед нами. Тяжелый кожаный переплет, окованные железом застежки. Толстая, сильно потрепанная книга с красивым шрифтом, буквицами и заставками. Первое русское издание, сошедшее с печатного станка.
По некоторым данным, в различных библиотеках и древних хранилищах русских сейчас насчитывается всего около шести десятков экземпляров этого издания. Более четырех веков служат они людям. Сколько поколений чтецов, пономарей, дьяков и дьячков прошли науку церковную по этим древним книгам! Почему именно с «Апостола» было решено начать печатное дело на Руси?
Казалось бы, наиважнейшей богослужебной книгой является Евангелие. Логично было бы выпустить в свет эту книгу первой. Но у нас на Руси первым был «Апостол». Вот какое толкование этого факта можно привести в историческом контексте.
«Благословением преосвященного Макария митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве», — такая запись в вышедшем в 1565 г. Часослове свидетельствует о роли Митрополита в русском печатном деле. Святитель Макарий прославился в церковной истории еще и тем, что возродил соборное начало в жизни русской православной церкви. При нем очень часто собирались Соборы, на которых принимались соответствующие важные решения. Например, за время, пока святитель возглавлял Московскую кафедру, были канонизированы 39 святых. Это обстоятельство способствовало расцвету житийной литературы, иконописи. В 1551 г. был созван собор, который получил название «Стоглав». Этот собор был призван искоренить нестроения и содействовать упорядочению христианской жизни на Руси. На этом же Соборе и было принято решение об организации книгопечатания на Руси.
Так почему же именно «Апостол»? Ответ прост: эта книга на Руси повсеместно использовалась для обучения духовенства. Только что прошедшие Соборы как раз и осудили ереси, неправильно толковавшие Священное Писание. А в «Апостоле» содержатся первые образцы толкования учениками Христа Священного Писания. Примечательно Послесловие к изданию «Апостола» 1564 г. В нем, в частности, говорится:
«И поэтому благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел покупать святые книги на торгу и полагать их во святых церквах — Псалтыри, Евангелия, Апостолы и прочие святые книги. Но из них мало оказалось годных, остальные же все искажены несведущими и неразумными переписчиками, а иные оттого, что пишущие оставляли их без исправления. И это стало известно царю, и он начал размышлять, как бы издать печатные книги, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у прочих народов, чтобы впредь святые книги излагались правильно. И так возвещает мысль свою преосвященному Макарию митрополиту всея Руси. Святитель же, услыхав, весьма обрадовался и, воздав благодарение Богу, сказал царю, что мысль эта ниспослана Богом и есть дар, нисходящий свыше. Итак, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерство печатных книг в год 61-й восьмой тысячи [1533]; в 30-й же год [1563] царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело».
Царь Иван Грозный не хотел быть хуже других, имел намерение соответствовать европейскому уровню! Итак, было решено организовать первую государственную печатню, «друкарню». До ее появления выходили в свет печатные книги неизвестных (анонимных) типографий. Но ученые сейчас относятся к этим первым образцам русского полиграфического искусства неоднозначно. Кто расценивает анонимные книги как подготовку к прекрасно изданному первому российскому «Апостолу», а кто-то просто трактует их работу как частное, а не государственное дело.
Как же выглядела первая «друкарня», какие приспособления применялись первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, никто не знает. Не сохранилось практически никаких упоминаний об этом в исторических памятниках. Известно лишь, что находилась мастерская в Москве на Никольской улице. Возможно, это было отдельное здание, оборудованное на царские деньги. Там же были приготовлены шрифты и первые печатные приспособления, заставки, рисунок которых так напоминал рукописные оригиналы, выходившие из-под пера переписчиков. Огромная работа была проведена по подготовке, как бы сейчас сказали, оригинал-макета. Необходимо было выверить текст «Апостола», на что ушла, скорее всего, большая часть времени (с момента решения об организации типографии до выхода в свет первой книги прошло около года). Известно также, что Митрополит Макарий помогал редактировать текст «Апостола».
Откуда родом первопечатник Иван Федоров, доподлинно неизвестно. По одним данным, он был из Южной Польши (из Пйонтковиц), либо из Белоруссии (из Петковичей). Другие данные показывают, что Иван родился в Москве около 1510 г. Одно известно более или менее точно: он обучался в Краковском университете в 1529 — 1532 гг. и имел степень бакалавра, о чем имеется запись в архивах этого учебного заведения. Несомненно, учеба помогла Ивану Федорову в работе над текстами богослужебных книг. К тому же, во время работы над «Апостолом» Иван Федоров служил диаконом в кремлевском храме Николы Гостунского.
О другом первопечатнике — Петре Тимофееве Мстиславце — сохранилось еще меньше сведений. Доподлинно известно лишь, что он точно работал в Москве с Иваном Федоровым, ибо сохранились о том документальные сведения. Предполагают, что родился Петр в белорусском городе Мстиславле. О его образовании нет никаких упоминаний. О дальнейшей жизни Петра Мстиславца известно лишь, что он и дальше занимался печатным делом, так как его автографы есть в более поздних изданиях.
Итак, Иван Федоров и Петр Мстиславец со товарищи отпечатали, просушили и переплели первый «Апостол». Он разошелся по всей земле русской: попал и в северные архангельские и новгородские земли, и в Киев, и в Казань, во вновь завоеванные царем Иваном Грозным земли, ибо там в то время повсеместно строились и открывались храмы. Не зря говорят, что дело печатное, книжное во все времена приравнивалось к служению апостольскому, просветительскому. Таковым оно осталось и по сей день.
|